[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Петр Вайль
"Советизация" российской повседневной жизни Участвуют: лидер фракции "Яблоко" в Государственной Думе России Григорий Явлинский, редактор Радио Свобода Анатолий Стреляный и корреспонденты РС: в Брянске - Игорь Шерман, в Якутске - Сергей Суранов, и в Саранске - Игорь Телин.
Радио"Свобода", 5 февраля 2002 г.

Петр Вайль:

В повседневной российской жизни отчетливо просматривается тенденция: местные власти выступают с единообразными инициативами, которые очень напоминают кампании 20-30-летней давности, действуя при этом не столько по указке начальства из центра, сколько по внутреннему общественному чутью. Вот брянская областная Дума на первом в этом году заседании приняла в первом чтении закон о народном контроле в Брянской области. Рассказывает Игорь Шерман:

Игорь Шерман:

Председатель законотворческого комитета Александр Мененко объяснял на заседании рабочей группы, что у федеральных служб есть много возможностей для всяческого контроля, а у губернатора необходимых структур в подчинении нет. Мыслится, что областной комитет народного контроля будет состоять всего из нескольких чиновников, работающих на платной основе, а низы в городах и поселках станут выкорчевывать зло на общественных началах с помощью профсоюзов и разных общественных движений. Возражения, прозвучавшие на сессии областной Думы о наличии немалого количества контролирующих организаций - от Счетной палаты и Казначейства до Контрольно-ревизионного управления и правоохранительных органов, не были приняты во внимание. Так же, как и мнение первого заместителя прокурора области Александра Ступака, сообщившего депутатам, что проект закона о народном контроле лишен смысла по сути. Депутат Станислав Ковалев заявил: "Криминал правит бал в России, а инженеры, врачи и учителя лишены возможности контролировать". А председатель думского комитета по образованию, науке и связям с общественными организациями Владимир Кравченко пояснил: "С чего начал первый президент России? С упразднения народного контроля. Для всех бандитов это кость в горле. Сам факт, что народ может иметь доступ к контролю, уже положительный".

Пока не совсем понятно, что именно и каким образом будет контролировать брянская общественность. Вряд ли уже существующие структуры поделятся с народными контролерами своими функциями, однако, начальник областного Центра стандартизации, также депутат законодательного собрания Юрий Симоненков возрождение народного контроля приветствует. "Россия вступает в ВТО, возрастает импорт продукции. А качество нашей и без того низкое. Кормим и лечим людей фальсифицированными продуктами и лекарствами" - сказал Юрий Симоненко. Своеобразный итог обсуждения проекта закона о народном контроле подвел председатель областной Думы Степан Панасов: "Путин в каждом выступлении говорит об укреплении вертикали власти, а мы тут спорим".

Петр Вайль:

Как только президент России высказался за здоровый образ жизни и важность занятий физкультурой, в Якутске откликнулись на новый кремлевский почин. В столице Якутии в субботу откроется собственная Спартакиада. Рассказывает Сергей Суранов:

Сергей Суранов:

В течение нескольких дней чиновники будут в составе сборных команд своих управлений и комитетов плавать, играть во всевозможные игры, бегать и прыгать. В мэрии мне рассказали, что энтузиасты физкультуры в аппарате были всегда, но организовать массовые соревнования с арендой дорогостоящих нынче спортивных залов, манежей и бассейна было просто немыслимо. Однако, стоило на прошлой неделе появиться первым сообщениям о всего лишь намерении Государственного совета России обсудить вопрос о состоянии физкультурного движения в стране, как эта инициатива мгновенно получила властную поддержку. Десятки чиновников мэрии в эти дни в ужасе пытаются вспомнить, когда они в последний раз одевали спортивную форму.

Петр Вайль:

Мэр Саранска Иван Ненюков своим распоряжением ввел обязательное посещение театра среди сотрудников городской администрации. Теперь работники мэрии обязаны раз в месяц появляться в зале любого из двух выбранных театров. Рассказывает Игорь Телин:

Игорь Телин:

Выступая на торжественном собрании, посвященном Дню российской прессы, Иван Ненюков посетовал, мол, мало пишете вы о светской жизни города. В ответ на резонный вопрос журналистов, а есть ли эта самая светская жизнь в столице Мордовии, мэр ответил просто: организуем. Иван Ненюков заявил:

Иван Ненюков:

В театр хожу редко, но сейчас поставил задачу, будем ходить раз в месяц, с женой и всем коллективом - выбрал спектакли, какие дни. Это же духовность! Это общение! И тут должно зарождаться общество.

Игорь Телин:

Основой светского общества в Саранске мэр решил сделать чиновников своей администрации, которые и должны были пойти в театр все вместе:

Иван Ненюков:

Вся мэрия пойдет. Пока силой. Потом - сознанием. Кто с женами, кто - без жен.

Игорь Телин:

Впрочем, идея начальника совсем не воодушевила работников администрации Саранска:

Сотрудница:

Честно говоря, я всегда противник приказов таких вот в этом вопросе. Все-таки, это мое личное, свободное время, как хочу, так и провожу. Тут еще такая проблема: ну а если я видела этот спектакль, потому что в принципе я в театре бываю, хотя бы раз или два в год, и что же мне в этом случае делать? По несколько раз смотреть один и тот же спектакль? А отказов не принимает.

Игорь Телин:

В прошлые годы, когда существовал кодекс молодого строителя коммунизма, повышение собственного культурного уровня вменялось в обязанность. Таким же образом вменить в обязанность своим сотрудникам посещение театра и решил Иван Ненюков. Впрочем, в принуждении к походам в театр нет ничего плохого - считает народный артист Мордовии, мэтр саранского Театра русской драмы Вячеслав Акашкин:

Вячеслав Акашкин:

Ведь бывают случаи так - человек не ходил в театр, и вдруг он приходит, и у него открываются глаза, оказывается: "Я что пропускал в жизни"... Так что иногда вот случайное попадание тоже может в человеке всколыхнуть то, что у него было внутри.

Игорь Телин:

В мэрии уже составлен согласованный с администрациями двух театров республики план-график посещения спектаклей в этом сезоне.

Петр Вайль:

Слово для комментария Анатолию Стреляному:

Анатолий Стреляный:

Все началось очень давно. Подражают тому, кто сильнее, умнее, кто богат и славен. Первобытный мужик рычал, подражая медведю, потому что верил, что в него действительно входит медвежье начало: медвежья сила, смелость, медвежья сноровка. Нынешний орловский чиновник не верит, конечно, что, подражая Строеву, поднимется на такую же высоту, но природа поведения та же.

Однако, почему этого не было при Ельцине? Или почему было меньше? Или почему все было не так грубо? Ответ, если отталкиваться от первобытности, налицо, по-моему: Ельцин в глазах этих людей был не совсем настоящим начальником, его власть была не совсем настоящей властью, не той, понятие о которой у них в крови. Ельцина можно было открыто поносить, с ним боролись, так, что не раз казалось, что вот-вот победят, ставили на голосование импичмент. Если не ошибаюсь, не было ни одного губернатора в России, который подражал бы Ельцину. Это ведь было бы смерти подобно. Что ты, в самом деле, за губернатор, если всяк может сказать о тебе, что думает?

С властью Путина иначе. Ее всерьез даже не разбирают, не обсуждают, не говоря о том, чтобы критиковать или поносить, за нее с ним никто не борется, и не видно, чтобы кто-то собирался бороться. Такой власти подражать - одно удовольствие. На деле у Путина власти не больше, чем у Ельцина, а скорее меньше и становится все меньше, но губернаторы, мэры, главы районов будут последними, кто скажет об этом своему окружению, - будут скрывать истинное положение вещей до последнего, и оргвывод грянет, как гром среди ясного неба. Управляемая демократия, видимо, кончится так же, как и социалистическая, - враз, вроде бы ни от чего.

Петр Вайль:

Я обратился с вопросом по этой теме к находящемуся сейчас в США лидеру партии и думской фракции "Яблоко" Григорию Явлинскому. Господин Явлинский, как мы слышали, как считает Анатолий Стреляный, тенденция тревожна - местные власти действуют по какой-то внутренней интуиции, быстро вспомнили, как обстояли дела раньше, и в своих инициативах даже опережают центральное начальство. Впрочем, именно так бывало и в советские времена. Как вы считаете, верно ли это, и насколько глубоко проникла вот эта тенденция в толщу российского общества?

Григорий Явлинский:

Должен сказать, что каковы власти, таковы и их действия. Поскольку они ничего другого, современного того, что соответствует ожиданиям людей, и того, что соответствует современному мировому развитию, предложить не могут - вот они и вспоминают что-то из своего прошлого. Кроме того, они же получают сигналы, которые идут с самого верха - то закроют одну телевизионную компанию, то разгромят другую телевизионную компанию, то заставят одни газеты быть абсолютно сервильными, то добиваются того, чтобы на ведущих каналах телевидения одни политики появились, другие - нет. Кроме того, есть список запретных тем. Они же все время это чувствуют, а раз это чувствуют, значит, это вызывает вот именно те рефлексы, которые были в них заложены еще в советское время. На вопрос, как это глубоко - это также глубоко, как это заложено у них в сознании, просто это выходит на поверхность. Тем более, что подаются еще и импульсы, например, обсуждение производственной гимнастики на всю страну с самого верха. И другие такие темы.

Петр Вайль:

Мне кажется, что какой-то, может быть, предполагаемый ответ на эти вопросы в том, что когда говорят о "стабильности" - это понятный законный разговор - стабилизировать обстановку, добиться стабильности - в головах у этого начальства стабильность только одна - стабильность советского типа, что называется застойного типа. Я знаю, что вы, в общем, политический оптимист. Скажите, когда можно ждать какого-то другого понимания другой стабильности?

Григорий Явлинский:

Это вопрос, связанный с тем, чтобы мы добились возможности выбирать тех лидеров, которые действительно соответствуют ожиданиям людей. Сегодня ведь проблема связана не только с прессой, но и с почти тотальной манипуляцией на выборах в регионах. И попытки, скажем, сейчас принять закон, что только свыше 50 процентов те, кто избраны - это значит просто закрыть демократические процессы. Это умышленное построение политической системы как управляемой демократии. А управляемая демократия имеет своей целью восстановление позиций вот именно тех старых, советских партийно-хозяйственных кадров, которым, как они говорят, политика не нужна, они -"люди дела", - и вот за всей этой демагогией скрывается такой, я бы сказал, идеологической реванш, связанный с возвращением к советским традициям. Но ветвь эта абсолютно тупиковая. Перспективы наши в том, что люди должны почувствовать, что политика в стране - это только то, что делается в их интересах. Всякая другая политика - это политика, ведущая к разрушению, и основ жизни, и страны.

Радио"Свобода", 5 февраля 2002 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Григорий Явлинский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]