ПРОЕКТ закона о политических партиях вчера был принят Государственной
Думой в окончательном виде и теперь направляется на одобрение
Совета Федерации, у которого - по своему ли разумению или
по настоянию кремлевских организаторов его деятельности
- есть неплохой шанс добиться доработки документа, для чего
его надо просто отклонить. Нижняя же палата в этом случае
вынуждена будет пойти на согласование текста с верхней,
потому что вчера за проект проголосовало только 238 депутатов,
а для преодоления вето сенаторов, как известно, требуется
300 голосов.
Небольшое же количество сторонников у новой партийной "конституции"
оказалось прежде всего потому, что думский комитет по делам
общественных объединений в ходе второго чтения отверг претензии
как правых, так и левых депутатов. Поэтому вчера коммунисты
с аграриями по своим причинам, а фракция СПС - по своим
- и не поддержали законопроект. Таким образом, ситуацию
спасло только "ЯБЛОКО", голосовавшее "за".
Поскольку "явлинцы" были довольны, что приняли
их поправку, исключающую прокуратуру из числа госорганов,
которые будут надзирать за партийной жизнью. Однако при
обсуждении другого законопроекта "ЯБЛОКО" оказалось
в стане его противников - опять же вместе с коммунистами,
аграриями и СПС, и тот был благополучно провален.
Не набрал нужного количества голосов во втором чтении довольно
"громкий" документ - поправки к закону о СМИ,
ограничивающие права иностранных инвесторов при учреждении
или покупке акций на российском рынке массмедиа. Появление
данного проекта совпало с последней стадией скандала вокруг
НТВ, когда обсуждались различные варианты приобретения части
активов этой телекомпании тем или иным зарубежным информационным
магнатом. Тогда группа депутатов предложила законодательно
запретить иностранцам владеть более половиной акций любых
российских СМИ. Ко второму же чтению позиции инициаторов
- благодаря в том числе и публично высказанному мнению Владимира
Путина - значительно смягчились. Вчера они предложили текст,
который, по признанию его авторов, касался, по существу,
только четырех общефедеральных телекомпаний - ОРТ, РТР,
НТВ и ТВ-6. Радио, печать, а также региональные ТРК из-под
запретов были выведены.
Однако, как и в случае с законом о политпартиях, разнонаправленные
недовольства привели к тому, что судьба законопроекта, правда,
потерявшего значительную часть своей политической актуальности,
оказалась такой печальной. Представители СПС требовали как
можно меньше ограничивать инвесторов и программную политику
компаний, а левые настаивали на том, что иностранное участие
в такой пропагандистски важной сфере, как телевидение, нужно
еще меньшим - например, на уровне 30 процентов и не больше.
Представитель думского информационного комитета спорил и
с той, и с другой точкой зрения, пытаясь доказать, что то
содержание закона, которое он защищает, как раз и является
компромиссным. И правые, и левые, как оказалось, считали
иначе, а потому максимальное число сторонников очередной
попытки что-то поменять в одном из самых древних законов
новой России оказалось не больше 223 человек при необходимом
для одобрения закона минимуме в 226.
Зато более чем достаточное количество депут атской поддержки
получил вчера проект конституционного закона о порядке принятия
в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ, второе
чтение которого готовилось более полутора лет - с декабря
1999 года. При необходимых для его принятия трехсот голосов
он получил 391 - и при этом ни один депутат не задал ни
одного вопроса, и никто не сделал по его содержанию ни одного
замечания. Можно, видимо, предположить, что такое равнодушие
связано не столько с хорошим качеством текста, сколько с
тем, что возможность применения данного акта на практике
в ближайшее время маловероятно, хотя из-под его страниц
так и вылезают все те структурные проблемы объединения России
и Белоруссии, которые обсуждаются уже несколько лет. Суть
закона проста: любое иностранное государство, даже не имеющее
с РФ общей границы, может подписать с нашей страной договор
о вхождении в состав РФ или полностью, или своими административно-территориальными
единицами. В первом случае новый субъект получает статус
республики, а во втором - новые субъекты образуют в составе
России края или области. Их вступление возможно только после
одобрения российским парламентом соответствующего конституционного
закона, в котором, кстати, обязательно должны быть положения,
расписывающие особенности так называемого переходного периода.
Что же касается образования нового субъекта РФ из двух или
более существующих, то для этого оговорено одно основное
условие - положительные результаты референдумов, проведенных
во всех желающих слиться регионах. Интересно, что главная
роль в объединении ныне существующих субъектов отдается
их законодательным властям.
Последняя же часть вчерашнего думского пленарного заседания
была отдана проблемам приватизации государственного и муниципального
имущества, которые были отражены в трех альтернативных законопроектах.
Наибольшим вниманием к себе и, соответственно, наибольшими
шансами на принятие обладал, конечно, правительственный
документ, а думские правые и левые, представившие свои варианты,
могли надеяться только на то, что при подготовке ко второму
чтению у них все-таки появится возможность побороться за
собственные поправки.
Заметим, что надежда на такую борьбу, по сути дела, оставалась
единственным выходом для авторов двух альтернативных текстов,
поскольку, как заявил вчера представитель президента Александр
Котенков, правительство не стало делать в их отношении свои
заключения, так как их авторы не представили финансово-экономических
обоснований. Котенков подчеркнул, что в соответствии с Конституцией
эти законопроекты не могут рассматриваться нижней палатой,
а если она все-таки ими займется и, к примеру, примет один
из них, то глава государства получит право отклонить его
без всяких обоснований. Тем не менее дискуссия вокруг трех
проектов вчера все же прошла. Первым выступил первый замминистра
имущественных отношений Александр Браверман. Он отметил,
что в тексте содержится компромиссный вариант распределения
полномочий в сфере приватизации между различными ветвями
власти. Предполагается, что список предприятий нестратегического
характера будет утверждаться правительством единолично,
стратегических - президентом с помощью указа, а вот приватизация
естественных монополистов - РАО "ЕЭС России",
ОАО "Газпром" и МПС - будет возможна только в
соответствии с федеральным законом. Браверман также сообщил,
что Дума будет получать вместе с проектом бюджета на очередной
год примерный список запланированных к приватизации объектов,
а по итогам года правительство отчитается перед депутатами.
Кабинет министров предлагает разбить все потенциально продаваемое
имущество на две группы. В одну войдут предприятия, балансовая
стоимость которых больше 5 млн. МРОТ, а в другую - все остальные.
Первая группа может приватизироваться только тремя способами
- через аукционы, обычные или специальные, и по конкурсу.
Для второй же группы список способов будет более широким.
Цены на объекты будут формироваться исходя и из балансовой,
и из рыночной стоимости. Замминистра, кроме того, заметил,
что правительственный вариант предусматривает и меры социальной
защиты трудовых коллективов - например запрет на изменение
коллективного договора в течение трех месяцев после приватизации
государственного или муниципального предприятия. На момент
подписания этого номера "НГ" авторы альтернативных
законопроектов хвалили свои творения и весьма жестко критиковали
наработки исполнительной власти. Однако молчаливое большинство
в поддержку правительства ждало того момента, когда можно
будет проголосовать так, как положено.
|