Губернаторские выборы, возможно, вскоре претерпят существенные изменения.
По крайней мере, об этом мечтают центристы в Госдуме.
Владимир Пехтин, лидер фракции "Единство":
Мы выступаем с поправками ко второму чтению новой редакции
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ". Предлагается
существенное изменение как процента пороговой явки избирателей
на региональных выборах всех уровней, так и увеличение числа
голосов для признания таких выборов состоявшимися. В законе
предусматривается введение нового положения, согласно которому
выборы признаются не состоявшимися в том случае, если ни
один из зарегистрированных кандидатов на должность высшего
должностного лица субъекта РФ не набрал более 50 процентов
голосов избирателей, ни один из зарегистрированных кандидатов
в органы госвласти или органы местного самоуправления не
набрал более 25 процентов голосов избирателей, а также если
ни один из списков кандидатов при голосовании за списки
не набрал более 12,5 процентов голосов избирателей на выборах
в региональные законодательные органы власти. Такие ужесточения
позволят существенно укрепить авторитет госвласти в регионах,
а также повысить явку избирателей на выборах.
Олег Морозов, лидер депутатской группы "Регионы
России" в Госдуме РФ:
Законодательная инициатива, направленная на повышение легитимности
избрания губернаторов, не должна сужать рамки демократической
процедуры выборов глав субъектов РФ. Поэтому необходимо
доработать предложения, касающиеся выборов глав регионов,
с которыми выступил ряд депутатов, представляющих партию
"Единая Россия".
В нынешнем виде у идеи мало шансов на прохождение, но надо
искать разумное содержание в предложенном. Безусловно, нельзя
сохранять нынешнюю систему, когда руководитель того или
иного субъекта избирается подавляющим меньшинством населения.
Однако нельзя использовать столь жесткую схему, ставящую
под вопрос саму возможность избрания руководителя региона.
Стоит обсудить вариант, при котором выборы признаются состоявшимися,
когда явка избирателей составляет 50 процентов (плюс один
голос) и победителем признается тот, кто набрал 50 процентов
(плюс один голос) - но уже от принявших участие в голосовании.
При этом не следует отказываться от второго тура. Эта схема
сужает возможность, существующую по умолчанию, - назначать
решением президента РФ глав субъектов, если в регионах выборы
были признаны - в рамках предложенной сегодня поправки -
несостоявшимися. Процедура такого назначения должна быть
прописана более тщательно.
Александр Лебедь, губернатор Красноярского края:
Выборы - блажь, несущая лишь дополнительные затраты. Нищим
регионам не стоит играть в политику, если они даже не могут
обеспечить себя. У нас было 13 регионов - доноров, и тех
ликвидировали, осталась шайка нищих, гордящихся своей свободой.
Я вообще считаю, что главы российских регионов должны назначаться
президентом страны. Нужно возвратить прежнюю систему назначения
губернаторов и градоначальников, которая существовала в
России более 300 лет.
Сергей Миронов, спикер Совета Федерации РФ:
Я против подобной идеи - назначения глав регионов. Мы строим
в России демократическое общество и должны руководствоваться
волеизъявлением народа. К назначению глав регионов косвенно
могут привести рассматриваемые в Госдуме изменения в избирательное
законодательство, которые предусматривают избрание губернаторов
в один тур при явке избирателей в 50 процентов.
Меня несколько удивляют мои коллеги из Госдумы, которые
предлагают законопроект, ведущий в тупик реализацию избирательного
права. Опыт последнего времени свидетельствует о том, что
явка в 45 процентов - это уже высокий показатель. То есть,
при условии явки в 50 процентов, выборы попросту могут не
состояться. А что дальше? Назначение губернаторов?! Поэтому
реализовать на практике предлагаемые депутатами поправки
нереально. Вместе с тем, часто бывает так, что главы регионов
избираются слишком маленьким процентом избирателей, и думать
на эту тему необходимо.
Полагаю, что Госдума просто пошла проверенным парламентским
путем. То есть, депутаты сразу задают жесткие условия с
тем, чтобы потом путем поправок выйти на какую-то разумную
норму.
Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора
Фонда "Центр политических технологий":
Такое предложение может окончательно подорвать авторитет
выборов как института. Но необходимо сразу оговориться.
Во-первых, этого предложения еще никто не видел, его нет.
Когда речь идет о законе, надо смотреть конкретные формулировки.
Закон пересказывать нельзя. Во-вторых, кажется, это относится
только к губернаторским выборам. Если же законопроект будет
вынесен том виде, как это озвучивалось, у меня сильные сомнения
в том, что он пройдет. Есть элементарное доказательство
- Палата приняла, но президент наложил вето на закон, вводящий
обязательно второй тур для губернаторов,- гораздо более
мелкое предложение, хотя такой же направленности. То есть
президент не стал ссориться с губернаторами по гораздо более
мелкому поводу. В том виде, как это озвучивается, предложение
лишено смысла, потому что не может быть такой законодательной
нормы, при которой нет четкого определения исхода выборов
или порядка их проведения. Должно описываться, чем это должно
завершиться, и если вот так не получилось, то что делать
дальше. Все избирательное законодательство наше худо ли,
бедно ли дает ответы на все возможные исходы выборов. В
том числе и такие исходы, где из за явки что-то не получается.
Вопрос явки избирателей можно решить совсем по-другому.
Во-первых, во всех наших избирательных системах предусмотрен
второй тур, там, где требуется обеспечить реальное большинство
проголосовавших за победившего кандидата. Во-вторых, во
втором туре нигде нет порога явки, по-моему, исключение
это Якутия. В большинстве случаев на втором туре порога
явки нет по той простой причине, что этот кандидат уже в
первом туре получил большое число голосов при большой явке.
Центристские группы большинством своим голосовали за введение
обязательного второго тура для губернаторских выборов, президент
наложил вето. Многие из центристских групп голосовали за
отмену права большинства губернаторов избираться на третий
срок, большинства, тем не менее, не было у этого предложения.
Вот поэтому у меня сильные сомнения, что это предложение
докуда-то дойдет.
Вести.Ru
Александр Вешняков, председатель Центризбиркома РФ:
Проблема недостаточной активности избирателей поставлена
правильно, но способ ее решения выбран неверный. Подобные
поправки могут привести к тому, что выборы прошли, в них
приняли участие 90 процентов избирателей, а результатов
нет. Эти поправки не поддержат ни парламент, ни президент.
Надеюсь, что авторы непродуманных поправок сами скорректируют
свои законодательные инициативы.
Борис Надеждин, первый заместитель руководителя фракции
"Союз правых сил":
Инициатива депутатов центристских фракций в Госдуме относительно
проведения выборов губернаторов не выдерживает никакой критики.
Либо депутаты не понимают, что предлагают сами, либо это
своеобразный способ выяснить реакцию общества на возможное
назначение губернаторов. У меня складывается ощущение, что
где-то глубоко в подполье зреет страшный план по назначению
губернаторов. Если эта поправка действительно будет принята,
то государственная машина остановится совершенно.
Если эта инициатива исходит и из Кремля, то действует глубоко
законспирированная группа заговорщиков. Сама инициатива
может серьезно дискредитировать президента РФ, поскольку
выдвинута фракциями, заявлявшими о его поддержке.
Константин Косачев, первый заместитель руководителя
фракции "Отечество - Вся Россия":
Эти поправки - только начало пути, и не исключено, что
следующий шаг будет сделан в совершенствовании избирательного
законодательства на федеральном уровне.
Прохождение через нижнюю палату законодательных инициатив
центристов по ужесточению избирательных процессов в регионах
РФ абсолютно нереально. Это мое личное мнение - официальная
позиция президентской стороны по поправкам центристов пока
еще не сформирована. Подобные изменения в избирательное
законодательство лишь усложняют и без того непростые региональные
выборы. Это нереально и нецелесообразно.
Валерий Горегляд, первый вице-спикер Совета Федерации:
Поправки устанавливают слишком высокий барьер для определения
победителя на выборах. Думаю, что их ожидает сложное прохождение
в избирательное законодательство через верхнюю палату российского
парламента. Реалии сегодня таковы, что в случае прохождения
таких изменений в законодательство, мы вряд ли сможем обеспечить
проведение выборов в регионах.
Сергей Митрохин,
заместитель председателя партии "Яблоко", депутат
Госдумы РФ:
Предложение координационного совета проправительственных
фракций "Единство", ОВР и группы "Регионы
России" об установлении на региональных выборах порога
в 50 процентов голосов граждан, включенных в избирательные
списки, - это сознательная провокация, направленная на окончательное
разрушение одного из базовых демократических институтов
- выборов. Признание избранным только кандидата, набравшего
50 процентов голосов от списочного состава избирателей,
коренным образом противоречит веками сложившейся и единственно
возможной практике функционирования института выборов в
демократических странах. Действия проправительственных фракций
в данном случае - это свидетельство активизации тех сил
во власти, которые стремятся ликвидировать выборы под лозунгом
укрепления властной вертикали, представляющей собой ни что
иное, как диктатуру.
У "Яблока" есть свой вариант совершенствования
избирательного законодательства, и в частности, партия и
представляющие ее в Госдуме депутаты предлагают решать эту
проблему путем законодательного закрепления двухтуровой
системы голосования. Соответствующая поправка к проекту
новой редакции закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права граждан на участие в референдуме РФ" представлена
членами фракции "Яблоко" в Госдуму в декабре прошлого
года. Она предусматривает обязательный второй тур выборов
глав региональной исполнительной власти в случае, если в
первом туре ни один из кандидатов не набрал более 50 процентов
голосов избирателей, принявших участие в выборах
|