В конце прошлой недели были присуждены государственные
премии (нынче они, что характерно, называются президентскими)
в области литературы и искусства за 2001 год. Среди лауреатов
- Михаил Жванецкий и Валерий Гергиев, Глеб Панфилов и Нонна
Мордюкова, Галина Волчек и Виктор Розов. И - знаменитый
петербургский писатель-фантаст Борис Стругацкий. Вот что
рассказал Борис Натанович в интервью для «Новой газеты»:
- Прежде Вы не получали никаких государственных наград?
- Это не совсем так. Если вы помните, в 1986 году вышел
фильм «Письма мертвого человека», за который дали Государственную
премию. Поскольку я был участником написания сценария, мне
премию тоже вручили. Я ужасно отбивался, поскольку считал
свою роль очень маленькой, даже пытался отказываться, но
мне объяснили, что ежели я откажусь, то будет грандиозный
скандал и премии за фильм не получит вообще никто. «Дают
- бери, бьют - беги». Так что эту премию я никогда не считал
своей, поэтому будем считать, что президентская премия -
первая, которая отмечает творчество Стругацких. Всякий понимающий
положение дел человек понимает, что это премия не Б.Стругацкому,
а писателю по имени «Аркадий и Борис Стругацкие», которого
давно уже принято сокращенно называть АБС. Этого писателя
государство, наконец, отметило - чего раньше никогда не
было.
- Как Вы думаете, президент читал ваши книги?
- У меня есть подозрение - лестное для меня, - что читал.
Потому что вряд ли президент уж так, «вслепую» подмахивает
указы о награждениях. Наверное, смотрит список, задает какие-то
вопросы. Так что я вполне допускаю, что он наши книги читал,
и, видимо, даже благосклонно.
- Как всякий ленинградский мальчишка 60-х годов?
- Если он вообще в те годы читал - то читал фантастику.
А если читал фантастику - то уж наверняка читал Стругацких.
Это мне приятно - не каждый писатель может похвастаться
таким читателем, как президент. Премии вообще приятно получать
- а президентские приятно вдвойне. Сейчас я очень интересуюсь,
каково же денежное содержание этой премии. И не потому,
что нужда заела. Просто хочу всю соответствующую сумму вложить
в АБС-фонд, который занимается всеми организационными делами,
связанными с присуждением ежегодной АБС-премии за лучшее
художественное и лучшее критико-публицистическое произведение
в сфере серьезной фантастики. Премия вручается 21 июня -
в условный день рождения писателя «братья Стругацкие», расположенный
ровно посередине между моим днем рождения (15 апреля) и
Аркадия Натановича (28 августа). Каждый год фонд занимается
сбором соответствующих «премиальных» средств, и теперь я
надеюсь, что в 2002 году эта задача облегчится.
...Три с половиной десятилетия минуло с моего первого знакомства
с творчеством Аркадия (скончавшегося осенью 1991-го) и Бориса
Стругацких - первыми, в середине 60-х, были их рассказы
«Частные предположения» и «Испытание «СКР» в «молодогвардейском»
сборнике «Альфа Эридана». С тех пор не сосчитать, сколько
раз брались в руки, читались и перечитывались - снова и
снова - их книги, в каждой из которых тебя ждал клубок вопросов,
на которые было очень мало ответов, ибо ответ ты обязан
был найти сам. Можно ли вмешаться в подлость и несправедливость
чужого мира, изменяя его историю? Можно ли пренебречь опасностью
выхода из-под контроля научных экспериментов? Что делать,
если чужая, непонятная сила ставит опыт на человечестве
и нужно выбирать: покориться ради собственного спокойствия
и мелкой выгоды - или ввязаться в наверняка безнадежную
борьбу?
Между тем времена были не чета нынешним, когда томики Стругацких
можно без большого труда найти почти на любом уличном лотке.
Куда там! Из рук в руки передавались то знаменитый 7-й том
красно-серой Библиотеки современной фантастики (тот самый,
где «Трудно быть богом» и «Понедельник»), то детгизовский
«Полдень. XXI век» вместе с «Малышом», то сборник «Эллинский
секрет» с первой частью «Улитки на склоне»... Журнал «Нева»
1969 года с первым изданием «Обитаемого острова» (там Максим
Каммерер еще был Максимом Ростиславским) был библиографической
редкостью - мало кто имел подшивку повести, изготовленную
в ближайшей переплетной мастерской или выполненную знакомым
умельцем на работе за стакан спирта, сэкономленного на «протирке
контактов». Позже, если очень повезет, удавалось достать
журнал «Знание - сила», где печатался «Жук в муравейнике».
Ну а о журнале «Ангара» с первым изданием «Сказки о тройке»
и мечтать было невозможно. Как и о журнале «Байкал», где
публиковалось «Второе нашествие марсиан».
Мы читали - и начинали думать. И никакая цензура, беспощадно
уродовавшая (как мы узнали позднее) книги Стругацких, не
могла изуродовать их настолько, чтобы мы не поняли того,
что хотели сказать нам Аркадий Натанович с Борисом Натановичем.
Наверное, мы понимали не все - но этого было достаточно,
чтобы воспитать в нас тот самый беспощадно караемый серыми
штурмовиками и черными монахами в Арканаре времен дона Руматы
Эсторского «невосторженный образ мыслей» и научить подвергать
сомнению, казалось бы, непреложные истины.
Потом, в начале 90-х показалось, что безвозвратно ушли в
прошлое монополия на власть, идеологию и информацию, стало
возможно выбирать кого хочешь, читать все, что пожелаешь
и говорить все, что думаешь. И показалось, что актуальность
произведений Стругацких чуть поблекла, другие проблемы заслонили
те, о которых они говорили. Однако наступила эпоха «вертикали
власти» и борьбы с «антигосударственными СМИ» - и стало
ясно, что книги АБС очень даже современны! Чего стоит лишь
одна цитата из «Трудно быть богом»:
«Главное - это ощущение наползающей тени. Непонятно, чья,
непонятно, откуда, но она наползает и наползает совершенно
неотвратимо. Эта неотвратимость чувствовалась во всем. И
в том, что граждане перестали распевать куплеты политического
содержания, стали очень серьезными и совершенно точно знали,
что необходимо для блага государства...»
Подтверждение сказанному - тот факт, что Алексей Герман,
который вот уже несколько лет снимает «Трудно быть богом»,
делает это уже в третий раз. Первая попытка была в 1968
году, но после событий в Чехословакии съемки запретили.
Вторая - в начале перестройки, но тогда Борису Стругацкому
показалось, что наступили иные времена и книга перестала
быть актуальной. Но теперь, по словам Германа, выяснилось,
что все вновь актуально...
|