[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]
Интервью с вице-спикером ГД Владимиром Лукиным

Радиостанция "Маяк", НАРОД И ВЛАСТЬ, Ведущий: Юлий СЕМЕНОВ, 13.01.2001, 11:05

ВЕДУЩИЙ: Власть многолика и ветвиста. Сегодня у нас разговор о законодательной ветви власти. В студии заместитель председателя ГД ВладимирЛУКИН. В этой программе в качестве одного из руководителей нашего парламента вы впервые. На Совете ГД и, наверное, в кругу руководителей ГД и фракций уже обсудили ближайшие планы палаты на ближайшие месяцы. Что вы будете рассматривать в первую очередь?

Владимир ЛУКИН: Да, конечно, буквально несколько дней назад я замещал ушедшего в отпуск председателя ГД, и я подписал примерный перечень законов, которые должны быть рассмотрены в феврале. Ну, конечно, их много, и перечислять их нет смысла, но есть определенные приоритеты. Эти приоритеты касаются прежде всего, конечно, законов экономических, законов социальных. Ну, из экономических, конечно, Земельный кодекс огромное значение имеет. Это долгожитель в ГД. Вы знаете, острая политическая борьба шла и продолжается в ГД по поводу того, как, каким образом, какие земельные участки подлежат введению в рыночный оборот, и напротив, подлежат ли сельскохозяйственные участки введению в рыночный оборот. Все это сейчас близится к завершению. Возможен вполне компромисс, и этот компромисс должен быть решен всесторонне, может быть, даже на этой сессии. Конечно, социальные законы имеют приоритеты и социальная проблематика. Наверное, нашим гражданам известно, что очень остро обсуждался Трудовой кодекс и он не был принят, а был отложен на доработку. Существуют острые противоречия между тем, каковы должны быть права профсоюзов, права граждан, права работодателей и права тех, кто ими нанимается на работу. Все это должно рассматриваться и должно на этой сессии быть принято по возможности. Очень большое значение будут иметь вопросы нашего государственного устройства. Среди них центральным законом является закон о партиях. Он внесен президентом. Этот закон рассмотрен на очень многих форумах, в том числе президент беседовал с руководителями основных политических партий и парламентских групп. В целом этот закон получил одобрение. Недавно он обсуждался на комитете по политическим партиям и общественным организациям ГД. Там тоже большинство депутатов одобрили для первого чтения этот закон. Но он, конечно, еще будет внимательно рассматриваться. Есть вещи, которые там являются дискуссионными. Вот, собственно говоря, это основной круг приоритетов на следующий период.

ВЕДУЩИЙ: Известно, что на следующий день, когда президент возвратился из визита в АЗЕРБАЙДЖАН, он пригласил к себе Геннадия СЕЛЕЗНЕВА, председателя ГД, и у них была какая-то беседа, о чем-то был разговор. Вы в курсе дела, о чем шла речь?

Владимир ЛУКИН: Ну конечно, это обычная нормальная беседа, которая обычно бывает между президентом и руководителем ГД перед каждой очередной сессией ГД, и там шел разговор по тому кругу вопросов, которые я сейчас обозначил: какие приоритеты с точки зрения президента, какие приоритеты с точки зрения парламента и основных его политических фракций? И этот разговор поможет нам в координации работы с исполнительной властью. Планируется встреча и заместителей председателя ГД с президентом. Возможно, эта встреча где-то произойдет в середине месяца.

ВЕДУЩИЙ: А какие-то застарелые долги, на ваш взгляд, есть у ГД?

Владимир ЛУКИН: Ну, я уже упоминал два из них: это Земельный кодекс и Трудовой кодекс, хотя он не такой застарелый, но это тоже очень важный и долго обсуждавшийся вопрос. Кроме этого существуют проблемы Уголовно-процессуального кодекса, поправки туда, целый ряд таких крупных кодексов, еще не полностью Гражданский кодекс отработан. Так что, конечно, застарелых долгов достаточно много. Но проблема не в том, что ГД плохо работает, а проблема в том, что в обществе существует несогласие по целому ряду вопросов. Ведь вот, например, символика. Ведь проблема не в том, что был плохой мотивчик или плохой текст, а проблема политическая. Проблема в том, на что нам ориентироваться - на вечную тысячелетнюю РОССИЮ или на 70- летний период в истории этой РОССИИ. Вот эта проблема была, и она тормозила развитие. Есть долги, но это долги не столько ГД, а сколько долги нашего общества перед самим собой.

ВЕДУЩИЙ: Мы уже привыкли, что рассмотрение очень многих вопросов в ГД очень политизировано. Сейчас немодно вспоминать МАРКСА, но, по- моему, ему принадлежит выражение, что нам нужно учреждение не парламентское, а работающее. Вот ГД - работающее учреждение или парламентское? Есть ли противоречия между этими понятиями?

Владимир ЛУКИН: У нас ГД не является сейчас слишком политизированной. Я вообще не понимаю этого разговора - политизированная ГД или нет. Вот кто-то, по-моему, это министр ШОЙГУ как-то говорил, что ГД должна быть скучной, но говорить о том, что ГД должна быть скучной и заниматься только принятием законов - это значит совершенно не понимать сущность парламента. У парламента есть много сущностей, и законодательная сущность также есть. Если парламент принимает слишком много законов, то это значит, что законы некачественные и парламент недостаточно внимательно рассматривает их от имени общества. А он уполномочен обществом контролировать и рассматривать то, что ему подсовывают или исполнительная власть, или отдельные люди. Поэтому законов не должно быть слишком много. На самом деле наша ГД принимает значительно больше законов, чем любой другой парламент. Другое дело, какое качество? Нынешняя ГД не политизирована. ГД должна быть политизированной, потому что представляет общество, а в обществе идут постоянные споры и дискуссии. Они должны быть не на улице, не с помощью мордобоя, да еще и с оружием, как это бывает, а именно в стенах парламента. Люди для того и призваны, чтобы дискутировать от имени своих избирателей.

ВЕДУЩИЙ: Но согласитесь, что ГД не должна быть похожа на студию телевидения.

Владимир ЛУКИН: Совершенно справедливо. В ГД должен быть баланс между различными ее функциями, а их несколько. У нас за не очень длинный период нашего постсоветского парламентаризма были периоды, когда баланс был резко нарушен в нашем парламенте в пользу излишней политизации за счет здорового разумного законодательства. Это было в Верховном Совете РОССИИ, это было в прошлой ГД, где большинство мест имели коммунисты, которые просто использовали ГД как трибуну, что им свойственно. Но этот дисбаланс был устранен нынешней ГД. Нынешняя ГД сейчас значительно больше сбалансирована и значительно больше работает над законами, чем дискутирует. Я думаю, сейчас опасность в ГД как раз состоит не в этом, а состоит в другом, что ГД будет слишком послушной, что будет слишком похожа на приводной ремень исполнительной власти, и тогда исполнительная власть потеряет бдительность, а для самой исполнительной власти, а главное - для граждан страны, для самой страны в целом очень важно, чтобы исполнительная власть чувствовала себя неким зайцем, за которым гонится волк, чтобы она не отдыхала слишком часто, чтобы она не думала, что все ее начинания проходят только потому, что президент популярен. Поэтому очень важно, чтобы ГД сохранила свой критический запал, чтобы в ГД некоторые вещи не проходили, некоторые действия она возвращала в правительство. Это важная функция ГД, и надо ее обязательно сохранять и утверждать.

ВЕДУЩИЙ: Мы успели записать еще и вопросы слушателей. Вопрос по телефону: Как и когда планируется восстановить дореформенные вклады граждан в СБЕРБАНКЕ и стоимость облигаций внутреннего займа 1982 года? То, что теперь делает Минфин и СБЕРБАНК, деноминировав наши вклады и облигации, это мошенничество в особо крупных размерах и подходит под статью 159 УПК. А брошенная старикам кость в виде тысячи рублей из дореформенных вкладов соответствует 50 рублям теперешним, какая же это компенсация? Вопрос по телефону: Моя мать получает пенсию в размере 400 рублей. До изменения в законе о пенсиях она получала значительно больше. Что будет предприниматься в этой части в дальнейшем?

Владимир ЛУКИН: Я прекрасно понимаю те вопросы, которые задаются. ГД будет в качестве одного из приоритетов держать социальные вопросы, пенсионные проблемы будут также одними из приоритетных. Вопросы эти совершенно законны. Наше государство за многие годы привыкло не отдавать долги нашим гражданам. Это обязательно необходимо сделать. Робко, но прошлая ГД начала работать в этом направлении. Она приняла законы о том, чтобы самым пожилым гражданам частично вернуть их вклады, но это очень маленькая доля того, что нужно сделать. К сожалению, сейчас государство не обладает достаточными средствами для того, чтобы это сделать. Вы обратите внимание, по иностранным долгам мы платим бешеные деньги и не можем заплатить иностранные долги, что позорно для нашей страны. Поэтому нынешний бюджет не позволяет полностью удовлетворить вашу просьбу. Я думаю, что поэтапно это нужно будет делать, и мы уже на этой сессии будем думать, как это сделать. Вопрос по телефону: Когда будет какой-нибудь закон о детях репрессированных, которых со школ выгоняли, которые 15 лет прожили без отца, потому что 5 лет война и 10 лет лагеря?

ВЕДУЩИЙ: Я знаю, что вы сами сын пострадавших от репрессий родителей.

Владимир ЛУКИН: Родители были действительно репрессированы в 1937 году, когда я родился, и были отпущены на свободу через полтора-два года. Так что мне относительно повезло. Безусловно, дети репрессированных родителей должны получить серьезное и солидное возмещение. Наша фракция, фракция ЯБЛОКО, всегда в ГД отстаивала и голосовала за это. К сожалению, пока мы на нашей точке зрения не смогли настоять. Будем бороться дальше.

Вопрос по телефону: Как вы относитесь к бывшей приватизации, которая преступным путем сделана, а теперь пожинаем плоды. И ведь РОССИЯ никогда не станет на ноги без ресурсов, которые приватизированы нечестно.

Владимир ЛУКИН: Против преступной приватизации я выступаю точно так же, как вы. В принципе, я за частную собственность, за значительную долю собственности, приватизированной в нашей стране, не всю, но значительную часть. Различить между преступной приватизацией и непреступной можно только одним образом - по закону проведена приватизация, пусть даже по несовершенному закону, который в то время существовал, или не по закону. Если приватизация была осуществлена в противоречии с законом, надо начинать следствие и пересматривать эту приватизацию, если по закону, то частная собственность должна принадлежать тому, кому она была по закону передана, или она должна быть изменена тоже по закону. Вот такова моя позиция. И я думаю, что наша страна должна быть такой же, как все другие процветающие страны. Здесь должна быть государственная собственность, частная собственность, смешанная собственность, и все это должно иметь резон определенный, все это должно основываться на законе.

Вопрос по телефону: Вот вертикаль власти сейчас укрепляет президент. Многие СМИ воспринимают это не очень хорошо, критикуют. Не кажется ли вам, что это превышение СМИ с их стороны. Между прочим, последний император российский тоже укреплял вертикаль власти, и это сейчас было бы неплохо.

Владимир ЛУКИН: Давайте не будем трогать тему Николая Второго, а то мы все зарыдаем от того, как он укреплял государственную власть. Я поддерживаю многие меры президента по укреплению вертикали власти и голосовал за эти меры в парламенте не потому, что они мне доставляют эстетическое удовольствие. Натурально я, естественным образом, за максимально большой либерализм, но мы живем в той стране, в которой живем. Я глубоко убежден, что в РОССИИ демократия, свободы граждан, уверенность граждан в своем существовании могут зиждиться только на основе того, что у нас будет достаточно сильное, надежное и более- менее невороватое, некоррумпированное государство. Все меры, направленные на укрепление невороватого, некоррумпированного государства, мне кажется, нужно поддерживать только при одном условии, если они не идут в противоречие, в ущерб, если они не наступают на базовые свободы граждан - свободу слова, свободу прессы, свободу выражения мнений, свободу передвижения, которые достигнуты и которыми мы все пользуемся, даже не замечая всего этого, так, как дышим свежим воздухом. Думаю, что насчет четвертой власти вы преувеличиваете, потому что критиковать - это не преувеличение функций четвертой власти, а непременное и крайне важное завоевание четвертой власти. Вот вы сейчас можете задавать вопрос критического свойства, и никто вас за это не накажет. Четвертая власть должна критиковать. Она наряду с парламентом должна быть тем волком, присутствие которого непременно чувствует исполнительная власть. Но именно поэтому мы должны понимать, что исполнительная власть должна быть эффективной, твердой, должна быть даже иногда и жесткой, чтобы ее руку чувствовали и все криминальные элементы, а также те элементы, которые способны на бунт.

ВЕДУЩИЙ: Какое место занимает наш парламент в той партитуре внешнеполитической, которая имеет место?

Владимир ЛУКИН: У ГД важные внешнеполитические функции. Я напомню, что ГД обладает полномочиями принятия законов и также ратификации международных договор. Ни один международный договор, который заключает президент или руководитель правительства, ни один международный договор более-менее важный, он не может оказаться действительным, если его ГД не ратифицирует. Кроме того, ГД осуществляет парламентскую дипломатию, связи с другими парламентами. А это очень важно. В демократических странах именно от парламента исходит то умонастроение, которое воплощается в правительственные действия.

ВЕДУЩИЙ: Новая американская администрация президента БУША. Ваш прогноз и ваши рекомендации по установлению нормальных отношений с ними?

Владимир ЛУКИН: Я думаю, что к власти сейчас пришла администрация довольно серьезная. Это администрация РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ, администрация, которая представляет более зажиточный, более корневой слой американского общества. Пришли очень опытные политики в руководство внешнеполитического направления американской деятельности такие, как Колин ПАУЭЛ, это генерал, темнокожий американец, в качестве госсекретаря. Это человек исключительно опытный, осторожный. То есть вести дела с этой администрацией будет непросто. С другой стороны, это люди, с которыми можно иметь дело, с которыми мы уже давно имели дело. Я ожидаю, что будут серьезные переговоры, и настроен отнюдь не катастрофически.

ВЕДУЩИЙ: А удастся ли восстановить наши позиции в ПАСЕ?

Владимир ЛУКИН: Я думаю, что рано или поздно удастся, но это, конечно, разнопорядковые явления. Я думаю, что уже в конце января, когда состоится сессия ПАСЕ, видимо нас, скорее всего, допустят к праву голоса, дело к тому идет. Но проблема не в этом. Наш главный партнер - ЕС. Это та сумма государств, 15 сейчас, а скоро их будет больше, которая объединяется и становится нашим мощнейшим соседом. Вот с ними нам надо кардинально улучшать отношения. Это относится к нашей платежеспособности, к тому, как мы платим долги. Это относится и к тому, как у нас будут развиваться внутренние дела.

Вопрос по телефону: Как вы объясните свое голосование за принятие закона о ввозе радиоактивных отходов в РОССИЮ?

Владимир ЛУКИН: Начет моего голосования вы имеете неправильную информацию. Я не голосовал за ввоз в РОССИЮ ядерных отходов. Я представлю фракцию относительно небольшую. Сама по себе проблема эта непростая. С одной стороны, аргументы наших ядерщиков, состоящие в том, что можно надежно захоронить средства западные лет на 20-25 в наших очень уединенных местах, очень отдаленных, а потом использовать их же как ценное сырье, это аргументы серьезные, и их надо очень серьезно рассматривать. Не менее серьезны, к сожалению, аргументы и наших экологистов, которые говорят, что при наших правилах, при нашем отношении к делу мы можем создать себе больше проблем, чем разрешить их. Закон принят только в первом чтении, а существуют только три чтения для принятия закона. Давайте еще самым внимательнейшим образом рассмотрим все это и внимательно посчитаем, где больше плюсов и больше минусов.

Вопрос по телефону: В какой мере на принятие внешнеполитических решений влияют ваши консультации со специалистами по международным делам зарубежных стран, в частности Европы и США?

Владимир ЛУКИН: Если вы имеет в виду межпарламентскую дипломатию, то парламент у нас пользуется довольно серьезным влиянием в рамках международных организаций, таких, как ПАСЕ, МПА. Я бывший посол в АМЕРИКЕ, конечно занимался и КИТАЕМ. Сейчас я в парламенте возглавляю группу связи с КИТАЕМ. Недавно мы побывали в этой великой стране и встречались с руководителями китайскими и беседовали с ними подробно. К моему мнению прислушиваются. У нас главными официальными выразителями нашей позиции являются президент, премьер-министр и министр иностранных дел, но ко мнению людей, которых считают опытными и знающими в международных делах, конечно прислушиваются. И меня относят к числу такого рода людей.

Радио России, Ведущий:Мельникова Евгения, 16 января 2001года, 11:00:00
обсуждение

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]

info@yabloko.ru