В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Добрый день!
М. ЗАДОРНОВ - Добрый день!
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В эти дни об экономике говорят довольно
много. Причем в таком, даже международном, плане. Премьер-министр
Касьянов, выступая в Зальцбурге на Всемирном экономическом
форуме, в Москве об этом говорят президенты России и Франции,
Путин и Ширак. И, в частности, прозвучал такой пассаж: Россия
хочет войти в Евросоюз, и возможности, наверное, для этого
у нашей страны есть, хотя Касьянов никаких конкретных сроков
не сказал, но отметил, что есть такая цель. Наверное, это
не очень отдаленное будущее. Однако сегодня, выступая у
нас на "Эхе", президент Франции Ширак, мягко говоря, дал
понять, что пока, да и вообще в обозримой перспективе это
невозможно. Отсюда вопрос: в принципе, зачем России надо
стремиться, если поставлена такая задача, вступать в Евросоюз?
И второй вопрос: Евросоюз, он сам заинтересован, чтобы Россия
участвовала в его работе, всех этих органов, и составляла
вместе с нынешними странами единое целое?
М. ЗАДОРНОВ - Я разбил бы вопрос на 2 части. Первое – что
нужно самой России, и насколько реально вообще наше вступление
в единую Европу, и как к этому относятся европейцы. Так
вот, само по себе, что из уст Касьянова, Путина прозвучало,
что наше стремление – вступить в Европу, в НАТО, даже так
обсуждается слегка, с улыбкой, по-моему, это неплохо, т.к.
Россия в очередной раз пытается найти свое место между Европой,
Китаем, Индией, Азией, Евразией, или мы - Европа. На самом
деле, лично для меня кажется, что стремление России именно
к большему взаимодействию с Европой всегда на протяжении
многих веков ей только помогало и никогда не вредило. Поэтому
если поставить политически, пока это никем не поставлено,
ни президентом, ни правительством, ни парламентом в принципе
задача, что вот мы выбираем определенные, кстати, четкие
правовые стандарты, гуманитарные, экономические стандарты
Евросоюза и ориентируемся на них в своей законодательной
работе, свои бытовые стандарты к этому стремимся приблизить,
то это будет ориентир, на котором можно строить политику
в очень многих сферах жизни. Но сколько это займет времени?
Почему такое предложение Касьянова вызовет улыбку, я абсолютно
уверен, у всех, кто его слушает, европейцев? Т.к. страны,
которые готовятся к такому шагу уже почти 7-8 лет – Польша,
Чехия, Эстония и другие, которые проделали огромную работу,
их вступление в ЕЭС отодвигается сейчас до 2004 года, я
уверен, что и в 2004 году это не произойдет, это будет в
2005, 2006. Кто-то ждет своей очереди дальше. Т.е. нам,
грубо, требуется, наверное, лет 30 настойчивой работы, может,
20, для того, чтобы достичь этих стандартов. Если мы будем
к этому стремиться и поставим себе такую задачу, то вполне
возможно, это консолидирует нашу работу, но это очень гипотетическое
с точки зрения реальной политики предположение.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ширак в нашем эфире сегодня сказал и такую
фразу: мы бы хотели, чтобы место России было рядом с ЕЭС,
не внутри ЕЭС, а рядом. И вообще, создается впечатление,
что наши европейские партнеры, с которыми вроде бы президент
Путин встречается, очень тепло общается, в реальных делах
они как-то не очень сильно поддерживают Россию. В частности,
не помогают нам, например, вступить во Всемирную торговую
организацию. Это так?
М. ЗАДОРНОВ - Вы знаете, а это в жизни всегда так бывает.
Вот вы с человеком общаетесь, все у вас замечательно, все
хорошо, пока дело не дошло до дележа денег или каких-то
интересов, скажем, вы претендуете на одну и ту же позицию
по службе или вас залили соседи – тут же все ваши улыбки
и внешняя вежливость уступают место своему конкретному интересу.
Франция, в частности, Ширак, не только к нам имеют такую
позицию. Например, французы сейчас попросту играют очень
важную роль том, что оттягивают прием в ЕЭС или согласовывают
на очень тяжелых условиях, например, вступление Польши и
целого ряда стран, с которыми они просто будут конкурентами
по, скажем, аграрному сектору. Каждая страна при принятии
подобных решений блюдет свои интересы. И ЕЭС на переговорах
в Женеве по ВТО выдвинул России целый ряд дополнительных
требований, которые мы вынуждены будем в длительных переговорах
согласовывать. Ну и Россия должна здесь следовать своему
интересу. Если мы решили, что нам надо быть в ВТО, то спокойно,
не обращая внимания на разные препятствия, двигаться к этому,
отстаивать свои интересы путем переговоров. Легкого пути
не будет ни в ВТО, ни в ЕЭС, но если цель выбрана, то ее
вполне можно достичь.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Можете ли Вы объяснить, скажем, мне, обыкновенному
работнику, налогоплательщику, или обыкновенной домохозяйке,
которая нас слушает, в чем наша выгода от возможного вступления
России в тот же ЕЭС, в ВТО? Мы как-то на себе это почувствуем?
М. ЗАДОРНОВ - Как потребители, мы очень простые получим
выигрыши. Первое - импортные товары для нас будут дешевле,
потому что, несомненно, конкуренция их будет с нашей продукцией
гораздо более легкой, импортные пошлины будут снижены. И
эти товары будут в гораздо большем объеме представлены здесь.
И иностранный капитал будет здесь гораздо серьезней представлен
во всех сферах, от страхования, банковского бизнеса, до
производства товаров. Поэтом расширится число рабочих мест
с высокими технологиями. Рынки Европы, других стран для
нас будут более доступными, т.к. нельзя будет ввести против
нас антидемпинговые расследования, запретительные меры.
Это то, что касается присоединения к ВТО. Если говорить
о ЕЭС, то каждый наш человек может работать в Европе, если
бы мы были членами ЕЭС. Гораздо четче защищать свои права
путем апелляции, скажем, в Европейский суд. Т.е. целый ряд
преимуществ получает конкретный человек. Но есть и безусловные
минусы, т.е. безусловно, будут закрыты огромное число предприятий,
которые будут неконкурентоспособными с Европой, наших, российских
предприятий. Другие люди потеряют свои рабочие места, т.е.
здесь нет чистого выигрыша. И как раз дело правительства
в том, чтобы пройти между проигрышами и выигрышами с максимальной
пользой для страны и конкретного человека. Так что здесь
чистого выигрыша не будет.
НОВОСТИ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - ГД постепенно завершает свою работу в
этой весенней, почти уже летней сессии. На этой неделе ожидаются
несколько заседаний, где, в частности, будут рассматриваться
важные вопросы именно из финансовой, налоговой сферы. В
частности, речь пойдет о снижении, причем весьма серьезном,
налога на прибыль. Многие предприятия, не секрет, наверное,
большинство, в последнее годы вообще предпочитали не указывать
свою прибыль с тем, чтобы не платить большие суммы, которые
полагались в бюджет. Чем руководствовались депутаты, когда
совместно с правительством пришли к тому компромиссу и решению
снизить, по-моему, на 12%, ставку налога на прибыль? И к
чему это может привести?
М. ЗАДОРНОВ - Да, ставка налога на прибыль снижена с нынешних
35% до 24%, на 11%. При этом отменены все льготы, а я честно
скажу, что сейчас, например, сельскохозяйственные предприятия
не платили налог на прибыль, предприятия по производству
лекарственных средств, и еще десятки исключений. Многие
крупные холдинги уходили от уплаты налога на прибыль, создавая
практически дочерние предприятия в ЗАТО – закрытых административных
образования, в некоторых регионах, там пропуская потоки
с крупными льготами. Чем руководствовались? Тем же, когда
устанавливали ставку подоходного налога 13% для всех – вроде
бы ее уменьшили до средней, но реально сбор увеличился.
Не так сильно, как об этом говорит правительство, но в реальном
выражении он вырос минимум на 15-20%. Наш подход здесь тот
же самый: мы устанавливаем более низкую ставку, примерно
на уровне средней, т.е. эффективной ставки налога на прибыль,
тот, кто платил раньше меньшую сумму, уходя через льготы,
уже не сможет этого сделать и будет платить. Расширится
налоговая база, т.е. как бы та сумма, которая легально облагается,
и за счет этого сборы возрастут, не смотря на снижение ставки.
Вот такая логика. Кстати, вы зря насчет налога на прибыль
так сказали. Как раз налог на прибыль вышел по итогам 5
месяцев на первое место как доля в доходах государства.
Всегда это был НДС, теперь НДС чуть-чуть уступает налогу
на прибыль. Прибыль сейчас – главная составляющая доходов
государства.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В связи с отменой всех этих льгот, что
тогда ожидает сельскохозяйственные предприятия, фармацевтические
и многие другие?
М. ЗАДОРНОВ - Фармацевтическую промышленность ожидает работа
в этих новых условиях. Значит, где-то надо будет поджаться,
где-то свои доходы, сверхдоходы поджать, продумать, как
они будут вести работу, дистрибуцию со следующего года.
Для сельхозпредприятий предполагается принять специальный
налоговый режим, упрощенную систему, по которой они будут
платить что-то типа вмененного дохода, т.е. налога в зависимости
от стоимости га земли. Чернозем – одна ставка, глина или
суглинок в Мурманской области – другая ставка, т.е. в зависимости
от плодородия земли. Поэтому на самом деле это действительно
будут условия равные для всех. При этом регионы по-прежнему
будут иметь право предоставить до 4% скидку по налогу, выделив
те или иные отрасли или нужные предприятия.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На этой неделе, если все заседания ГД
состоятся, изменение ожидает не только ставку налога на
прибыль – вы предполагаете еще несколько корректив внести
в налоговое законодательство.
М. ЗАДОРНОВ - Да, будет еще принципиально несколько изменений.
Во-первых, акцизы – со следующего года предполагается индексация
ставок акцизов на 12% по всем основным подакцизным товарам,
а это пиво, водка, вино, сигареты, бензин. Кстати, 12% -
это существенно меньше, чем вырастут цены за этот год и
первую половину следующего, т.е. фактически доля изъятия
государства в цене вот этих товаров, она существенно сократится…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но при этом потребитель все равно почувствует
изменение цен?
М. ЗАДОРНОВ - Он не почувствует этих изменений, т.к. цены
растут в основном из инфляционных тенденций. Просто государство
заберет какую-то долю от этого увеличения цен себе. Если
оно это не сделает, то оно все уйдет производителям, или,
чаще бывает, к оптовой, розничной торговле. Кроме того,
будет принят налог на природные ресурсы, это будет очень
крупный налог. Фактически это будет налог, с помощью которого
государство изымет ренту с природных ресурсов – нефти, газа,
цветных металлов, т.е. всех полезных ископаемых.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но разве сейчас этого нет?
М. ЗАДОРНОВ - Сейчас это есть, но это происходит, во-первых,
крайне хаотично, действуют 4-5 разных налогов, а теперь
вот – акцизы на нефть, "роялти" т.н., и ставки на воспроизводство
минерально-сырьевой базы объединяются в один налог. И он,
откровенно скажем, сильно централизуется в федеральном бюджете,
поэтому те регионы, в которых Господь Бог сделал россыпи
алмазов или углеводородов, они вынуждены будут поделиться
с федеральным бюджетом. Правда, мы, принимая закон, постарались
найти такую конструкцию, где регионы тоже бы не потеряли
очень сильно, т.е. сбалансировать это предложение правительства.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но при этом едином налоге на природные
ресурсы вы отдельно хотите выделить водный налог.
М. ЗАДОРНОВ - А водный налог – это самостоятельный, как
лесной налог – это самостоятельный налог. Здесь мы исключительно
проиндексируем те ставки, с тем, чтобы забор воды для промышленных
целей, для использования каких-то портовых сооружений, акватории,
геологическую разведку все-таки платили не копейки, как
сейчас, а в 2-3 раза больше, с одной простой целью – за
каждый ресурс надо платить, за воду, она тоже достаточно
дорого обходится, добывающие предприятия также должны будут
расплачиваться с государством, с бюджетами на разных уровнях.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в какой стадии подготовки либо уже обсуждения
находится проект нового российского бюджета на 2002 год?
М. ЗАДОРНОВ - В стадии утверждения правительством основных
параметров на будущий год. Это было в начале июня. А сейчас
правительство готовится к финальному обсуждению, оно состоится
в середине августа, и затем бюджет уже поступит в парламент
для обсуждения. Поэтому сейчас это стадия внутриправительственных
согласований, утрясок, лоббистская работа отдельных ведомств
с Минфином.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но в целом основные-то параметры его известны?
М. ЗАДОРНОВ - Они утверждены были 7 июня на заседании правительства.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как бы Вы их оценили, исходя из знания
того, что происходит в первые полгода нынешнего, 2001?
М. ЗАДОРНОВ - Первое – эти параметры уже посыпались, т.к.
они рассчитывались из 35%-налога на прибыль, в частности,
и налог на природные ресурсы по-другому определялся, чем
сейчас это примет ГД. Так что их сейчас потребуется уточнять.
Во-вторых, эти параметры, как обычно бывает, занижены по
сравнению с реалиями. Достаточно привести в пример уже навязшую,
я думаю, слушателям на зубах пример – инфляция. На этот
год в бюджете – 12% инфляции. Я могу вас поздравить, в этом
плане, как раньше 5-летку за 3 года, план по инфляции мы
выполнили ровно за полгода, 1 июля уже больше 12% составила
инфляция. На следующий год, вы будете смеяться, вновь заложено
12%, хотя совершенно очевидно, что никак меньше 15% инфляцию
закладывать нельзя. Занижая параметры, правительство создает
такой мешок – Дедушка Мороз, или заначку, как принято говорить,
который оно собирается вновь использовать на свои цели.
Это встретит, конечно, серьезное сопротивление в парламенте.
А во всем остальном конструкция так же напоминает бюджеты
последних 2 лет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но в целом, на Ваш взгляд, почему депутаты-то
пропускают такой не вполне реалистичный бюджет? Это ведь
происходит год от года.
М.ЗАДОРНОВ - Очень простое объяснение. Начнем с того, что
все-таки были более серьезные изменения в прошедшие годы
во внесенных проектах бюджета. А сейчас все то, что сейчас
складывается по основным параметрам бюджета, скажем, бюджетным
комитетом, большинством моих коллег говорилось совершенно
четко, что будет так – будет инфляция примерно 20%, будут
большие дополнительные доходы, их будет более 300 млрд.
рублей в этом году. Почему? Поскольку проект бюджета при
очень сильном сейчас президентском большинстве в Думе, он
проталкивается как политический документ, т.е. многие фракции
четко понимают, что это нереальные цифры, но, тем не менее,
идут на его поддержку под лозунгом такой политической поддержки.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Несколько вопросов поступило на наш эфирный
пейджер от наших слушателей. Напомню номер: 974-22-22 для
"Эха Москвы". Вопросы вполне конкретные и об очень разных
вещах. Насколько мы знаем, по-моему, с сегодняшнего дня
изменились правила налогообложения выигрышей людей в казино
и прочих подобных заведениях. Юлию Валентиновну интересует,
распространяется ли отмена налога на выигрыши на те выигрыши,
которые были до отмены налогов, но человек реально их не
получил?
М.ЗАДОРНОВ - Я завидую ей, у нее так много денег, что она
всерьез интересуется, как действует эта система в казино.
На самом деле, да, вступили в силу поправки к подоходному
налогу. Они касаются гораздо более интересной темы, что
пенсионные вклады, которые были внесены до 1 января текущего
года, они не будут облагаться налогом, даже если превышают
2/3 ставки рефинансирования Центробанка. До этого эта норма
работала. Выигрыши по государственным займам, внутренние
займы 1992 года тоже не будут облагаться подоходным налогом.
А вот казино облагаться будет. Но теперь не казино обязано
сообщать об этом выигрыше, а сам человек. И здесь расчет
на добросовестность человека, что он сам заполнит налоговую
декларацию и, если у него крупный выигрыш, принесет ее в
налоговую службу по окончанию года. Вот так будет работать
эта норма. И т.к. эта норма распространяется на весь период,
то, соответственно, эта норма будет как бы до всего 2001
года и следующих лет действовать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вопрос совсем другого характера: сохранятся
ли налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов?
М.ЗАДОРНОВ - Это будет не льгота. Соответствующие предприятия
и те, которые перечисляют деньги на именно содержание предприятий
и общественных организаций инвалидов, они будут иметь право
списать свои расходы или затраты из налоговой базы, т.е.
они просто из этих расходов не будут платить налог на прибыль.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Самый последний вопрос: объясните Вашу
инициативу принятия закона о снижении уровня продаж валютной
выручки предприятиями с 75% до 50%. Вы что, тогда оголяете
часть бюджета?
М.ЗАДОРНОВ - Нет, к бюджету не имеет никакого отношения.
Валютная выручка – это то, что обязаны в течение 90 дней
за редким исключением продавать наши экспортеры через уполномоченные
банки. Это покупает банк России, в основном, для того, чтобы
поддерживать более-менее плавный курс рубля. Если бы он
этого не делал, то курс сейчас пошел сейчас в другую сторону,
был бы не 29,15, а 28, 27, что для населения хорошо, а для
экспортеров было бы очень плохо, промышленность бы частично
остановилась. Но банк обязан это покупать сейчас, т.к. есть
такое предложение. Если мы понизим до 50% с 75% нынешних
валютную выручку, его обязательства по приобретению валюты,
давление на банк России на валютном рынке уменьшится. И
тем самым не будет такого дополнительного предложения денег,
потому что, покупая валюту, банк России печатает рубли.
А, в конечном счете, это выливается в рост цен на продовольствие,
транспортные перевозки, то, что мы наблюдаем…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Конечный вопрос – курс куда пойдет?
М.ЗАДОРНОВ - А курс будет двигаться так, как он двигается
сейчас, т.к. сейчас очень большое превышение экспортной
выручки над потребностями страны в твердой валюте.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо! Михаил Задорнов, член комитета
ГД по бюджету, налогам и финансам был нашим гостем.
|