[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии
Демократы объединяются на уничтожение
"Выбирает Россия (Альянс Медиа)" , 18 января 2001 года

Считается, что демократических сил у нас две: правые и "Яблоко". Раньше - при Ельцине - они вечно ссорились, поскольку правые были правящей партией, а "Яблоко" - демократической оппозицией. Теперь, когда у власти оказались люди, не имеющие никакого отношения ни к демократии, ни к политике вообще, они как бы помирились. Теперь они сотрудничают и даже обещают со временем создать единый демократический фронт.

Можно ли надеяться, что у них это получится? Можно ли надеяться, что демократы в новой российской реальности не вымрут, не выродятся, не покорятся агрессивно-послушному большинству и не превратятся в маргиналов-диссидентов?

К сожалению, наблюдения показывают, что объединяться на самом деле никто не собирается. Направление совершенно иное: и правые, и "яблочники", наоборот, мечтают укрепить собственные ряды за счет друг друга. А нынешний тайм-аут в боевых действиях объясняется необходимостью привести себя в порядок: укрепить ряды, покончить с раздраем, очиститься и опять поверить в то, что в России кому-то нужна демократия.

РАО "Единая Демократическая Система России"

В начале декабря на заседании Координационного совета Союза правых сил (СПС) принято решение: всем партиям и организациям, входящим в СПС, самораспуститься, дабы тут же слиться в единую партию. Однако до сих пор никто там и не думает самораспускаться и сливаться.

В Союз правых сил входят девять различных партий и организаций. Одна часть - откровенная мелочь, известная лишь узкому кругу лиц, к примеру, организации "Российские налогоплательщики" или "Юристы - за права и достойную жизнь человека". Другая часть - движения Немцова, Хакамады и Кириенко, которые, несмотря на громкие имена лидеров, представляют собой в основном теплые компании их друзей и знакомых. То есть реально таких партий нет, хотя юридически - на бумаге - все, разумеется, оформлено безукоризненно. Еще есть "Демроссия", у которой громкое имя, но мало народу. И, наконец, основа СПС - "Демократический выбор России" Гайдара.

Члены правых партий проживают в основном в Москве и Питере. В регионах позиции у СПС довольно слабые. Идейные сторонники есть, но нет полноценных региональных парторганизаций и ячеек. А по закону о партиях, который будет принят весной, партия - чтобы официально считаться партией - должна иметь: 1) не менее десяти тысяч членов и 2) отделения не менее чем в половине регионов России.

И если первому условию СПС, в общем, может соответствовать, то со вторым - беда. Это, кстати, одна из тех проблем, которые правые рассчитывают решить, соединившись с "Яблоком". У "Яблока" как раз есть реальные действующие региональные организации. Так что, если правые пойдут на союз с "Яблоком", они получат доступ к его региональным ячейкам, активистам и смогут там закрепиться, начать завоевывать провинцию и потеснить "яблочников".

Но до этого еще далеко. Сейчас правых мучают иные проблемы. "Демвыбор" так и не может до конца определить своего отношения к Путину.

Есть точка зрения лидеров, которую разделяют многие рядовые партийцы. Как недавно сформулировал ее Гайдар, несмотря на "реальную угрозу демократическим институтам", находиться в оппозиции власти было бы для СПС "политической ошибкой". То есть Путина, конечно, порой слегка заносит - как с гимном, к примеру. Но он старается, он честно хочет поднять страну, и надо ему помогать.

Кроме этой официально-партийной позиции, есть еще точка зрения правозащитников, которые ассоциируются с Ковалевым и Новодворской. Эта часть стоит на бескомпромиссной позиции жесткого неприятия нынешней власти.

Но не правозащитники финансируют партию. Настоящий хозяин - Чубайс, и никто давно уже не делает из этого секрета. Поэтому, конечно, побеждает его линия.

За несколько дней до выборов на Политсовете "Демвыбора" решался вопрос, кого поддерживать. Выступил председатель партии Гайдар. Сказал, что поддерживать будет Путина, хотя к тому времени тот уже успел показать себя отнюдь не демократическим правителем. Уже случилась история с Бабицким, продолжалась бойня в Чечне, правых в Думе оставили без комитетов, Путин успел поднять с лидерами фракций тост за Сталина...

Когда Гайдар, выступив, возвращался на свое место и проходил мимо Ковалева, Сергей Адамович сказал ему: "Что, Егор Тимурович, стыдно?" Гайдар ответил: "Да, стыдно". Говорят, именно по этой причине Гайдар с тех пор молчит, не общается с журналистами, а если и дает интервью - то только по экономическим вопросам. Боится, что его спросят: "За вами шли люди, отсидевшие в лагерях, пострадавшие от репрессий. Они верили, что вы за реформы и демократию, а вы их призвали голосовать за полковника ФСБ, войну и Сталина".

Кстати, "Мемориал" - самая верная и испытанная гайдаровская гвардия - в большинстве своем на выборах проголосовал за Явлинского, а не за Путина. Не послушались Гайдара и Чубайса.

Другими словами, противоречия настолько сильны, что, если "Демвыбор" сейчас самораспустится, нет никаких гарантий, что все его члены захотят вступить в новую обобществленную партию. Хотя, конечно, всегда все можно сделать, не спрашивая самих людей. Просто провести автоматическую перерегистрацию - и все дела.

С "Демроссией" тоже большие проблемы. Дело в том, что Союз правых сил формировался на принципах равного представительства всех партий и организаций в руководстве - по два человека от каждой партии входят в Координационный совет, причем каждая партия сама выбирает, кто будет ее представлять.

В мае "Демроссия" выдвинула Юлия Рыбакова и Сергея Станкевича. Со Станкевичем вышел скандал. Организаторам и устроителям СПС показалось, что сидеть в президиуме вместе со Станкевичем - стыдно. Сомнительное прошлое, взятки, уголовные дела, эмиграция. Чубайс упрекнул Рыбакова: мол, вы же нам обещали, что Станкевича в КС не будет. "Демроссия" возмутилась: "По какому праву они нам указывают? Мы самостоятельная партия, кого захотим, того выберем". Станкевич - красный и злой - оделся и ушел. На этом инцидент был как бы исчерпан.

Вскоре Рыбаков снял с себя полномочия лидера "Демроссии", ушел в отставку, и вместо него официальным вождем был избран Станкевич. Думаете, он забыл обиду? Вряд ли. Тем более уже известно, что в руководстве новой партии не будет равного представительства. Так что Станкевич наверняка не получит никакой должности, будет задвинут на задворки и выброшен на помойку. Стоит ли ему сейчас торопиться с самороспуском "Демроссии"?

Что касается "Новой силы" Кириенко, тут и вовсе сплошная неопределенность. Чубайс считает, что Кириенко и его движение непременно должны войти в состав новой партии, потому что без твердой пропрезидентской составляющей правые мигом скатятся в оппортунизм, неконструктивную оппозицию и выйдут из-под контроля.

Между тем сам Кириенко еще для себя не решил, кем он хочет быть, когда вырастет. Вообще-то ему хотелось бы закрепиться в обойме высоких государственных чиновников. Ему нравится заниматься госуправлением, это его дело. Но, с другой стороны, он отнюдь не фаворит у кремлевской администрации, и твердой уверенности в завтрашнем дне у него нет. Долго ли его будут держать полномочным представителем президента? Не лучше ли сейчас подложить соломки, чтоб всегда можно было уйти в политику?

...Проблемы правых вызваны их разнородностью, фантомностью, противоречивостью, рыхлостью. У них есть социальная база - небольшая, но все же довольно устойчивая, однако люди не втянуты в партийную работу, они пассивны. Это не столько члены организаций и партий, сколько списки членов.

Правым, привыкшим к тепличным условиям, в нынешней суровой реальности грозили бы распад и разложение, если бы не "мускулистая передняя подвеска" - Чубайс. Он их тянет вверх, заряжает энергией, внушает уверенность: "Мы должны быть наглой партией!" Он решает житейские проблемы. Он может найти деньги, спонсоров, при его финансовой поддержке проводятся съезды и конференции. Он осуществляет информационное освещение, его люди работают со средствами массовой информации. Если бы не он, правые тыркались бы сейчас, как котята, в разные стороны. Немцов бы обличал Кремль, Гайдар тихо работал в бюджетном комитете Думы, Новодворская митинговала, Ковалев защищал права человека...

В ближайшее время у СПС, судя по всему, появится еще одна "мускулистая подвеска". По данным наших источников, работающих на телеканале "ТВ-6" (канал Березовского), Борис Абрамович дал указание: всячески поддерживать правых. Вкупе со спонсорской помощью в три миллиона долларов, выделенной им недавно Музею Сахарова, это хороший знак и сигнал к сотрудничеству.

Березовский в изгнании не раз говорил, что мечтает создать сильную демократическую оппозицию Путину. Похоже, он решил опереться в этом богоугодном деле именно на СПС, а не на всяких там подозрительных шахтеров и профсоюзных жучил, как собирался поначалу. Так что помощь идет. Не мытьем, так катаньем олигархи заставят правых сохраниться и возродиться.

ЖИЗНЬ ПРЕДАТЕЛЯМ!

У "Яблока" проблемы совершенно иной природы. У "Яблока", которое считает себя не правой, а либерально-демократической партией, болезни роста.

После выборов из "Яблока" стали уходить люди. Их было немного, но в прессе каждый случай освещался подробно и внимательно, поэтому создавалось впечатление, что с корабля побежали крысы.

В самом "Яблоке", однако, к перебежчикам относились очень спокойно, даже сочувственно, и не делали из этого трагедии. "У вас ведь из редакции тоже иногда уходят журналисты, - говорили мне в думской фракции. - И ничего, газета все равно издается".

Тем не менее были приняты меры, проведены переговоры с СПС и достигнуты определенные соглашения. Сейчас между СПС и "Яблоком" действует устная договоренность - не принимать в свои думские фракции перебежчиков. Это выгодно обеим сторонам, поскольку у правых тоже есть желающие переметнуться к "яблочникам".

Однако недавняя история с депутатом фракции "Яблоко" Мизулиной показывает, что так запросто можно остановить только очень простодушных перебежчиков.

После небольшого скандала местного значения, когда Елена Мизулина призвала ярославское отделение "Яблока" и всю партию самораспуститься и объединиться с СПС, к взбудораженным ярославцам съездил Явлинский и убедил в том, что предложение Мизулиной, мягко говоря, неразумно. В результате Мизулина объявила, что ее взгляды на партстроительство в корне расходятся со взглядами лидера, и сложила полномочия руководителя региональной организации, оставшись тем не менее депутатом фракции "Яблоко". Этим, однако, дело не закончилось.

В конце января ожидается продолжение скандала. Мизулина будет избрана председателем ярославского отделения СПС. В местных политических кругах считается, что это вопрос решенный, поскольку там хорошо видно - Мизулину проталкивает кто-то очень высокий и денежный. У нее вдруг появились большие деньги на саморекламу. Она активно раскручивает себя, будто перед парламентскими выборами. Издала роскошную книгу "о себе", постоянно выступает на ярославском радио... Другими словами, кто-то разыгрывает карту Мизулиной, доказывая на ее примере, что люди уходят из "Яблока" к правым. А кому это нужно доказывать, кроме самих правых? Никому.

Другой ком неприятностей "Яблока" связан с Вячеславом Игруновым, до недавнего времени единолично курировавшим все партийное строительство во всех регионах. Партия "Яблоко" - во многом его детище, но дети растут. Настал момент, когда один человек физически не мог справиться с огромным хозяйством (семь тысяч членов партии, столько же кандидатов, отделения в 62 регионах). Поэтому в июле на съезде решено было создать органы исполнительной власти. Сейчас вся партработа делится на несколько направлений: идеология, информационная политика, партийное строительство, партийный арбитраж, партшколы... На каждом направлении есть свой избранный секретарь и свой исполнительный орган.

Игрунов, конечно, ужасно обижен, и его можно понять. Ему предложили руководить одним из направлений, но он отказался, однако по-прежнему остается членом бюро Центрального совета "Яблока". Оказалось, он не такой человек, чтоб молча сносить обиду. Он дает интервью, крайне неприятные для "Яблока", это раздражает, нервирует, но тем не менее с ним продолжают работать, его не наказывают, не исключают, не подвергают остракизму, хотя вред от его выступлений большой, и в любой другой партии его бы уж давно изгнали или заставили замолчать.

Отношение к Путину у "Яблока" гораздо менее болезненное, чем у СПС. Как объясняет Явлинский, "для правых вопрос перехода в оппозицию - это вопрос нравственного выбора. А для "Яблока" - это вопрос политический, вопрос созревания условий". Прошел год с тех пор, как Путин правит страной. Весь год он постоянно подбрасывал демократам поводы встать в оппозицию. "Яблочники" ждали, пока наберется "критическая масса" этих поводов, и, похоже, она почти набралась, осталось подлить буквально несколько капель. То есть условия близки к созреванию.

Но в то же время хорошо заметно, что "яблочники" пользуются определенной благосклонностью президента. Он встречается с Явлинским, с членами фракции, выясняет их позицию по тем или иным вопросам. К примеру, накануне новогодних праздников Путина вечером ждало все "Единство", отмечавшее в Кремлевском дворце годовщину создания фракции, а Путин в это время обсуждал с "яблочниками" насущные экономические вопросы. На праздник к "медведям" он так и не заглянул, хотя находился в соседнем здании.

Зато в плане интриг (типа той, что разыгрывают плутоватые и проворные пиаровцы правых с Мизулиной) "Яблоко" никуда не годится. Устраивать провокации, ссорить, гадить они совершенно не умеют. Делают вид, что выше этого, но, вполне возможно, у них просто кишка тонка для таких интриг. О чем говорить, если они не использовали даже такую великолепную возможность обгадить правых, как недавнее смещение ими Сергея Ковалева с поста представителя фракции СПС в Парламентской ассамблее Совета Европы.

В конце января ПАСЕ будет решать вопрос о возобновлении полномочий нашей делегации, и если Сергей Адамович опять там примется резать правду-матку о беспределе и нарушении прав человека в Чечне - конечно, полномочия не восстановят. А Сергей Адамович безусловно начнет резать - такое он вредное создание. Поэтому истинные радетели и патриоты России (видимо, из Администрации Президента) и попросили фракцию СПС заранее обезвредить Ковалева и послать в ПАСЕ послушного и разумного человека, что и было исполнено правыми с великим удовольствием.

***

Сколько процентов россиян предпочитают демократическое устройство авторитарному, а рынок - социалистической уравниловке? Процентов двадцать пять или тридцать.

Сколько из них сознают необходимость голосовать за "Яблоко"? Неизменные шесть-семь процентов.

А сколько - за СПС? Примерно столько же.

Остается еще процентов пятнадцать-двадцать, неизменно голосующих против коммунистов. Они - чьи? Они бесхозные. Ни к правым, ни к "Яблоку" у них душа не лежит. В августе 91-го они защищали Белый дом - в телогрейках, с рюкзачками и термосами, - а нынче донашивают те же телогрейки и вспоминают, какими были дураками.

Символы, за которыми они пошли бы сейчас, это символы социал-демократии: рынок и либерализм в сочетании с надежной социальной защитой и перераспределением материальных благ в пользу малоимущих.

По идее, демократы именно на этом участке "фронта" должны сейчас что-то предложить гражданам. Потому что здесь демократии есть куда расти. Здесь есть люди, готовые встать на линию, - но нет линии. Причем ничего нового даже создавать не надо. Уже есть Объединенная социал-демократическая партия Горбачева - слабая, нераскрученная, но тем не менее с хорошей динамикой роста. Если правые и "Яблоко" будут ее поддерживать, помогать и продвигать, для единого демократического фронта выйдет сплошная польза. А если они будут только отгрызать друг от друга кусочки шестипроцентных сокровищ, получится бег на месте. Широкого демократического фронта таким образом не создашь. Только изгрызешь его окончательно

"Выбирает Россия (Альянс Медиа)" , 18 января 2001 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии

info@yabloko.ru