В последние годы в российском обществе растет осознание
крайне неблагоприятной демографической ситуации.
Несмотря на то, что с 1994 года смертность превышает рождаемость
в два раза, на протяжении последнего десятилетия отрицательный
прирост почти полностью покрывался за счет мигрантов из
стран СНГ. Однако к началу XXI века этот поток практически
иссяк, и Россия "вдруг" действительно начала терять
по миллиону своих сограждан в год.
Насчет причин постигшей страну катастрофы существует несколько
точек зрения. Так, некоторые склонны считать, что этот процесс
носит объективный характер — обусловлен демографическим
переходом от аграрного общества к индустриальному, характерному
для всех стран. Во-вторых, наложилось пресловутое "эхо
войны" — потеря мужского населения в Великой Отечественной
эхом отдается падением рождаемости через 20, 40 лет и т.д.
Но эхо войны мы прошли, и начался довольно благоприятный
период (который закончится в 2008-2010 гг.) — в активный
возраст вступают родившиеся в 1980-е гг. — последний пик
рождаемости. И что же? В 2001 году в России родилось на
30 тыс. человек больше. Маловато для компенсации почти миллиона
"лишних" смертей. Ведь если бы рождаемость в России
достигла хотя бы уровня стран Западной Европы, тоже стареющей
и демографический переход прошедшей, то в прошлом году было
бы на полмиллиона младенцев больше. Так, отношение женщин
детородного возраста к рождениям составляет в России 1,1-1,2.
Для простого воспроизводства населения надо 2,1. В странах
Европы, кстати, снижение этого показателя до 1,5-1,6 — повод
для государства забить тревогу и начать активную политику
по повышению рождаемости.
А что у нас? В прошлом году была подготовлена правительственная
"Концепция демографической политики РФ на период до
2015 года". В ней был дан достаточно адекватный и объективный
анализ текущей ситуации и угроз национальной безопасности
России, с ней связанных. Однако, к сожалению, как и большинство
правительственных документов подобного рода, концепция носила
описательный характер. Весьма спорным представляется упор
на "информационное и пропагандистское обеспечение".
Другими словами, вместо того чтобы поддержать семью, материнство
и детство, улучшить ситуацию в здравоохранении, правительство
намеревалось заняться агитпропом. При этом поле для работы,
надо сказать, непаханое. В нашей стране практически отсутствует
даже элементарная семейная политика, про поддержку молодых
семей и говорить не приходится.
Резко активизировать работу в данном направлении предлагалось
в альтернативном бюджете на 2002 год, разработанном во фракции
"Яблоко".
Предлагался, например, механизм предоставления молодым
семьям доступных кредитов на приобретение жилья по следующей
схеме: нуждающаяся в улучшении жилищных условий молодая
семья обращается в специально созданное правительственное
агентство. Ей предоставляется льготный кредит в размере
20% стоимости квартиры по социальной норме жилплощади. При
внесении самостоятельно до 10% стоимости (что отсечет маргиналов)
семья могла бы получить на стандартных рыночных условиях
кредит на оставшиеся 70%. Далее государство частично субсидирует
процентную ставку по рыночным кредитам, а при рождении ребенка
списывает часть льготного государственного кредита (при
рождении третьего ребенка списывается весь государственный
кредит в 20% стоимости квартиры).
Максимальный размер бюджетных расходов на реализацию программы
составил бы 45 млрд рублей в год, учитывая рост браков и
рождений детей в молодых семьях в 1,8 раза. Причем здесь
не учитываются доходы от роста налоговых поступлений от
строительной отрасли и прочих мультипликативных эффектов.
Для сравнения, на дотацию ЖКХ из бюджетов всех уровней выделяется
на порядок больше.
Важнейшая задача государственной власти состоит в поиске
таких решений, которые способны убить двух, а то и трех
зайцев сразу. Поэтому можно с удовлетворением отметить,
что и идея поддержки молодых семей нашла отклик у президента
Владимира Путина. В частности, во время диалога президента
с гражданами в прямом эфире 24 декабря 2001 года, отвечая
на вопрос о демографической ситуации в стране, Путин заявил,
что он "уже направил поручение Госстрою и некоторым
другим ведомствам" проработать программу кредитования
молодых семей, предусматривающую, что "в случае рождения
первого ребенка списывается одна часть кредита, в случае
рождения второго ребенка будет списываться еще одна часть".
|