В
понедельник в Москву прибыл вице-премьер и министр экономики
Болгарии Николай Василев. Скупое официальное сообщение посольства
этой страны сообщает: будут обсуждены "перспективы сотрудничества
двух стран в торговле, энергетике, в сфере транспорта, туризма,
финансов и инвестиций". Будут встречи в Российском союзе
промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палате.
И никто нигде не распространялся о самой скандальной проблеме
- о транспортировке из Болгарии в Россию отработанного ядерного
топлива (ОЯТ) с АЭС. Российские экологи считают, что в данном
случае подтверждаются худшие опасения, высказывавшиеся в прошлом
году относительно закона, разрешившего ввозить в страну ОЯТ.
Минатом тогда сулил 20 млрд долларов прибыли.
Незадолго до визита болгарского министра ушел в отставку
гендиректор российской компании "Техснабэкспорт"
Ревмир Фрайштут. По собственному желанию. Желание возникло
сразу после того, как по Транссибу, чудом избежав случившейся
накануне аварии (с другим поездом), прокатился эшелон с
41 тонной ОЯТ из "Козлодуя". Это был первый подобный
транспорт после того, как весной прошлого года после яростной
борьбы, шумных митингов, сорванных референдумов и клятвенных
заверений в громадной государственной пользе были приняты
законы, утвердившие порядок импорта ОЯТ в Россию.
Президент Центра экологической политики России член-корреспондент
РАН Алексей Яблоков комментирует "Известиям"
ситуацию:
- По соглашению с Болгарией в Россию должно было поступать
ОЯТ, а в вагонах оказались ядерные отходы (запрещены к ввозу
по новому закону, в частности, стержни с выгорающими поглотителями.
- Прим. "Известий"). Обманом оказались и заверения
о прозрачности финансовых потоков и целевом распределении
денег, призванных решать проблемы экологии и атомной отрасли
(именно в этом заверяли представители Минатома на всех думских
слушаниях во время подготовки законов о ввозе ОЯТ. - Прим.
"Известий"). Насколько я знаю, готовится запрос
в прокуратуру. Говорилось, что за каждый килограмм ввезенных
ОЯТ заплатят 1-2 тысячи долларов. Болгария платит 620. В
Россию уже пришла 41 тонна. Деньги (25 млн долларов) из
Козлодуя были перечислены. Но как выяснили "зеленые"
из "Экозащиты", перечисления были произведены
на счет фирмы Energy Invest @ Trade Corporation, которая
квартируется в оффшоре Виргинских островов. При этом сама
фирма была ликвидирована 2 марта прошлого года.
Минатом, правда, заявляет, что фирма-призрак была включена
в контракт по настоянию болгарской стороны. Директор же
АЭС "Козлодуй" Йордан Костадинов заявил, что с
этой фирмой работала прежняя администрация станции, а он
не в курсе.
По закону процесс ввоза ОЯТ должна контролировать комиссия
во главе с академиком Жоресом Алферовым с участием законодателей.
Никакой комиссии не создано. Не было и обязательной по закону
государственной экологической экспертизы.
На прошлой неделе Дума уже пыталась направить запрос по
поводу болгарского эшелона с ОЯТ, направлявшегося в Железногорск
(Красноярский край). Запрос не прошел: за него проголосовало
всего 48 человек ("Яблоко" и СПС). Во вторник
"яблочник" Сергей Митрохин должен направить персональный
депутатский запрос премьеру Касьянову, в котором задаст
три вопроса: соблюдены ли при ввозе все требования закона,
в частности, проведена ли экологическая экспертиза; какая
сумма получена от сделки и на что потрачена.
- В пакете законов по ОЯТ говорится, что часть средств
от сделки поступает в специальный фонд, из которого потом
финансируются экологические программы, например, радиационная
реабилитация территории, - заявил "Известиям"
депутат Сергей Митрохин.
- Однако фонд до сих пор не создан, а Минатом говорит, что
соглашение с Болгарией было подписано еще в 1995 году, поэтому
сделка не подпадает под требования нового закона.
- Контракт с АЭС "Козлодуй" был заключен в 1995
году, задолго до принятия нового законодательства, - разъясняет
"Известиям" позицию ведомства глава департамента
ядерно-топливного цикла Минатома Владимир Шидловский.
- По заключению Института государства и права РАН, новые
законы не распространяются на соглашения, заключенные до
13 июля 2001 года. Никаких нарушений Минатом не допустил.
Получение заказов на ввоз, хранение и переработку ОЯТ сопровождается
серьезной конкурентной борьбой. Альтернативой переработке
ОЯТ в Красноярске-26 была готовность Франции принять данную
партию на свой перерабатывающий завод на мысе Аг.
Тут опять противоречие: Йордан Костадинов говорил, что
прошедший в Россию эшелон - одноразовая перевозка и она
вне рамок каких-либо соглашений. Сейчас на АЭС "Козлодуй"
за счет ЕБРР предполагается построить сухое хранилище для
ОЯТ. По сведениям "Известий", в ходе визита Василева
будут обсуждаться строительство на "Козлодуе"
новых реакторов по нашим проектам и прохождение по Транссибу
новых эшелонов с ОЯТ. Возможно, уже в этом году по России
проследуют еще два болгарских эшелона. Не исключено появление
у нас и ядерного транспорта из Словакии.
По сведениям из источников в Думе, президент обещал провести
в начале этого года встречу депутатов - противников ввоза
ОЯТ с чиновниками Минатома, дабы снять взаимные обвинения.
Гусь, как говорил Собакевич, странная птица. Одного - мало,
а двух - много. Еще страннее гуся запутанный сюжет с ввозом
в Россию ядерного топлива. Не ввозить - потерять рынок.
Ввозить - рисковать. Это - столкновение технократического
мышления с экологическим. Противники говорят на разных языках,
договориться невозможно. В итоге все может обернуться лебединой
песней - для крупной отрасли, для экономики, для природы.
|