Президенту Российской Федерации В.В. Путину
О работе Комиссии по вопросам помилования при Президенте
Российской Федерации
Уважаемый Владимир Владимирович!
В последние месяцы практика помилования в России оказалась в
центре общественного внимания. В связи с этим Комиссия считает
необходимым дать отчет о своей работе.
1. Комиссия была образована Указом Президента России в январе
1992 г.
2. Рекомендация о помиловании принимается, как правило, при
трех условиях: положительная характеристика администрации колонии,
отбытие осужденным не менее половины срока, признание им своей
вины и раскаяние в совершении преступления.
3. С 1992 г. в России было помиловано 57 тыс. человек. Это
составляет 0,6 % от числа осужденных. Между тем европейская норма
колеблется от 5 % (Великобритания) до 10 - 20 % (Германия,
Нидерланды и др.). При том, что количество заключенных у нас на
100 тысяч населения превышает среднеевропейский уровень в 7 - 10
раз.
4. В 2000 г. президентом помиловано 12 856 человек. Половине
из них сокращены сроки наказания на 1, на 2, на 3 года, остальные
освобождены по отбытии значительной части срока.
5. Среди предложенных Комиссией к помилованию в 2000 г.:
- 96 % осужденных имели положительные характеристики
администраций колоний;
- 44 % составила молодежь в возрасте от 14 до 25 лет (в ряде
стран Европы для молодежи существует особый, более мягкий
уголовный кодекс);
- 40 % были осуждены впервые;
- 33 % больны туберкулезом и другими тяжкими заболеваниями;
- треть имели одного и более малолетних детей;
- 50 % совершили преступление в бытовых условиях;
- 60 % до осуждения не имели работы. Вот лишь два конкретных
примера из числа дел об убийствах, проходивших через Комиссию.
14-летний Евгений А. вместе с тремя подростками убил некоего
У. и получил за это 8 лет лишения свободы. Он отбыл 4 года 6
месяцев, и Комиссия рекомендовала освободить его, поскольку У.
избивал жену и несовершеннолетних сыновей, приятелей А., заставлял
детей красть и, наконец, изнасиловал другого приятеля А. -
14-летнего П. В числе убийц были два сына У. Характеристика на А.
в воспитательной колонии - в высшей степени положительная, он был
переведен на облегченные условия содержания.
Татьяну Б., лаборанта-бактериолога, муж годами истязал, бил
смертным боем, ломал ребра, избивал детей, грозил им убийством,
крушил домашнюю мебель, обливал кровать помоями, осыпал жену и
детей матерной бранью. В конце концов она развелась с ним, но он
продолжал жить в той же квартире и лютовал еще больше. Она
многократно жаловалась в милицию. Однажды он зашел на кухню и
сильно ударил ее ногой в живот. Защищаясь, она ударила его
кухонным ножом, тут же вызвала "скорую", но он умер по дороге в
больницу. Ее приговорили к 5 годам лишения свободы. Отбыв примерно
половину срока, она подала прошение о помиловании. За нее
ходатайствовали администрация колонии, односельчане, соседи,
родители, дети, депутат Госдумы Плетнева. В мае 2001 г. Комиссия
рекомендовала освободить Татьяну Б., но проект указа о ее
помиловании, как и другие подобные дела, так и не попал на стол
президента. Однако 12 июля постановлением суда Татьяна Б. была
освобождена условно-досрочно.
И последнее, немаловажное. Как и в предыдущие годы, основная
масса ходатайств - около 80 % - была отклонена.
Особый случай - помилование чеченцев. Они обменивались на
взятых в плен наших солдат (обычно 3 - 5 солдат на одного
чеченца). Комиссия принимала рекомендацию об их помиловании по
ходатайству МВД и председателя президентской Комиссии по
военнопленным, интернированным и пропавшим без вести
(В.Золотарев).
6. О социальной значимости сложившейся у нас практики
помилования свидетельствует статистика: если рецидив среди
отбывших наказание полностью и среди амнистированных составляет 35
- 40 %, то среди помилованных, по данным печати, - 9,4 %, а по
иным данным - 1 - 3 %.
18 мая 2001 г. Комитет министров Совета Европы принял решение
"об одобрении сложившейся в России практики помилования" и
подчеркнул "важность будущей программы о помиловании, направленной
на гуманизацию общественного мнения".
7. В заключение необходимо сказать: работа с прошениями
осужденных - это расчистка авгиевых конюшен. При первом
впечатлении все вызывает отторжение, поскольку кажется, что в этих
"отбросах общества" уже нет ничего человеческого. Когда поглубже
вникаешь в их жизнь, судьбу, то понимаешь, что у многих из них это
был внезапный, спонтанный срыв. Убеждаешься, что большинство
осужденных совершили преступление впервые, под влиянием эмоций и
на бытовой почве. В местах лишения свободы они осознали весь ужас,
на который они обрекли себя и своих близких. Единственная их
надежда - Президент страны. И их просьба о помиловании - часто как
бы мольба с того света. Кому, как не нам с Вами, Владимир
Владимирович, их услышать?
С уважением, Председатель Комиссии А. Приставкин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
комиссии по вопросам помилования
В год через нашу правоохранительную и судебную систему, по
данным Минюста, проходит около пяти миллионов человек. В
результате каждый пятый взрослый человек в стране был осужден. К
сожалению, половина тюремного населения Европы - в нашей стране, в
то время как сто лет назад в тюрьмах России при таком же уровне
преступлений сидело около 140 тыс. человек. Условия содержания в
наших местах заключения, прежде всего в СИЗО, крайне тяжелые.
Зарубежные и российские юристы приравнивают их к пытке. Все это
придает ситуации с помилованием в России особую остроту.
С января по август 2000 г. на основании рекомендаций Комиссии
президент помиловал 12,4 тыс. осужденных. С января по август 2001
г. помиловано 10 человек. Практически помилование в России
прекращено. Нарушены права заключенных, нарушено конституционное
право президента. Причины этого, как ни странно, - советы и
конкретные действия его ближайшего окружения. Так, со второй
половины 2000 г. на 46 заседаниях Комиссии было рекомендовано к
помилованию 2565 человек. Все эти материалы легли мертвым грузом в
кабинете первого заместителя главы президентской администрации
Виктора Иванова. После полугодового молчания он предложил
президенту - по рекомендации Минюста, а не Комиссии! - помиловать
115 человек. 10 мая с. г. президент поставил на соответствующем
письме резолюцию - "СОГЛАСЕН".
До сих пор (прошло 4 месяца) личное указание президента не
выполнено. Все эти дела по-прежнему находятся у В.Иванова. Мы уже
не упоминаем, что около 1000 осужденных из рекомендованных
Комиссией к помилованию, а Министерством юстиции сочтенных
недостойными освобождения, освобождены условно-досрочно, и даже из
115, согласованных с президентом, осталось 70 человек. 70 - на всю
Россию, но они-то ждут!
Таким образом, ответственное лицо, в нашем случае -
заместитель руководителя Администрации Президента Российской
Федерации В.Иванов, обязано было принять меры к подготовке
соответствующих указов. Однако до сегодняшнего дня этого сделано
не было. Тем самым, игнорируя прямое указание президента,
должностное лицо фактически присвоило властные полномочия главы
государства, проигнорировав Конституцию Российской Федерации, а
именно - пункт 4 статьи 3, в котором говорится, что никто не может
присваивать власть в Российской Федерации, а присвоение властных
полномочий преследуется по федеральному закону. Следовательно,
можно говорить о признаках состава преступления, предусмотренного
ст.288 УК РФ, - присвоение полномочий должностного лица и
совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное
нарушение прав и законных интересов граждан.
Присвоение властных полномочий, безусловно, следует
рассматривать и в ракурсе действующих актов Президента РФ о
полномочиях Комиссии по вопросам помилования при Президенте
Российской Федерации, обладающей исключительным правом внесения
предложений о помиловании осужденных непосредственно Президенту
РФ. Но речь идет уже не о судьбе Комиссии.
Так как согласно статье 89 Конституции РФ помилование
осуществляет только Президент Российской Федерации (п."в"), каждый
осужденный вправе рассчитывать на то, что в случае его обращения к
главе государства с прошением о помиловании или смягчении
наказания (п.3 ст.50 Конституции РФ) именно президент примет
решение об удовлетворении такой просьбы или отказе в ней.
В настоящее время окончательное решение об отказе в
помиловании принимается не президентом. И эта практика, начало
которой положено заместителем главы Администрации президента,
чревата тем, что каждый осужденный, в помиловании которому
отказано не президентом, может обратиться в суд с жалобой на
действия должностных лиц, которые фактически принимают решения
вместо главы государства.