Ведущий: Вспомнил одну шутку, которая сейчас
весьма популярна. Чтобы попасть во власть нужно родиться в городе
на НЕВЕ, быть в возрасте от 35 до 40, иметь на плечах погоны и
быть лично знакомым с сами знаете кем.
Наш гость по всем параметрам, практически
по всем этим критериям, по-моему, соответствует, разве что кроме
погон, поскольку пребывает в запасе, насколько мне известно. Заместитель
председателя фракции Яблока в ГД Игорь Артемьев - желанная персона
на РР.
Санкт-Петербург, как утверждают мои наблюдательные
друзья, которые там бывают, становиться по-настоящему европейским
городом. Чем вы это объясняете, и согласны ли вы с этим?
Игорь Артемьев: Питер, всегда, во все времена своей истории
был, с моей точки зрения, самым европейским городом России. Только
в последнее время, в последние 20-30 лет, он стал городом с областной
провинциальной судьбой, об этом говорил всегда Дмитрий Сергеевич
Лихачев. И нам сейчас действительно очень тяжело вернуть себе
такой столичный статус и статус одной из европейских столиц. Но
сознание людей всегда было таким, что мы живем в европейской столице,
и между реальностью и нашим представлением о нашем городе, в котором
мы живем, существует сегодня очень большая пропасть. И это очень
многих петербуржцев угнетает сегодня.
ВЕДУЩИЙ: Говорят, что и дороги стали ремонтировать, и освещение
на улицах такое вполне европейское, цивилизованное.
Игорь Артемьев: Я был бы очень рад, если бы вы были правы, вне
зависимости от того, кто сегодня во власти в Петербурге, я страшно
был бы рад, если бы это было так. Но, к сожалению, это не так.
ВЕДУЩИЙ: Я вас не могу не спросить о недавнем событии в вашем
родном городе - был арестован Михаил Мирилашвили, вице-президент
российского отделения Всемирного Еврейского Конгресса и председателя
совета директоров фирмы Русское Видео. Вы же знаете наверное этого
человека и сталкивались с ним, когда работали первым вице- губернатором.
Ваш комментарий?
Игорь Артемьев: Когда я работал первым вице-губернатором, мы
не сталкивались. Я знал о том, что Михаил Михайлович Мирилашвили
контролирует крупный бизнес в нашем городе. Очень много слухов
всегда ходило по поводу этого человека, но я никогда не придавал
какого-то серьезного значения различным слухам, и в данном случае
мне трудно как-то комментировать этот арест. Пока не вполне понятно,
что за этим стоит.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы не будите сейчас говорить в нашем эфире,
что это политика, очередной ход в игре на поражение с холдингом
МЕДИА- МОСТ, то есть ни того, ни другого не скажите?
Игорь Артемьев: Вы знаете, я просто сейчас затрудняюсь сказать,
какие мотивы могли лежать в основе этого ареста, потому что Мирилашвили
контролировал игорный бизнес в значительной степени в нашем городе.
Он, как вы сами сказали, является председателем совета директоров
Русского Видео, то есть здесь может быть много фантазий и слухов.
Я не хочу транслировать какие-то фантазии и слухи.
ВЕДУЩИЙ: То есть все-таки это все должен решать суд?
Игорь Артемьев: Во-первых, нужно разобраться хотя бы с теми
мотивами, которые были у следствия, прокуратуры, с чем был связан
арест. Я сегодня просто этого не знаю.
ВЕДУЩИЙ: Вы в Яблоке курируете региональные выборы. Череда
этих выборов была отмечена на конец прошлого года и начало нынешнего.
Как бы вы оценили эту послевыборную картинку?
Игорь Артемьев: Яблоко достойно провело эти выборы. Я очень рад
за наших товарищей в наших региональных организациях. У нас в
большинстве субъектов есть наши региональные организации, которым
уже пять-шесть, и даже иногда семь и восемь лет. И в этом смысле
у нас есть на что опереться и было на что опереться. И я считаю,
что несмотря на очень трудное положение вообще всех партий правого
толка и правого сектора сейчас в нашей стране по целому ряду обстоятельств
и СПС, и особенно наверное Яблоко, мы достигли хороших результатов
на выборах. Я могу вам сказать, что есть один косвенный признак,
который говорит о том, что наверное я прав, когда говорю так.
Например, численность региональных организаций Яблока увеличилась
на 40 процентов за последние несколько месяцев, которые и были
по сути дела месяцами подготовки к выборам. Мы понимали, что на
уровне губернаторов сегодня, может быть, правому сектору трудно
будет провести своих представителей, нужно было опираться прежде
всего на местных властителей общественного мнения. И мы во многом
сегодня эту задачу выполняли. И мы старались поддерживать таких
губернаторов, которые не являются еще членами Яблока, но очень
близки к нам. И, скажем, я считаю, что те шесть губернаторов,
которых мы поддержали скажем в Тюменской области, Пермской области,
в Калининградской области, это люди, которые сегодня позволят
нашим организациям нормально развиваться. Наши люди входят в исполнительную
власть. Да, они сегодня не являются первыми лицами пока, но они
являются вторыми, третьими, четвертыми, это уже очень важно. Это
позволяет обкатывать молодежь. Кроме того, в последнее время мы
сделали значительный шаг вперед по выборам в местное самоуправление.
Сегодня только за последний месяц было избрано три мэра, причем
это значимые российские города. Это Арзамас, например, сегодня
и целый ряд других городов. И в этом смысле мы тоже довольны этим
результатом. В общей сложности сегодня 258 членов Яблока работают
в виде депутатов различного рода и местного самоуправления и областных
органов государственной власти. Кроме того, как я вам уже сказал,
более чем в десятках городов и областей наши люди работают в администрации.
Если говорить о поддержанных еще со стороны Яблока кандидатах,
то таких будет вообще более 500. Это очень неплохая профессиональная
команда, связанная в общем в едином диалоге и в этом смысле мы
должны быть удовлетворены.
ВЕДУЩИЙ: Вы на этих выборах действовали вместе с СПС, или
у вас были случаи, когда вы не могли договориться?
Игорь Артемьев: Знаете, таких случаев, когда мы не договаривались
было очень мало. Я знаю только два таких случая, а 85 процентов
вообще всех ситуаций, которые шли сегодня практически на всех
выборах, это такие ситуации, когда кандидаты от Яблока и СПС были
едины. То есть в их округах, где шли представители СПС, мы не
выставляли своих кандидатов и поддерживали их кандидатов. И, соответственно,
они поддерживали наших кандидатов в округах. Вообще, если взять
общий расклад сегодня ситуации, как мы ее представляем, хотя это
будет такой анализ средней температуры по больнице, но все-таки
достаточно показательный, как мне кажется. Сегодня административная
власть, администрацию, административный ресурс можно оценить в
различных российских регионах от 20 до 70 процентов. сегодня коммунисты
имеют от 20 до 30 процентов. сегодня Единство имеет 15-20 процентов.
И сегодня мы и СПС вместе имеем от 12 до 30 процентов в разных
регионах. Причем Яблоко и СПС имеют хорошие проценты в больших
городах, в городах с населением больше миллиона. Ну, а в Москве
и Петербурге еще больше. Так вот, когда мы выступаем вместе с
СПС, наши кандидаты оказываются конкурентоспособными. Смотрите,
коммунисты - 20-30, и мы вместе можем выйти на этот показатель.
Если мы выступаем с приличными, некриминальными губернаторами,
тогда еще больше шансов. Так и получилось на выборах в Калининграде,
когда господина Горбенко заменил адмирал Егоров и стал губернатором.
Если мы выступаем вместе с Единством, это примерно еще в половине
случаев получается, тогда у нас совсем хорошие шансы. Другое дело,
что, к сожалению, если коммунисты сегодня объединяются с административной
властью, то практически нигде правые у них сегодня выиграть пока
не могут. Такова специфика реформ, которые проводились в нашей
стране, и таково общественное мнение пока на сегодня в нашей стране.
ВЕДУЩИЙ: Коммунисты знают наверное, где объединяться с административной
властью.
Игорь Артемьев: Они знают, где объединяться. Причем сегодня они
даже ведут к власти представителей профессионально абсолютно несостоятельных,
скажем, как на Камчатке. Но тем не менее они побеждают именно
потому, что они коммунисты, и именно потому, что их поддерживает
действующая власть. Так как в Думе как-то поддерживала коммунистов.
ВЕДУЩИЙ: Давайте о Думе. Вот мы в нашей студии уже в январе,
уже в этом новом году видели представителей разных думских фракций,
депутатских групп. Они рассказывали, как они собираются в весеннюю
сессию поработать. Пришла очередь фракции Яблоко. Вот вы и ваши
коллеги какие законопроекты считаете приоритетными?
Игорь Артемьев: Фракция Яблоко подготовила более тридцати законопроектов.
Давайте назовем просто некоторые из них, даже не столько по названию,
они бывают длинными и путанными и ни о чем не говорят, а по сути.
Яблоко обосновало переход российской армии на профессиональную
основу. Мы передали президенту России, в Минфин, в МО наши расчеты,
которые показывают, что в течении нескольких лет российская армия
может быть полностью переведена на профессиональную основу и воинский
призыв на основании закона о воинской повинности может быть резко
ограничен и сокращен. Не мне вам говорить, к чему бы это привело.
Естественно, резко бы повысилась боеспособность армии. Практически
прекратилась бы дедовщина. Наши мальчики престали бы уезжать,
как только они достигают 18-ти лет, в другие страны. Мы теряем.
Происходит утечка умов. Причем лучшие из них уезжают. Можно было
бы не брать в армию студентов. Можно было бы не брать в армию
тяжело больных пацанов. Можно было бы наконец создать более боеспособные
армейские единицы. Сегодня, мне кажется, МО не вполне еще готово
к такому повороту событий. Но я рад сказать сегодня вам и вашим
избирателям о том, что Минфин признал правильность наших расчетов.
И это исключительно важно. И эти разработки сейчас обсуждаются
в Совете безопасности России. Вышел ряд поручений президента,
и готовятся поправки в закон. Вторая штука. Мы разработали план
налоговой реформы на ближайшие три года и считаем, что в Налоговом
кодексе должны появиться новые новеллы, например, связанные со
специальным законодательством, со специальным налогообложением,
например, в области соглашения о разделе продукции. Целая глава
в Налоговый кодекс готовиться нашими товарищами. Подготовлено
десять проектов законов в области судебно-правовой реформы. В
частности, мы внесли проект Гражданского Процессуального кодекса.
Это же документ, равный по своей значимости Гражданскому кодексу
России. Если мы сегодня говорим, что Гражданский кодекс во многом
определяет рыночные реформы в нашей стране, также верно будет
и сказать, что нынешний Гражданский Процессуальный кодекс 1964
года тормозит эту реформу. И уже другие совершенно хозяйственные
отношения. Уже нет плановой экономики, а он по-прежнему такой,
какой он был в 1964 году.
ВЕДУЩИЙ: Может быть, ждет, пока вернется плановая экономика?
Игорь Артемьев: Вообще говоря, это полный абсурд, конечно, и
об этом говорят и судьи, и прокуроры сегодня все. Но прежде всего,
конечно, это препятствует нормальному развитию предпринимательства
в нашей стране. Поэтому нами внесен такой закон. Это привело к
тому, что после внесения два месяца назад нашего ГПК ВС России,
который не мог пять лет внести этот документ в Думу, уже 27 декабря
внес свой проект. Ну, и слава Богу. В этой коллизии, на самом
деле, от этого выигрывают только граждане нашей страны. Я думаю,
что этот закон будет уже рассмотрен на весенней сессии, и он имеет
глобальное и экономическое, и политическое значение. Кроме того,
нами подготовлены поправки в законы о прокуратуре, в закон о судебном
департаменте, о судебных сообществах, о судоустройстве и целый
ряд других документов. Давайте посмотрим простую проблему. Вот
сегодня прокурор и весь закон о прокуратуре построен таким образом.
Прокурор может возбудить уголовное дело. Прокурор может, может,
может, может, а что он собственно обязан? Получается какая штука.
Вот, допустим, простую коллизию. Если прокурору стали известны
факты о совершении преступления, если строго трактовать статью
о прокуратуре, он может возбудить уголовное дело, а может и не
возбудить.
ВЕДУЩИЙ: Хозяин-барин? Игорь Артемьев: Да, а мы хотим
записать, это смысл либеральной реформы, в этом, мне кажется,
в том числе судебно-правовой реформы, мы говорим, что прокурор
обязан, если ему известен состав, возбудить уголовное дело. А
если он не возбуждает, то против него может быть возбуждено уголовное
дело. Потому что сегодня что происходит? При все уважении к тяжелому
труду тех же прокурорских работников, сегодня же в массовом порядке
в угоду одним конкурентам против других возбуждаются уголовные
дела. Акции падают на рынках, скупаются неизвестными лицами в
этот момент. Эти уголовные дела приводят к тому, что продукция
этого предприятия не покупается. Возникают какие-то шлейфы, какие-то
расследования, все это передается, несмотря на 183 статью УК России
о тайне следствия, тут же в СМИ, и на этом выигрывают одни предприниматели
против других. И по сути дела следственные органы часто являются
просто вольно или невольно орудием в руках одних бизнесменов против
других. Сколько это может продолжаться? Кто же будет вкладывать
сюда деньги, если речь идет о том, что такое возможно в нашей
стране? Очевидно, что нет.
ВЕДУЩИЙ: Не придется ли на Охотном Ряду пересматривать не
так давно принятый бюджет на нынешний год в связи с обострившейся
ситуацией с великими долгами великой страны?
Игорь Артемьев: Я вам, как юрист, могу рассказать, что невозможно
сегодня выплатить долги Парижскому клубу без изменения бюджета.
Должен заметить, что перед рассмотрением бюджета в ГД фракция
Яблока в этом году передала в правительство такой очень большой
пакет наших инициатив в области бюджета, в области налогообложения,
и одна из инициатив была следующая. Мало уже было в 2001 году
реализовывать бездефицитный бюджет, чем гордилось правительство,
об этом мы говорили еще год назад, и кстати, очень рады, что хоть
такое достижение есть. Но в связи с долгами и неурегулированными
долгами Парижскому клубу, мы считали необходимым, чтобы был заложен
профицит бюджета в размере 1 миллиарда долларов. Более того, мы
показали откуда их взять. Не из нефтедолларов, которые спорны
на сегодняшний день. У нас есть источники, я совершенно ответственно
вам говорю, на 88 миллиардов рублей, то есть на 3 миллиарда долларов,
которые правительство не заложило в доходы, причем подчеркиваю,
не нефтяного характера. Интересно, что при рассмотрении бюджета
во втором чтении, в этом, я считаю, очень большая победа фракции
Яблока, правительство признало 1 миллиард долларов. Они же включили
их в доходы. Осталось еще 2 миллиарда, которые не учтены. Так
вот, в нынешней ситуации самым правильным способом было бы признание
этих 2 миллиардов долларов в качестве доходных источников, в качестве
того резерва, которое правительство заложило или недоучло, мы
ответственно говорим и говорили об этом президенту, что есть такой
резерв, и собственно это и будет профицитом бюджета, и за счет
этого можно было бы вести переговоры с Парижским клубом. Согласитесь,
что заявление о том, что мы отказываемся платить, могут привести
не только к тому, что остановятся инвестиции в РОССИИ окончательно,
просто нас будут считать страной четвертого мира, которой просто
нельзя доверять в международных отношениях вообще.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы считаете, что надо платить?
Игорь Артемьев: Я считаю, что нужно действовать гораздо более
толково, чем это было предложено сейчас. Я полагаю, что нужно
четко провозглашать, что мы должны платить. Я полагаю, что нужно
заложить значительную часть суммы долгов Парижскому клубу, примерно
половину, в бюджет в виде профицита, поэтому мы говорим о миллиарде.
Я считаю, что на момент этих выплат надо договариваться о реструктуризации,
предлагая по срокам более быструю уплату в обмен на реструктуризацию
оставшейся части долгов. Кроме того, можно ввести варианты по
вот этой немецкой схеме, скажем, по варианту обмена на акции,
но здесь в правовом смысле не все понятно, это работа на будущее.
Кроме того, я полагаю, что нужно за счет этого профицита выкупать
часть российских долгов с дисконтом, то есть выкупать их по более
дешевой цене, чем они реально стоят, потому что сегодня по ряду
таких бумаг сложилась вполне благоприятная ситуация. И таким образом
за счет перекрестного снижения долга, за счет выкупа наших бумаг,
часть денег, которые должны направлять на обслуживание долга и
на его погашение, выплачивать Парижскому клубу. Вот в этой схеме,
если есть профицит, все возможно делать. Но когда вы не закладываете
в бюджет эту выплаты и вы не достигли никаких юридически значимых
соглашений с кредиторами, вы будете действительно каждый раз оказываться
в сложном положении. Кстати, я очень сожалению, что возникла такая
жуткая полемика между администрацией президента и правительством,
потому что она тоже не украшает нас.
ВЕДУЩИЙ: а с чем это связано? вроде как оба экономиста, Кудрин
и Илларионов, оба они исповедуют, насколько я понимаю, одинаковые
принципы, оба они либералы. И при этом такая непримиримость в
этих позициях. С чем это связано?
Игорь Артемьев: Вы знаете, я просто не слышал ни одного заявления
Кудрина на эту тему. Я слышал заявления и публикации Андрея Илларионова
и слышал отзывы некоторых безымянных чиновников, составляющих,
как было сказано в прессе, ближайшее окружение Касьянова. Что
касается Кудрина, мне кажется, он правильно не ввязывается в эту
полемику, насколько мне известно, потому что не надо нам позориться
перед всем миром. У нас уже министр обороны выясняет отношения
с начальником Генерального Штаба. Еще не хватало, чтобы два уважаемых
экономиста, определяющих во многом сегодня экономический и политический
курс в стране, сцепились друг с другом. Это признак нецивилизованных
отношений. Если угодно, низкой политической культуры. Поэтому
мне трудно сейчас судить, с чем это связано, но мне кажется, что
изначальная оценка Минфином и правительством своих сил, что им
удастся добиться такой лояльности кредиторов, была неверна. Может
быть, и в администрации президента изначально были неверные посылы.
Потом, когда вмешался президент и все встало на свои места, часть
людей оказались просто подставленными какими-то крупными, но пока
безымянными чиновниками собственно в самом правительстве и в администрации
президента.
ВЕДУЩИЙ: То есть это какие-то интриги, какие-то аппаратные
штучки, которые не красят нашу страну?
Игорь Артемьев: Понимаете, в идеале, конечно, может быть, я не
бесспорную вещь скажу, но я просто убежден, есть же европейский
опыт. Дело все в том, что когда правительство формируют политические
партии, они объединены единой идеологией и это единая команда.
Это команда, она никогда бы не позволила себе вот такую разноголосицу.
А когда набирают так называемое техническое правительство, состоящее
из хороших профессионалов, но очевидно, что в этом случае степень
разномыслия и разных подходов огромна. Нет единой идеологии. Там
сидит один либерал, на него два социал-демократа. На двух социал-
демократов один националист и еще один коммунист, я условно говорю.
И как они могут работать? Это же лебедь, рак и щука. Вот в данном
случае мы увидели, что это попало в прессу и вызвало такие негативные
отклики и комментарии в СМИ.
ВЕДУЩИЙ: И сколько страстей кипят под ковром!
Игорь Артемьев: Конечно. Они же подставляют друг друга даже не
в силу того, что они борются там из каких-то карьерных соображений,
а потому, что они все понимают одно и тоже решение совершенно
по- разному. И вы знаете, приходится каждый раз нужно апеллировать
к президенту, который должен ставить все на свои места и строить
всю эту команду. Вот это ужасно.
ВЕДУЩИЙ: Раз уж вы упомянули о политических партиях, можете
ли вы рассказать о том, какая позиция у вашей фракции Яблоко относительно
закона о политических партиях, там пять вариантов, которые будут
рассмотрены 7 февраля на Охотном Ряду?
Игорь Артемьев: Во-первых, я должен сказать, что закон о политических
партиях совершенно необходим. Что у нас сегодня называется общественно-политическими
движениями и партиями, не мне вам говорить. Партия любителей пива,
автомотолюбители, любители пришивать пуговицы крестом или шпалами,
это все мы уже наблюдали. И почему-то эти партии выдвигают политические
требования. И можно себе представить, каких профессионалов они
могут делегировать, например, в представительную или исполнительную
власть. А потом мы удивляемся почему происходят всякие проблемы
у нас. Поэтому закон о партиях категорически необходим, он своевременен,
и мы, как политическая партия, это приветствуем. Мы также не беспокоимся
с точки зрения, скажем, количества членов партии, 10 тысяч сегодня
обозначено, или соответствующего представительства в региональных
организациях. Яблоко все-таки уже достаточно зрелая, старая по
меркам российской новейшей истории партия, и у нас в данном случае
более чем в двух третях есть региональные организации. А если
мы кандидатов в члены Яблока переведем в члены, то у нас никаких
проблем с численностью не будет.
ВЕДУЩИЙ: А если с СПС сольетесь, то вообще?
Игорь Артемьев: Если бы так уж теоретически рассуждать, то вообще
не будет никаких проблем. Но очень важно, чтобы в этом законе
существовали определенные и гарантии прав партий, и, соответственно,
их ответственность. Это очень важное дело. Политическая система
страны и возможная состязательность идеологий, не оружия, не пулеметов
друг с другом, а именно идеологий, создание команд - это вообще
говоря элемент общегосударственной политики. Поэтому мы на ближайшем
заседании фракции будем рассматривать свое отношение ко всем законопроектам.
Александр Шишлов, член нашей фракции, внес собственный проект
по этому поводу. И должен сказать, что из ЦИК представители Яблока
тоже активно занимались этим проектом и внесли очень существенный
вклад в то, чтобы он был достаточно разумным и интересным. Поэтому
как мы будем голосовать, я смогу вам сказать, и вы услышите, Явлинский
наверное на эту тему будет выступать через неделю, непосредственно
перед седьмым числом, но общее отношение к тому, что проект должен
существовать и должен быть принят в том или ином виде, у нас,
конечно, есть, и в этом смысле наши отношения скорее положительны.
ВЕДУЩИЙ: А проект Шишлова вы читали?
Игорь Артемьев: Да, конечно.
ВЕДУЩИЙ: И там наверняка государственного финансирования
партий нет?
Игорь Артемьев: Нет, мы сохраняем государственное финансирование.
Кроме того, во всех случаях, когда во втором чтении будут уточняться
и суммы, и варианты, сейчас рабочая группа на эту тему заседает,
все это будет уточняться. Мы считаем, что государственное финансирование
должно быть. Давайте посмотрим. Сейчас все партии на какие-то
деньги проводят выборы. А во многих случаях, чего там говорить,
деньги могут быть и полукриминального происхождения. Значит, с
одной стороны, государство должно ужесточать контроль за расходованием
финансовых средств и привлечением спонсоров, которые неизвестно
какого происхождения могут быть, а с другой стороны, как это принято
в большинстве стран, должно быть государственное финансирование
тех партий, которые прошли в парламент России. Это на самом деле,
может быть, и не приведет к тому, что будет такое бурное стимулирование
партийного строительства произойдет резко и так далее, но это,
несомненно, повысит ответственность партий за то, что они делают
с деньгами. И это главная цель. Не давая ничего из бюджета, нельзя
требовать и жестко ужесточать работу со спонсорами. А давая эти
деньги из бюджета, это возможно делать.
ВЕДУЩИЙ: Яблоко всегда внимательно смотрит, на какие деньги
проводит свою выборную кампанию?
Игорь Артемьев: Я вам отвечу очень просто. Мы десять лет противостояли
Борису Ельцину. Как вы думаете, мы проверили все, как мы делали
и зачем? Наверное доброхотов было полно, правда?
ВЕДУЩИЙ: То есть ваша совесть чиста?
Игорь Артемьев: Я считаю, что, конечно, чиста.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что вы не в последний раз в нашей студии,
и если в вашей фракции будет происходить что-то интересное, то
вы обязательно придете и расскажите нам, чего же нам от "яблочников"
ждать. Кстати, вы упомянули слияние с СПС, насколько это все-таки
вероятно? Вы произнесли слово "теоретически", то есть
практически это все пока нереально?
Игорь Артемьев: Нет, почему. Практически сейчас обсуждается активно
вопрос, что у нас будет единый список на выборы в ГД в 2003 году.
Мне кажется, это ответ на вопрос. На самом деле практически сегодня
85 процентов наших кандидатов были едиными от Яблока и СПС, а
это многие тысячи кандидаты в регионах, так, что это все реально.
ВЕДУЩИЙ: То есть все-таки можете, если захотите?
Игорь Артемьев: Я считаю, что мы движемся в правильном направлении.
|