За два с половиной года работы Законодательного собрания
в нем "родились" шестнадцать фракций. Восемь из них со временем
распались, а из тех, что были образованы на первом заседании
ЗС 6 января 1999 года, сегодня существует только одна -
"Яблоко". В чем секрет "долголетия"? Об этом и о многом
другом - координатор фракции Михаил
Амосов: - За время работы Собрания многие наши коллеги
уже успели сменить по три-четыре фракции, один из депутатов
состоит уже в пятой. Мы же продолжаем работать вместе. Во
время выборов "яблочные" кандидаты обещали совместно выполнять
общую программу, что они и делают. При этом все мы работаем
в разных комитетах и комиссиях. Скажем, Наталья
Евдокимова - председатель комиссии по социальным вопросам,
Виталий
Калинин возглавляет комитет по законодательству, несколько
депутатов работают в бюджетно-финансовом комитете. Это позволяет
в профессиональном смысле по-разному смотреть на те законопроекты,
которые обсуждает Собрание. А с другой стороны, когда мы
собираемся вместе (заседания фракции - каждый понедельник),
у нас происходит дружеский обмен опытом и взглядами, и это
позволяет выработать общую политическую позицию.
- Что бы вы смогли сказать об итогах парламентского
года?
- Мне кажется, он прошел куда плодотворнее, чем предыдущий.
Начнем с того, что мы сделали очень важное дело при рассмотрении
бюджета города на 2001 год. При активном участии членов
нашей фракции Собрание отклонило представленный губернатором
проект, не согласившись с ним в оценке возможных доходов
и, соответственно, расходов бюджета. И в результате работы
согласительной комиссии они были увеличены на 668 миллионов
рублей. "Найденные" деньги пошли на социальные программы,
на укрепление правопорядка в городе.
Другой важный итог, к которому прямое отношение имеет "Яблоко",
- это Закон о государственном долге Санкт-Петербурга, который
делает "прозрачной" процедуру появления любых долговых обязательств
города. Вы знаете, что это весьма актуальный вопрос, - достаточно
вспомнить историю с Ледовым дворцом (как и предупреждало
"Яблоко", платить за строительство приходится из городского
бюджета) или с РАО "ВСМ". Кстати, именно мы первыми поставили
вопрос о незаконности возложения на Петербург обязательств
по возврату кредита РАО "ВСМ" (это почему-то записали в
федеральный бюджет). Кроме этого, мы активно поддержали
закон, касающийся предоставления городской администрацией
оперативной информации об исполнении бюджета, что делает
"прозрачными" для налогоплательщиков бюджетные расходы.
Наконец, по инициативе нашей фракции были приняты законы,
касающиеся жилищно- коммунального хозяйства. Во-первых,
Натальей Евдокимовой был разработан закон "О жилищной политике
в Санкт-Петербурге". Этим законом создавались определенные
механизмы решения острейшей для горожан проблемы: в частности,
предлагалось ежегодно выделять определенную часть бюджета
на строительство нового жилья, выдавать за счет города нуждающимся
в улучшении жилищных условий кредиты или гарантии по кредитам,
поддерживать достройку ранее начатых ЖСК, остановленную
из-за финансовых трудностей и удорожания строительства.
Во-вторых, принят за основу закон, внесенный членом нашей
фракции Алексеем
Белоусовым, о мерах по стимулированию расселения коммуналок
- тоже очень актуальная тема, особенно в старых районах.
В-третьих, на последнем заседании ЗС был принят в первом
чтении закон, который обязывает монополистов, таких, как
"Ленэнерго", "Водоканал", ТЭК, организации жилищной сферы,
перевозчиков пассажиров общественным транспортом, заключать
договоры с городской администрацией. В этом договоре содержались
бы такие положения, как количество поставляемых услуг, их
качество, цены и порядок их изменения.
- Фракция "Яблоко" традиционно считается "лоббистом"
ЖСК...
- Не вижу в этом ничего плохого. Сейчас в Законодательном
собрании работает группа по проблемам ЖСК, которую я возглавляю.
Благодаря усилиям самих членов ЖСК их жилой фонд находится
в лучшем состоянии, нежели муниципальный. И, на наш взгляд,
мы их должны за это поощрять, создавать условия для того,
чтобы в государственных домах создавались товарищества собственников,
которые помогали бы содержать жилье. В мае 2001 года были
проведены депутатские слушания, и мы вынуждены констатировать,
что сегодня, к сожалению, исполнительная власть проводит
такую линию, что ЖСК находится в дискриминированном положении
и их члены платят больше, чем жители обычных домов. А должно
быть хотя бы равенство. Мы предложили ряд законопроектов
и постановлений Собрания, которые направлены на то, чтобы
исправить эту ситуацию.
- Законопроекты, которые вы вносите, рождаются "из головы"
или вас консультируют специалисты?
- Конечно, мы работает и со специалистами: так, закон о
договорах с монополистами мы очень подробно обсуждали и
с "Водоканалом", и с "Ленэнерго". Но ряд законопроектов
родился у нас, по сути, в результате общения с избирателями.
Осенью, когда каждый из нас проводил встречи в своем округе,
люди говорили не только о лифтах в подъездах и уборке дворов
(хотя, безусловно, и это очень важно), но и о тех законах,
которые надо принимать. Было высказано два, на наш взгляд,
очень важных предложения. Первое: чтобы Законодательное
собрание законом отрегулировало положение о том, кому и
как предоставляют бесплатные школьные завтраки и обеды.
Дело в том, что в 2001 году администрацией города было сокращено
число детей, которым положено бесплатное питание. Мы сочли
это недопустимым и внесли закон (он уже принят в первом
чтении), который гарантирует, что большое количество детей,
в семьях которых маленький доход, смогут бесплатно питаться
в школах. Соответствующие расходы вполне по силам городу.
Эти деньги мы предлагаем заложить в бюджете следующего года.
Второе предложение, которое мы услышали, касалось доплат
для врачей, учителей и некоторых других категорий бюджетников.
Сегодня все эти доплаты регулируются распоряжениями губернатора.
Но люди не всегда довольны. Потому что, например, если воспитатель
или нянечка в детском саду работает на две ставки, то надбавку
она получает только за одну. То есть получается, что надбавка
- это не часть заработной платы, а некое социальное пособие,
никак не связанное с объемом работы. Не говоря уже о том,
что в ведомостях, где расписываются люди, эти надбавки обозначены
как доплаты от губернатора, хотя, разумеется, эти деньги
идут из городского бюджета. Мы уже разработали этот законопроект,
он прошел юридическую экспертизу, получил отзыв администрации,
и осенью, после доработки, мы вынесем его на первое же заседание
Собрания. Необходимо понимать: власть не может быть выше
закона. И это относится не только к губернатору, но и к
депутатам тоже.
|