Новый федеральный "Закон о партиях" уже вступил
в силу, но привыкать к нему политикам можно будет еще два
года.
"Теперь в России реальных политических партий будет чуть
больше десяти", - заявил на вчерашней пресс-конференции
замминистра юстиции России Евгений Сидоренко, комментируя
опубликованный 14 июля, а значит, вошедший в силу, федеральный
закон "О политических партиях". На данный момент в России
существует около 60 партий федерального уровня, а региональные
исчисляются тысячами.
Грядущее снижение политической активности обусловлено введением
ограничений деятельности любых организаций политического
толка. Региональные партии перестанут существовать вообще,
останутся только общероссийские, имеющие представительства,
по крайней мере, в половине субъектов Федерации. Общественные
же объединения смогут теперь участвовать в выборах, только
вступая в блоки с политическими. Последнее, конечно, уберегает
избирателя от посягательств на его голос никому не известных
персон, но не совсем. В законе, регулирующем деятельность
общественных объединений, нет количественных ограничений,
что предполагает существование общественных "блокообразующих"
организаций из трех человек.
Изменяются и сроки регистрации партий, упрощающие участие
их в выборах. В предыдущем законе для выдвижения своих кандидатов
партии необходимо было зарегистрироваться не позднее чем
за год до объявления даты выборов. Сейчас же начинать предвыборную
гонку можно с момента предоставления в Минюст документов,
подтверждающих существование региональных отделений. Но
сам процесс регистрации теперь займет у претендентов значительно
больше времени, так как будет вестись регистрирующим органом
"с пристрастием".
Однако все вышеперечисленные преобразования применяться
пока будут только к организациям, учредительный съезд которых
прошел после 14 июля. А таковых у нас, скажем прямо, пока
немного.
Все остальные партии должны подтвердить свой статус в течение
двух лет.
мнение эксперта
Алексей АРБАТОВ:
Роль партий декоративна
Закон "О политических партиях" крайне противоречив. Есть
в нем целый ряд положительных моментов, и некоторые весьма
тревожные положения удалось снять поправками. В частности,
положение о чрезмерном полномочии правоохранительных органов
по прекращению деятельности партий, по жесткому контролю
государства за финансовой стороной, которая позволяла бы
постоянно проверять аудиторские проверки и замораживать
счета, что являлось бы эффективным способом парализации
партий, особенно в условиях избирательной кампании - это
удалось снять. Но остались другие моменты, которые связаны
с тем, что государство все больше и больше играет роль в
регулировании политической жизни страны. В условиях демократии
государство не может стоять над политическими партиями.
Государство - это не царь и не наместник. Государство -
это аппарат, который выполняет волю тех политических партий,
которые на данный момент завоевали большинство в парламенте
и получили право формировать исполнительную власть. Это
нормальное функционирование демократи ческой системы. У
нас же получается известная примесь российских авторитарных
традиций, при которых государство как бы третейский судья,
который стоит над партиями, а партии выполняют частично
декоративную роль, борясь друг с другом, выступая в различных
формах политических акций, участвуя в выборах, но под контролем
государства, а точнее - определенной политической группировки,
которая уже пришла к власти и, судя по всему, стремится
эту свою власть всячески укреплять.
Эксперт - депутат Госдумы, член фракции "Яблоко"
|