[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Александр Шишлов
Новый учебный год - что ждать от реформы образования?
"Невский обозреватель", 30 августа 2001 г.

Скажу сразу - мне больше по душе слова "модернизация образования", чем "реформа образования". Думаю, хватит с нас революционных реформ, проводимых самоуверенными властителями, не думающими о том, как их действия отражаются на повседневной жизни большинства людей. Но необходимость серьезных изменений в системе образования тоже всем очевидна. С одной стороны, мы видим значительную перегрузку школьников. Особенно в старших классах - у них почти не остается времени на отдых после семи-восьми уроков и приготовления домашних заданий, и приходится делать выбор: или учиться во вред здоровью, или беречь здоровье во вред учебе. При этом содержание школьных программ во многом не отвечает потребностям времени. А с другой стороны, школа хронически недофинансируется и - как следствие - нехватка учителей, упадок материально-технической базы, фактически неуправляемое распространение платного обучения…

Когда-то первым указом президента Ельцина был указ о поддержке образования. Но он так и не был выполнен, более того - десять последних лет образование было едва ли не на последнем месте в списке фактических приоритетов правительства. Мирился с этим и парламент, год за годом принимая предлагаемые Гайдаром, Черномырдиным, Кириенко бюджеты, где социальные вопросы отодвигались на задний план. И "Яблоко" почти всегда оказывалось в одиночестве, голосуя против таких бюджетов, забывающих, что без государственной поддержки образования Россия не сможет стать процветающей страной.

Лишь в нынешнем году ситуация стала медленно изменяться к лучшему - усилиями депутатов, в том числе - усилиями фракции "Яблоко" при принятии бюджета на 2001 год удалось на 4,8 млрд. рублей увеличить расходы федерального бюджета на образование. При обсуждении бюджета на 2002 год "Яблоко" вновь будет добиваться увеличения государственного финансирования образования.

Но мало выделить деньги, надо, чтобы эти деньги дошли до школы и тратились эффективно. А для этого без изменений законодательства не обойтись. Наша фракция давно предлагает перейти на нормативное бюджетное финансирование образования. Что это такое? Если немного упростить, то это такой принцип, когда вначале рассчитывается сумма расходов, необходимая для обучения одного учащегося, затем, исходя из этих расчетов, выделяются соответствующие средства в бюджете, и, наконец, эти средства адресно распределяются по образовательным учреждениям. Кроме этого, "Яблоко" предлагает изменить систему оплаты труда преподавателей, причем не только резко повысить размер зарплаты, но и изменить существующий порядок, стимулирующий перегрузки и учителей, и учеников.

Эти принципы были заложены в проект закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на образование", разработанный "Яблоком" и внесенный в Государственную Думу депутатами нашей фракции - Сергеем Иваненко, Сергеем Митрохиным и мной еще в прошлом году. К сожалению, правительство выступило против нашего законопроекта, шансов на его прохождение через Думу не было, и мы решили пойти на компромисс, разработав на основе нашего закона другой, более "узкий" - "О государственном стандарте общего образования". В этой работе участвовали и депутаты других фракций, подключилось Министерство образования. В июле 2001 года я вместе с коллегами внес этот законопроект в Государственную Думу и надеюсь, что до Нового года он будет принят. Главный смысл государственного стандарта образования в том, что он определяет уровень образования, который финансируется государством. В условиях "ползучего" распространения платного образования это, на мой взгляд, очень важно. Приняв этот закон, мы сможем двигаться дальше, потому что образовательные стандарты являются основой для расчетов нормативов бюджетного финансирования.

Кстати, наш закон решит и многие другие вопросы - например, связанные с учебными нагрузками, с продолжительностью обучения. Эта тема сейчас беспокоит многих - ходят слухи о повсеместном и принудительном переходе на 12-летнее обучение, что ставит выпускников перед "приятной" перспективой попасть в армию сразу после окончания школы. По предложению "Яблока" в законопроекте прямо говорится, что у нас 11-летнее общее образование, а переход на 12-летку возможен только после принятия соответствующего закона. Мы считаем, что это принципиальное положение, и мы категорически против того, чтобы вопрос о 12-летке решался кулуарно, без решения других связанных с ним проблем - призыва в армию, обновления учебных программ, подъема зарплаты учителей, увеличения финансирования школ.

В новом учебном году может осуществиться еще одна идея "Яблока" - распространить отсрочку от воинского призыва на всех учителей (сейчас отсрочка действует только для учителей сельских школ). Я внес в Государственную Думу соответствующую поправку в закон о воинской обязанности. Думский Комитет по обороне выступает против этой поправки. Но, похоже, что удалось убедить в правильности этой идеи рабочую группу Госсовета, которая готовит позицию Госсовета по вопросам реформы образования, и это повышает шансы нашей поправки. Осенью вопрос об отсрочке для учителей будет голосоваться в Думе, и я надеюсь на успех.

"Невский обозреватель", 30 августа 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Александр Шишлов

Тема: Политика в области Образования

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]