Сегодня один из координаторов прокремлевской группы "Федерация"
верхней палаты парламента Александр Торшин сделал интересное
заявление. Он заверил, что группа будет добиваться, чтобы
бюджет-2002 был принят в установленные законом сроки. Иначе
говоря, выразил поддержку еще не написанному документу.
Кроме того, предложил изменить механизм обсуждения проекта
бюджета так, чтобы сенаторы рассматривали его одновременно
с депутатами нижней палаты. Это означает не что иное, как
предложение механизма вербовки добровольцев для защиты интересов
авторов проекта на самой ранней стадии.
До сих пор было так. Бюджет, как и любой другой законопроект,
направляется правительством в Думу и только после принятия
его депутатами поступает в Совет федерации. По словам Торшина,
на этом заключительном этапе сенаторы уже не могут внести
в документ свои поправки. Поэтому он предлагает сразу втянуть
сенаторов в бюджетный торг. "Если это удастся, - комментируют
"Известиям" новацию независимые эксперты, - то
будет на самом деле означать добровольный отказ сенаторов
от своего права вето. Ведь неудобно как-то станет "рубить"
плод совместной работы".
Таким образом действительно можно попытаться сделать верхнюю
палату еще более покладистой. А это наверняка потребуется.
Правительство намерено обсудить проект бюджета 21 августа,
в сентябре он поступит в Думу и вызовет массу вопросов.
Которые будут касаться в первую очередь прогнозов о сверхплановых
доходах и их распределении. Эти сверхдоходы появляются из
специально заниженных параметров бюджета (чтобы легче было
его потом исполнять и рапортовать о победах) и являются
некоей минфиновской "заначкой".
Само появление сверхплановых доходов говорит о том, что
государство собирает денег больше, чем может потратить.
Расплачиваться за это приходится инфляцией, которая тоже
помогает выполнять бюджет, но "съедает" доходы
граждан. Советник президента Андрей Илларионов в связи с
этим предложил спорный, но понятный и прозрачный механизм
создания стабилизационного фонда. Но на сегодня очевидно,
что прозрачная схема распределения свердоходов вряд ли будет
принята. Объяснить же, почему это не делается, внятно невозможно,
так что лучше заранее начать работу с обеими палатами российского
парламента, чтобы такой вопрос и не возникал.
|