Рассказывают, что когда после войны Сталину предложили
установить дипломатические отношения с Ватиканом, главнокомандующий
несметных армий ответил шуточкой в своем духе: "А сколько
у него дивизий?" С тех пор изменилось многое. Изменились
представления о силе. Изменился Ватикан, особенно при понтификате
Иоанна Павла II: общепризнанна его выдающаяся роль в обновлении
католичества, в преодолении разделительных линий между странами,
народами, конфессиями. Сотни миллионов людей, верующих и
неверующих, почитают католического первосвященника как одну
из самых крупных фигур ушедшего века. За 23 года своего
понтификата Иоанн Павел II неуклонно следовал курсу на смягчение
конфронтации, введение ее в цивилизованные рамки. Его девиз:
не меч, но мир. В этом, по современным понятиям, - сила.
Он посетил более ста стран и видит в этом свою миссию. Визиты
Папы даже в маленькие, даже в иноверческие страны становились
историческими событиями. Они расширяли потенциал сближения
между народами. На этом фоне позиция России, ждущей бог
весть чего, чтобы достойно принять Папу, - досадное исключение.
Украина с ее большинством православного населения подала
нам пример. По мере того как визит Папы на Украину будет
отдаляться во времени, острота и внимание к этому событию
будут, вероятно, ослабевать. Но проблема отношений нашего
государства с римским престолом не теряет актуальности.
Это не только политическая, но и культурная, цивилизационная
проблема.
Менее всего мне, человеку не верующему, но глубоко уважающему
любую искреннюю веру, хотелось бы вступать в обсуждение
межцерковных отношений. Но есть два вопроса, которые выходят
далеко за рамки исторических счетов и взаимных претензий
тех или иных конфессий.
Первый - это отношение нашего государства к миротворческой,
интегрирующей людей разных вероисповеданий деятельности
Папы, его исторической миссии. И даже проще - государство
должно решить, связано ли оно приглашением, уже сделанным
Горбачевым и подтвержденным Ельциным?
Второй - отношения государства с Русской православной церковью,
за которой почему-то признано право вето на наши связи с
Ватиканом. Церковь может вести борьбу с прозелитизмом, хотя
это, на мой взгляд, на историческом календаре - из вчерашнего
дня, признание слабости, неспособности отстаивать свое влияние
исключительно идейными средствами. Но государству не следует
идти по пути сусловского агитпропа и андроповских спецслужб,
всеми средствами искоренявших "идеологические диверсии".
Это ведь из той же оперы.
Давно пора сказать Иоанну Павлу II: добро пожаловать в
нашу страну. Это будет сильная и достойная позиция.
|