17 января Псков посетил депутат
Государственной Думы, заместитель председателя комитета Госдумы
по вопросам местного самоуправления, заместитель председателя
Объединения «Яблоко» Сергей
Митрохин.
Основным мероприятием в ходе визита стал областной семинар
«Федеральная государственная политика в отношении местного
самоуправления: тенденции и перспективы», проведенный С.
Митрохиным для глав городов и районов области, депутатов
областного Собрания и представительных органов местного
самоуправления, сотрудников администрации области, научных
работников вузов и представителей неправительственных организаций.
В семинаре приняли участие около 70 человек. До этого прошли
встречи депутата с председателем областного Собрания депутатов
Юрием Шматовым и заместителем главы администрации области
Дмитрием Хритоненковым. Кроме того, Сергей Митрохин провел
пресс-конференцию и ответил на вопросы псковских журналистов.
- Что делает Государственная Дума для поддержки и защиты
местного самоуправления?
-
В нынешнем виде Дума не в состоянии справиться с задачей
проведения активной муниципальной политики в стране. Во
многом это - отражение состояния политического руководства
страны, которое до сих пор не имеет внятной концепции местного
самоуправления. В этой ситуации и субъекты Федерации, и
муниципалитеты оказываются в некотором смысле брошенными
на произвол судьбы и вынуждены без всякой помощи федерального
центра решать проблемы. Что очень сложно, поскольку в России
местное самоуправление – это институт, введенный федеральным
законодательством, в отличие, например, от Германии, других
государств, где оно исторически «выросло снизу».
- Тогда изменим вопрос: что должна делать Государственная
Дума?
- Есть несколько ключевых нерешенных проблем местного самоуправления.
Главная - это местные финансы, которые напоминают шагреневую
кожу, сокращаясь из года в год. Есть решения, которые по
инициативе правительства приняла Государственная Дума: сокращение
местных налогов, их передача на региональный и федеральный
уровни. С другой стороны - общая обескровленность региональных
финансов и передача их средств, в свою очередь, в федеральный
бюджет. Это ставит местное самоуправление на грань выживания.
При том огромном объеме полномочий, который предусматривает
федеральное законодательство, местная власть фактически
не распоряжается финансами. Местное самоуправление находится
на финансовом крючке у субъектов Федерации, что очень часто
вырождается в произвол, который вытекает из политических
предпочтений и не позволяет местному самоуправлению рассчитывать
на какую-то финансовую стабильность: сегодня они получат
один доход, завтра - другой. Следовательно, нет никаких
стимулов, чтобы разрабатывать доходную базу, получать налоги
в свой бюджет. Никто не гарантирует, что эта доходная база,
заработанная потом и кровью, не будет ликвидирована каким-нибудь
очередным решением, внезапно принятым на федеральном или
региональном уровне.
- Не завершается ли в России эпоха так и не состоявшегося
местного самоуправления?
- Я бы не сказал, что все так пессимистично. В частности,
правительством принята Программа развития бюджетного федерализма,
где предусмотрены правильные шаги по развитию местного самоуправления,
например, укрепление финансовой базы. Мне довелось принять
участие в разработке этой программы. Но, к сожалению, реальных
шагов по ее выполнению мы до сих пор не наблюдаем.
Одна из проблем, которая решается в этой программе и которая
непосредственно касается Псковской области, - это проблема
организации самоуправления в сельских районах.
Оптимальная модель, которая и вошла в программу, - двухуровневое
местное самоуправление: как в районах, так и в поселках,
волостях, находящихся на территории района. Эта модель апробирована
мировым опытом, она существует практически во всех странах
и предполагает гибкое разделение полномочий, собственности
между районом и поселком. Я считаю, что именно за ней будущее.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения между
бюджетами области и районов?
- Здесь есть несколько крупных проблем. Я выделю две ключевые.
Первая - это собственные финансовые ресурсы местного самоуправления.
Необходимо укрепление финансовой базы районных бюджетов.
Контраст между доходами и расходами создает катастрофическую
ситуацию.
Первое необходимое условие - увеличение количества налогов,
которые поступают исключительно на местный уровень. Это
должны быть, в первую очередь, налоги на недвижимость, имущественные
налоги. Кроме того, ряд налогов просто органически вписывается
в группу муниципальных. Это, например, все налоги с малого
бизнеса – единый налог на вмененный доход и так далее. В
местный бюджет должна идти и определенная доля подоходного
налога.
Второе необходимое условие - так называемая процедура финансового
выравнивания. Сегодня у нас это называется финансовым регулированием.
От этого термина надо уходить - с ним ассоциируется произвол.
Очень часто под видом такого регулирования происходит политическое
распределение ресурсов между лояльными и нелояльными, своими
и чужими…
А финансовое выравнивание - это процедура, основанная на
объективных критериях. Эти критерии известны и отработаны
мировой практикой. При распределении ресурсов необходимо
отталкиваться от численности населения, учитывать также
такие факторы, как необходимость в учебных местах, потребности
социальной сети.
Пока такой процедуры нет - нет стимулов ни у богатых муниципалитетов,
ни у бедных. Богатые знают, что у них все равно все отнимут,
а бедные знают, что они и так все получат.
- Имеет ли смысл развивать местное самоуправление в
дотационных регионах – таких, как Псковская область?
- Самоуправление - это механизм, который в конечном итоге
позволяет находить деньги на собственное развитие, для собственного
бюджета. Там, где нет самостоятельности местной власти в
вопросе поиска источников дохода - там не будет расти благосостояние
людей. Именно для дотационных регионов местное самоуправление
– это главный двигатель поиска ресурсов.
- Не получается ли так, что дальнейшее развитие местного
самоуправления противоречит федеральному законодательству?
- Нет, это далеко не так. Местное самоуправление обладает
достаточно большой самостоятельностью в рамках федерального
законодательства. Федеральные власти постоянно урезают доходы
местного самоуправления. Тогда необходимо подумать о расходах:
как контролировать бюджетные средства, как не допустить
их нерационального использования, как создать систему контроля
за формированием бюджета и т. д.
Группе депутатов нашего комитета в прошлом составе Думы
не дали провести закон о муниципальном заказе. Ельцин 29
декабря, за день до своей отставки, наложил на него вето.
Но ведь никто не мешает на местах ввести свое положение
о муниципальном заказе. Это один из ресурсов сохранения
бюджетных средств. Этим можно заниматься и без федерального
центра.
Существующее законодательство о местном самоуправлении
при всех его изъянах позволяет запустить маховик развития
местного самоуправления, превратив его в цивилизованный
институт общества.
- Насколько оправдано состоявшееся повышение зарплаты
работникам бюджетной сферы?
- Я считаю это решение непродуманным и экономически не
обоснованным. Я не против повышения зарплат бюджетникам,
наоборот. Но это решение было не подготовлено. А готовиться
надо было за год-полтора до его принятия, создать условия
для реализации этого решения без ущерба в первую очередь
для самих бюджетников и для бюджетов, из которых эти суммы
будут выплачиваться. А это значит, что надо было заниматься
укреплением доходной базы местного самоуправления, передачей
ряда налогов на местный уровень, введением системы контроля
за бюджетом – тогда были бы и деньги, за счет которых можно
повышать зарплату.
Повышение зарплаты - очередной популистский шаг. Это решение
не имело системного характера и, скорее всего, обернется
неприятными последствиями.
Мы возвращаемся в эпоху задолженности государства перед
бюджетниками. Повышение зарплаты производилось в преддверии
тяжелых для населения решений о повышении тарифов на энергоносители,
о проведении фискальной жилищно-коммунальной реформы. Поэтому
повышение зарплаты было сделано «с прицелом» на проведение
всех этих мероприятий. Повышение зарплаты будет съедено
инфляцией и ростом задолженностей.
- В чьих руках сегодня судьба местного самоуправления?
- Одно из главных условий для развития местного самоуправления
- это политическая воля руководства страны. Пока что такой
воли нет. Это связано с тем, что нет четкого представления,
нет концепции развития местного самоуправления. Я убедился
в этом, когда в декабре 2000 года беседовал с В. Путиным.
Представители администрации президента, ряд людей из его
окружения были воодушевлены тогда идеей вертикального подчинения.
Надо констатировать, независимо от положительного или отрицательного
отношения к этой идее, что и здесь ничего не было сделано.
Не было интеллектуального обеспечения, никто не знал, как
это сделать… В результате гора не родила даже мышь. Но было
упущено время для того, чтобы совершенствовать ту модель
местного самоуправления, которая уже есть.
- Как вы относитесь к высказыванию Геннадия Зюганова
о том, что после односторонних решений правительства по
повышению коммунальных тарифов без обсуждения в парламенте
Государственная Дума себя исчерпала?
- Да, я слышал это заявление. Правительство не нарушило
никаких законов. Другое дело, что оно могло бы более активно
работать с Думой. Правительство могло бы затратить минимум
усилий для того, чтобы показать, что это повышение обосновано
и реально исполнимо. Если же оно этого не сделало, то есть
две возможные причины.
Первая. Это повышение необоснованно и, зная это, правительство
не захотело «подставляться», обсуждая эту тему с парламентом.
Вторая. Правительству вообще наплевать на мнение парламента,
потому что большинство в нем составляют проправительственные
фракции, и они автоматически, авансом поддерживают любые
инициативы правительства.
Я думаю, что верно и первое, и второе. Мы имеем дело с
очередным актом ведомственного лоббизма, который становится
регулярной практикой в деятельности правительства. Например,
закон о ввозе отработанного ядерного топлива, установление
повышенных таможенных тарифов на ввоз подержанных иномарок
без каких-либо мер по структурной перестройке отечественного
автомобилестроения, повышение энерготарифов…
Это говорит о том, что государство у нас не является самостоятельной
силой, а находится в зависимости от ведущих экономических
ведомств-монополистов, которые принимают решения, руководствуясь
собственными интересами, а не интересами людей. Эти ведомства
– «Газпром», Министерство путей сообщения, РАО «ЕЭС России»
- и владеют сегодня реальной властью в стране.
Записал Александр МАШКАРИН.
|