В СЕРЕДИНЕ июня были сделаны две попытки построения "горизонтальных"
общественных структур - объединения существующих организаций:
в одном случае по замыслу Кремля, в другом - по инициативе
"ЯБЛОКА". На первый взгляд это события одного
ряда. На деле они своей контрастностью оттеняют противоположные
по сути процессы, происходящие в нашей общественной жизни.
Имитация демократии потребовала имитации гражданского общества.
Несколько известных граждан, прославившихся на неполитических
поприщах (космонавт, спортсмен, музыкант, кинорежиссер и
артист) и менее известные представители садоводов, филателистов,
бардов и др., собравшись в Кремле, заявили о намерении собрать
в ноябре конференцию Союза союзов. Значимость этого мероприятия
была подчеркнута участием в нем президента, да и выразительным
самоназванием, запечатленным в исторической памяти. Союзом
союзов в 1905-1906 гг. называлось объединение общественных
структур, появившихся в России на волне первой русской революции,
- профессиональное по форме, политическое по содержанию,
прообраз нарождавшихся политических партий.
Парафраз Гегеля-Маркса: исторические события свершаются
как бы дважды - сначала в виде трагедии, а затем - фарса,
не сходит со страниц политической публицистики. То, что
происходило в Кремле, - акция вполне фарсовая. Государство
не останавливается на формировании для себя и под себя "партии
власти". Теперь оно еще подверстывает институты, которые
призваны представлять - а по сути замещать - гражданское
общество - "великое общество", по выражению президента.
В фарсе, комедийном жанре раннего западноевропейского театра,
не было ничего плохого. Генетически, как известно, он был
связан с протодемократическими слоями средневекового общества,
был обращен - в противовес строгой религиозной обрядности
- к частной жизни человека, развлекая и высмеивая то, что
заслуживало осмеяния. Нынешний фарс иного рода.
Претендуя на серьезность и значимость, он, по сути, выступает
субститутом гражданской инициативы и восходит к приснопамятным
"съездам колхозников-ударников", "встречам
руководителей партии и правительства с деятелями литературы
и искусства" и т.п. Конечно, с поправкой на время:
создается не механический "одобрямс", а структура,
также и лоббирующая известные групповые и профессиональные
интересы, но создается она не на уровне общественной самоорганизации,
"корней травы", а по инициативе, замыслу и чертежам
власти. В отличие от Союза союзов начала прошлого века это
псевдополитическая организация, псевдоинститут гражданского
общества, алчущий покровительства и потому едва ли способный
оппонировать власти по главным вопросам. Его место - в том
же ряду, где уже выстроились "Медведь" с союзниками
и "Федерация" в верхней палате парламента.
Совсем другое дело - Демократическое совещание, не удостоившееся,
понятно, знаков внимания со стороны власти и довольно скептически
оцененное ангажированными ею СМИ. В их комментариях подчеркиваются
слабость, разнородность и несоединяемость представленных
на совещании организаций. И то, и другое, и третье в известной
степени верно, но преобладающая тональность обсуждения:
объединяться - не объединяться - вообще лишена смысла. Чтобы
занять свое место под нашим политическим солнцем, сыграть
свою роль в формировании гражданского общества, Демсовещанию и вошедшим в него организациям предстоит немало
потрудиться. Пока что сделана заявка, и только время покажет,
насколько она обоснованна.
Демсовещание правильно сориентировало
свою работу на то, что объединяет, а не разъединяет его
участников, и единогласно утвердило Меморандум о взаимопонимании.
Обозначив согласие по вопросу, находящемуся на острие ведущихся
ныне споров - о "приоритете прав личности перед интересами
государства", участники совещания выделили 11 "наиболее
важных проблем", подлежащих обсуждению. Проблемы эти,
как нетрудно заметить, фиксируют те взрывные вопросы, в
которых интересы общества сталкиваются с опасными склонениями,
обозначившимися в последнее время в политике государства:
свобода слова и независимость СМИ, экология, переход к профессиональной
армии, война в Чечне и т.д.
Демократическому совещанию как координационному органу,
призванному осуществлять "сближение точек зрения по
наиболее важным вопросам", - будем смотреть на вещи
трезво - предстоит пройти ряд серьезных испытаний и прежде
всего испытание на прочность.
Во-первых, в его состав вошли как политические партии,
так и правозащитные организации. Хотя в общественной жизни
их роль различна, необходимо преодолеть утвердившееся с
легкой руки некоторых политологов и журналистов противопоставление
политики и правозащитной деятельности. На деле демократическая
политика немыслима без правозащитного компонента (и противостояния,
весьма жесткого оппонирования государству, когда оно права
граждан нарушает), а собственно правозащитная деятельность
малоэффективна без опоры на политические структуры (что
предполагает, в частности, участие в политической жизни
и прямую поддержку дружественных партий на выборах).
Во-вторых, надо решить непростую задачу преодоления былого
отчуждения между наиболее влиятельными демократическими
партиями - "ЯБЛОКОМ" и организациями, вошедшими
в СПС (и теми, кто вышел из него), отчуждения, в которое
обе эти силы внесли свой вклад. Каждая из них имеет недолгую,
но собственную историю, свою идеологию и политические приоритеты
и более или менее устоявшийся электорат. Их слияние в единую
организацию не представляется ни реалистическим, ни разумным
решением. Существует, однако, много других форм взаимодействия,
а от большевистской манеры видеть главного врага в том,
кто политически наиболее близок, давно настала пора избавиться.
Отдельно стоит проблема реализации политического потенциала
демократических партий и движений, не представленных в Думе.
В-третьих, надо реалистически оценивать масштабы задач,
стоящих перед демократами, и вероятные исторические сроки
их реализации. Сроки эти не могут быть короткими, как казалось
на рубеже 80-90-х годов. Их не следует привязывать к результатам
ближайших выборов. На данном историческом этапе важно сохранить,
расширить самостоятельный демократический фланг, не подчиненный
государственной власти, в существующем раскладе сил. Не
дать затоптать фитильки гражданского общества. Перекинуть
мост от взлета перестроечных и постперестроечных надежд
к подлинно демократической России, которая утвердится, к
сожалению, не завтра. Не больше. Но и не меньше.
|