Об авторе: Андрей Владимирович Волохов - заместитель главного
редактора журнала "Контролинг в России", доцент
МГТУ имени Баумана.
Тема тарифов естественных монополий стала ключевой интригой
конца 2001 - начала 2002 года. 6 декабря было объявлено
о 35-процентном росте тарифов в 2002 году как о вопросе
решенном. Однако 24 января премьер Касьянов утвердил тарифный
план на год, в котором рост тарифов существенно ограничен.
Итоговые цифры оказались существенно ниже той планки в 35%,
которая зафиксирована в докладе Минэкономразвития. Что произошло
в этот период - между декабрьскими и январскими решениями?
Изменился баланс сил. Хотя борьба по тарифному вопросу далека
до завершения, январское решение правительства закрепляет
важный тактический результат. Монополиям пришлось отступить
- их потеснили в смысле экономических притязаний. Еще важнее
на перспективу, что монополистам пришлось отступить на поле
аппаратно-политического влияния. Это перераспределение сил
- с далеко идущими последствиями.
Спор по тарифам выглядит как столкновение двух ярких фигур
- Чубайса и Илларионова. Обе позиции имеют свою логику и
аргументацию, экономисты разбились по тарифному вопросу
на два лагеря. Последовательным идеологом "партии высоких
тарифов" является Анатолий Чубайс. Весной 2001 года
в связи с реформой энергетики и планированием бюджета-2002
Чубайс заявил, что тарифы занижены, необходим опережающий
рост тарифов на электроэнергию. Иначе энергетику ожидает
кризис, она останется без инвестиций со всеми вытекающими
последствиями. Естественно, и Вяхирев, и Аксененко были
до определенного момента сильными союзниками Чубайса. История
с тарифами очень напоминала этюды из советской экономики,
когда на этапе утверждения пятилетнего плана шла борьба
ведомств за государственные капвложения. Деньги получал
тот, кто сильнее: связями в Политбюро, ЦК, Госплане и Совмине.
Главный идеолог ограничения монополий и политики низких
тарифов - Андрей Илларионов. Его анализ экономических данных
за десятилетие показывает, что тарифы естественных монополий
росли быстрее, чем цены потребительского рынка и оптовые
цены промышленности, дальнейший рост тарифов ведет к перераспределению
ресурсов из конкурентного сектора экономики в монопольный,
менее эффективный. Следствие высоких тарифов - замедление
роста производства, увеличение инфляции.
Летом не было сомнений, что административный и лоббистский
ресурс монополистов возьмет верх. С тех пор произошло, как
известно, многое. Вяхирев ушел, Аксененко ушел вместе с
планом строительства моста на Сахалин и другими амбициозными
проектами, да и Чубайс, похоже, не тот, не вспоминает, как
раньше, про ГОЭЛРО. 28 января Владимир Путин поставил перед
правительством задачу "сосредоточить внимание на расходах
естественных монополий". Президент заявил, что на сегодняшний
день "непростая" дискуссия о тарифах естественных
монополий закончена. "Все инвестиционные планы и расходы
должны быть понятны, ясны правительству, поскольку это впрямую
составляет огромную часть экономической деятельности государства".
Своеобразным символом нынешней экономической политики может
стать вопрос Путина, обращенный к менеджерам газовой монополии:
где деньги? Государство пытается вернуть контроль над монополиями,
контроль над той долей собственности, которая числится за
государством. Если экономические результаты такого наступления
поддаются анализу и расчету, политические следствия предсказать
сложнее. Ясно, что сейчас сразу открыть бюджеты компаний-монополистов
не удастся, будет долгая позиционная борьба. А значит -
перегруппировка сил в бизнесе и политике. Вопрос о тарифах
можно рассматривать как полигон, где определяется расстановка
сил между старым менеджментом (государственным и корпоративным)
и новым менеджментом.
Что касается двух экономистов-харизматиков Чубайса и Илларионова,
в их публичном споре выясняются, очевидно, не только вопросы
идеологии правых. Рассуждения, аргументы того и другого
имеют прикладной политический смысл и используются разными
силами в сложной стратегической комбинации вокруг правительства.
Объективно компании-монополисты заинтересованы в ослаблении
кабинета, так легче добиться нужных решений. Практику смены
правительств в 90-е годы можно рассматривать как часть технологий
закулисного ведомственного торга. Ослабленный премьер -
сильные ведомства, такой "настройки" хотели лоббистские
структуры. Чем сговорчивее правительство, тем труднее ему
дальше. Если бы, например, запросы монополистов по тарифам
были удовлетворены, последующий всплеск инфляции и бюджетные
проблемы в 2002 году сделали бы кабинет еще более "подконтрольным",
а значит, тарифы можно было увеличить еще раз. Но кабинет
министров устоял, и важную роль сыграла здесь президентская
сторона.
Илларионов, критикуя правительственные решения, в результате
несколько раз в 2001 году способствовал удержанию политических
позиций кабинета Касьянова. Так было с прогнозом цен на
нефть, на основе которых рассчитывался бюджет-2002, так
было с вопросом о том, платить или не платить по внешнему
долгу. Тема внешнего долга могла стать для кабинета провальной.
Год назад мы добивались реструктуризации, просили новых
кредитов МВФ - одним словом, повторяли опыт Аргентины и
собственный - перед дефолтом 1998 года. Илларионов публично
вступил в спор с Касьяновым, доказывая, что страна должна
не накапливать долги, а, наоборот, снижать долговое бремя.
Тема внешнего долга стала открыто обсуждаться экономистами
и политиками. В итоге в 2001 году долговая политика принципиально
изменилась. По итогам года совокупный груз внешнего долга
России сократился, благодаря опережающим платежам срезаны
пиковые долговые нагрузки в 2003 году. Правительство не
просит денег у МВФ, значит, более самостоятельно в экономической
стратегии. В результате Касьянов выступал на Давосском форуме
в Нью-Йорке, прямо скажем, в непривычном для российских
премьеров качестве. Интерес к России сегодня - это не долги
и новые займы, а экономический рост на фоне мировой рецессии.
Открытая тарифная дискуссия также укрепила позиции правительства.
Осенью много говорили и писали, что правительство вот-вот
уйдет. Что правительство - политически слабое. В январе
оказалось, что это не совсем так. Впервые объединенная атака
"всесильных" естественных монополий захлебнулась!
Стремясь ограничить инфляцию и поддержать экономический
рост в 2002 году, государство указало компаниям-монополистам
место, отказалось платить статусную ренту. Стоит задуматься
над этими январскими решениями по тарифам - возможно, поворотным
событием.
|