Вброшенные правительством в последний момент дополнительные
127 млрд рублей в доходную часть федерального бюджета 2002 года
решили исход голосования. Думское большинство, за исключением
коммунистов и аграриев ( у левых свой вариант, обещающий решить
все проблемы от экономического подъема до повышения жизненного
уровня), утвердило проект в первом чтении (259 "за" при 128
"против"). Однако согласие было оговорено массой условий и
оговорок.
Сергей Гук
Фактически депутаты обсуждали вчера проект бюджета не в
первом, а во втором чтении. Базовых показателей (ВВП 10,3 трлн,
доходы 2,125 трлн, расходы 1,947 трлн, профицит 178,3 млрд
рублей, инфляция 12 проц.), которые и должны были стать
предметом дискуссий, в выступлениях не касался никто. Вместо этого
разговор шел о том, нельзя ли увеличить поступления еще больше и
как лучше статью расходов поделить. При этом в целом разработчиков
хвалили.
Правда, в хоре "одобрямс" звучали и предостерегающие
голоса. При нынешнем уровне финансирования пятимесячная
задержка зарплаты учителям, врачам и другим бюджетникам в 20
регионах запрограммирована. Да и сам принцип распределения
доходов из центра в субъекты не рыночный, а феодальный,
считает лидер депутатской группы "Регионы России" Олег
Морозов. В беседе с "Временем МН" парламентарий обратил
внимание на еще один ущербный принцип использования казенных
средств. Например, аграрное лобби в правительстве само
отстраивает схему направления денег, в итоге они попадают в
агробанки, а не сельзохпроизводителям. То же самое, убежден
он, случится и с дополнительными средствами, выделяемыми на
борьбу с терроризмом: статьи закрытые, программы с четкой
прописью, на какие цели предназначены ассигнования,
правительство не представило, в итоге они опять растворятся
внутри министерств. А лидер СПС Борис Немцов всерьез предложил
правительству ввести коэффициент разворовывания бюджетных
средств: экспертиза по каждой статье позволит не строить
иллюзий и иметь представление, сколько денег реально дойдет до
бюджетополучателей.
Но главное обвинение в адрес исполнительной власти
бюджет не решает в комплексе ни одной задачи стабильного и
устойчивого роста экономики. По-прежнему парламенту
представлен кризисный вариант финансового плана. Не
собственное производство, а ситуация на международных сырьевых
рынках определяет уровень поступлений в казну. Россия
продолжает пребывать в жалкой зависимости от нефтяной трубы.
Аргумент правительства нет достаточно средств для
необходимой поддержки реального сектора парламентарии не
приняли. Эффективность управления госимуществом ниже всякой
критики: сегодня бюджетные доходы от государственных пакетов
акций не превышают один проц. ВВП, тогда как, по оценкам
экспертов, их можно без особого напряжения увеличить до трех
проц. Богатые резервы открывает и налогообложение на недра.
Переработка сырья может резко повысить доходную часть. Вместо
того чтобы сплавлять за границу древесину, сырую нефть,
необработанные алмазы, рыбу, получая за это гроши, стоило бы
наконец заняться производством и экспортом готовой продукции.
Впрочем, разговоры на эти темы ведутся каждый раз при
утверждении очередного финансового плана, правительство
кивает, соглашается, но проблема остается нерешенной, как
заколдованная.
Впрочем, на этот раз (если судить по гневным филиппикам
господ депутатов) палата настроена более решительно. Все фракции,
включая "без лести преданные" исполнительной власти "Единство",
"Отечество Вся Россия", "Народный депутат" и "Регионы России",
объявили, что если основные требования, прозвучавшие в ходе
дискуссии, не будут выполнены, то на втором чтении на их голоса
кабинет может не рассчитывать. Тогда уже Кудрин не сможет заявлять
перед прессой до голосования, что дело в шляпе, как это было при
первом чтении. Бюджет будет отвергнут. Случиться это может 19
октября на этот день Совет Думы запланировал второй раунд.
Мнения экспертов
Алексей Кудрин, вице-премьер правительства РФ. ОПЕК сохраняет
ценовой коридор, который действовал до сих пор. Соответствующие
проектировки бюджета на следующий год, которые исходили как раз
из этого коридора, позволяют говорить, что бюджет составлен
корректно. Я думаю, что все цифры, которые мы в него заложили,
являются наиболее вероятными.
Сергей Иваненко, замруководителя фракции "Яблоко". Мы поддерживаем
правительство главным образом за то, что оно попыталось сделать
бюджет с большим запасом прочности. Не все деньги проедаются — есть
резервы у Центробанка, есть дополнительные доходы, фонд финансовых
резервов. Если цена нефти упадет даже на пять долларов, все равно
существуют механизмы, позволяющие не пересматривать бюджет.
Вячеслав Володин, руководитель фракции ОВР. Наша фракция считает,
что бюджет стал лучше, его параметры приближены к реальности.
Удалось убедить правительство, что надо более тщательно подходить
к формированию доходной части.
|