Идеям Григория Явлинского все больше симпатизируют в Кремле
Министр обороны России маршал Игорь Сергеев прислал лидеру партии
"Яблоко" Григорию Явлинскому письмо со словами благодарности за
участие в разработке концепции военной реформы. Для специалистов
военной тематики ничего удивительного в появлении этого письма
нет, поскольку известен вклад "Яблока" в решение этой конкретной
проблемы. Но прежде чем раскрыть подробности, уместно напомнить
о том, что 25 декабря прошлого года в Кремле прошла встреча президента
России Владимира Путина с лидером объединения "Яблоко" Григорием
Явлинским. В беседе участвовали также депутаты фракции "Яблоко"
в Госдуме Сергей Иваненко, Игорь Артемьев, Сергей Митрохин, Алексей
Арбатов и Алексей Михайлов. Встреча вышла за рамки предусмотренного
графиком времени и продолжалась примерно три с половиной часа.
А по ее завершении стало известно, что президент поручил своему
аппарату проработать обсуждавшиеся на встрече предложения "Яблока".
Первые признаки новой роли "Яблока" в новой российской политической
реальности появились еще летом прошлого года, когда Владимир Путин
заявил о необходимости создания европейской системы противоракетной
обороны. Это была закономерная реакция на стремление США выйти
из Договора по ПРО 1972 года. Такой "асимметричный ответ" изначально
предлагал Григорий Явлинский - еще с 1997 года - и наконец был
услышан. Поэтому реакция президента на предложения лидера "Яблока",
озвученные на предновогодней встрече, не была такой уж неожиданной.
После "новогодних каникул" работа высокопоставленных чиновников
с "яблочными" депутатами началась сразу по нескольким направлениям.
В частности, президент дал указание разработать с учетом предложений
фракции Григория Явлинского концепцию реформы местного самоуправления.
Отличие "яблочного" проекта от того варианта, который президенту
представила его администрация, было очевидным: в Кремле предлагали
наделить губернаторов правом назначать глав местной власти. Вероятно,
такая схема была предложена в качестве отступного нынешним сенаторам
за потерю ими кресел в Совете Федерации.
Но в кремлевский проект реформы был включен элемент, реализация
которого могла привести к скандалу на европейском уровне: дело
в том, что наша страна является участником хартий и договоров,
напрямую запрещающих отменять местные выборы. Надо полагать, об
этом Явлинский рассказал президенту. По-видимому, этим объясняется,
почему проект муниципальной реформы отправлен в аппарат президента
на доработку. Не исключено, что в предложениях "Яблока" президента
больше всего подкупило и еще одно немаловажное обстоятельство
- добиваться проведения этой реформы было предложено с помощью
механизма, запущенного самим Путиным. Речь идет об институте полпредов
президента в регионах. Как считают "яблочники", государство вполне
может оставить местным властям больше ресурсов и самостоятельности,
если одновременно усилит контроль со стороны полпредов за расходованием
бюджетных средств. Это позволит эффективнее добиваться соблюдения
законов на местном уровне. Такой механизм поможет установить рациональную
и гибкую схему разделения полномочий между тремя уровнями власти.
А именно этого, по сути дела, и пытается добиться Путин, выстраивая
"властную вертикаль".
Не менее важно и то, что президент также поручил своим советникам
и членам Совета безопасности встретиться с членами бюро центрального
совета партии "Яблоко". На этих встречах предполагается, в частности,
обсудить с депутатами-"яблочниками" Игорем Артемьевым и Сергеем
Иваненко проблемы соглашений о разделе продукции (СРП). Соответствующая
глава в "яблочной" редакции, судя по всему, скоро может быть внесена
в Налоговый кодекс. Один из заместителей Явлинского, депутат Сергей
Митрохин, обсуждает с президентскими юристами "яблочный" вариант
Гражданского процессуального кодекса. В то же время выдвинутая
Игорем Артемьевым идея создания модельного Бюджетного кодекса
для субъектов Федерации также всерьез рассматривается сейчас действующей
властью.
Но самые большие перемены ожидаются в связи с поддержкой, которую
президент оказал "яблочной" концепции армейской реформы. В "Яблоке"
под руководством Алексея Арбатова давно проработана стратегия
создания профессиональной армии. В ходе неоднократных обсуждений
этой проблемы оппоненты преобразований постоянно указывали на
то, что в российской казне попросту нет средств, необходимых для
кардинальной реформы армии.
Все, что до сих пор делал Кремль, сводилось к решительному сокращению
вооруженных сил. Бесконечная дискуссия между министром обороны
и начальником Генерального штаба о том, что именно сокращать -
сухопутные войска или стратегические ядерные силы - давно стала
"войной генеральских амбиций".
"Яблочные" же эксперты еще при рассмотрении проекта бюджета на
2001 год рассчитали и доказали, что дополнительные расходы федерального
бюджета на военную реформу, которая уже в этом году позволит чуть
ли не отменить призыв, составят всего 2-3 процента от бюджетных
доходов. Доводы оказались настолько убедительными, что обсуждение
перешло в совершенно иную плоскость. Ведь если армия становится
профессиональной, затянувшийся спор о структуре сокращения войск
просто теряет смысл.
По-видимому, это только начало процесса делового и конструктивного
взаимодействия между исполнительной властью и партией Явлинского.
И в новой политической реальности "Яблоко" готово предлагать власти
(которая пока, кажется, идет на диалог) альтернативный подход
к решению проблем, стоящих перед страной. Если разработки "Яблока"
получат поддержку со стороны президентской администрации, то зеленый
свет в Думе "яблочным" идеям практически гарантирован. А Явлинскому
в конечном счете не так уж важно, кого объявят автором полезных
для России концепций.
|