Владимир Путин в День Независимости России встретился с
Гражданским Обществом. Встреча проходила в Кремле. Президент
высказал Обществу свою точку зрения на него. Обрисовал его
достоинства и недостатки, затронул темы демократии, западных
денег, достоинств сильной власти и пр. Общество поблагодарило
президента за внимание и доверие, рассказало о своих проблемах.
Президент Общество слушал внимательно и заинтересованно,
не перебивал.
Общество было представлено разнообразно: Спиваков выступал
от лица благотворителей, космонавт Леонов представлял космонавтов
(он возглавляет соответствующую ассоциацию) и, по совместительству,
славян (оказывается, он еще возглавляет Международную ассоциацию
"Славяне"); был также фонд с удивительным названием
"Международная спортивная академия" (что это они
все такие международные? - растаможка, что ли?), были садоводы
из одноименного союза. Почему-то присутствовал директор
Ассоциации политического консультирования Сергей Марков
(вот бы послушать, как он рассказывал Путину о проблемах
отечественных политологов!). Был, натурально, "Медиасоюз"
имени Александра Любимова и министра Лесина, идея создания
которого, как известно, была сформулирована в Кремле в разгар
войны против НТВ. Были, впрочем, и некоторые более серьезные
организации, например - "Общество вынужденных переселенцев".
Кое-кого приметно не было: "Конфедерации обществ потребителей",
"Мемориала", правозащитников. Оно и понятно. Все-таки
у Президента праздник.
Резюмировал взаимные впечатления Путина и Общества космонавт
Леонов. Ох, космонавты! Совсем было закатилась звезда космонавтов
в смутные 90е. Но чуть только над Родиной забрезжил рассвет
- Космонавт вновь на своем посту: в Кремле, где он в немного
доверительной, немного торжественной обстановке встречается
с властью и представляет перед ней Общество. А возродился
Космонавт, значит возродятся и "Голубые огоньки".
Потому что Космонавт обитает, как известно из многолетних
наблюдений, в двух местах - на встречах в Кремле и на "Голубых
огоньках", где он кучкуется традиционно вблизи доярок
и агрономов.
Так вот космонавт Леонов, который еще в предвыборную кампанию
Путина отличился тем, что поименовал его по-стариковски
в лоб "Владимиром Красное Солнышко" (что, впрочем,
вполне естественно для не просто космонавта, но еще и "славянина"),
подводя итог встречи с Путина с Обществом, предложил создать
для скорейшего и успешнейшего решения проблем Союз союзов
- палату всех общественных организаций. При Президенте,
разумеется. А где еще и быть гражданскому обществу, как
не при Президенте. Здесь могут и с помещением помочь, и
с телефонами, и с прочим разным. И табличку сделают "Гражданское
общество при Президенте РФ".
Кстати, Космонавт, как это свойственно было космонавтам
в незабвенные советские времена, со своим предложением не
оплошал. По стечению обстоятельств, точно с такой же инициативой
накануне встречи выступил заместитель руководителя президентской
администрации Владислав Сурков - один из крупных организаторов
парламентской демократии в России, обратившийся ныне и к
проблемам гражданского общества. Сам Сурков приправил свое
предложение восхитительным слоганом: "Великой стране
- великое общество!" (ранее прописанном в пресс-релизе
сайта "Страна.Ру" по случаю президентской встречи).
Просто дух захватывает. А, значит, обновленный "Газпром",
я думаю, должен теперь работать под лозунгом: "Великой
стране - великий газ!" А "Медиасоюз" медиаточивый
- под слоганом: "Великой стране - великую информацию".
Ну, а садоводы уже могут без подсказок догадаться...
от Революции к Быту
Накануне исторической встречи Общества с Президентом, Глеб
Павловский через подведомственные ему СМИ выдал соответствующий
идеологический залп. Предметом попечения технолога стало
именно Гражданское общество. Словосочетание, еще недавно
использовавшееся весьма редко и в единственной синтаксической
конструкции (Скажите-ка, дети, а чего такого у нас в России
нет? - Граж-дан-скава об-ще...), вдруг обрело бешеную популярность.
В считанные недели. Впрочем, виноват не Павловский, а напротив
- Борис Абрамович Березовский. Именно его инициативы по
формированию политической оппозиции на базе гражданских
и правозащитных организаций дали старт ответной инициативе
Кремля. Началось все с выступления того же Павловского в
той же "Стране.Ру". В статье Глеб Олегович внятно
и вполне справедливо объяснил, что Березовский построить
гражданское общество не может, ибо оно для него является
политическим прикрытием. А чтобы доказать это воочию в Кремле,
и приступили к альтернативному строительству.
Павловский прав. Ситуация с гражданской инициативой Березовского
весьма любопытна и исторически фактурна. В принципе, вопрос
о гражданском обществе возник даже не благодаря злому гению
экс-олигарха. А встал вполне естественно сам собой после
крушения той медиа-политической структуры, которая сложилась
во второй половине 90х. Эти самые девяностые были в России
эпохой нагой истории, что и определило роль СМИ в них. Именно
СМИ сообщали нам о том, что меняются границы и название
страны, режимы, начинаются и подавляются путчи. Странные
события августа 1991 г. или октября 1993 г. (хаотические
перемещения танковых и войсковых колонн, которые использовали
сам факт "похода" как способ быть экстерриториальными
для приказов с обеих сторон) - эти события вообще не имели
"в реале" никакого внятного смысла и обретали
историческое бытие лишь сквозь слова, которыми маркировали
карту событий эти самые СМИ.
СМИ делали историю он-лайн и оказались главным общественным
институтом, с помощью которого в стране была осуществлена
революция. Этот цикл, однако, клонился к закату во второй
половине десятилетия, но именно вокруг СМИ выстраивались
конгломераты экономических и политических интересов, формировались
спикеры и общественные авторитеты. И когда история кончилась,
деидеологизация быта просто толкнула СМИ в крупные коммерческие
холдинги, все еще видевшие (как и общество) в СМИ "делателей
истории" и легко приватизировавшие их общественный
ресурс.
Пресловутое Гражданское общество - это как раз то, что
начинается, когда кончается Революция и начинается Быт демократического
режима. Когда выясняется, что ни ретрограды, ни прогрессисты,
ни - страшно признаться - крепкие хозяйственники и штатские
полковники не в состоянии обеспечить обществу своими силами
сносного Быта. А потому совершенно не случайно, что это
смутное понятие - "гражданское общество" - вдруг
вынырнуло в 2001 г. в зону общественного внимания на фоне
очевидной политической паузы.
А вынырнув, натурально, нос к носу столкнулось с Березовским,
Павловским и Сурковым. Тактическая конструкция Кремля, идеологом
которой выступил Глеб Павловский, направлена на перехват
инициативы и в этом смысле - очевидна и логична. Однако
суть дела этим не ограничивается. Проблема "гражданского
общества" (т.е. механизмов общественного саморегулирования
в условиях демократического режима) действительно становится
одной из острейших в ситуации этой самой "политической
паузы" и представляет собой чуть ли не единственный
институт, способный предотвратить превращение этой паузы
в политическую деградацию на фоне рудиментарной и декоративной
партийно-парламентской системы. Что и предопределяет остроту
схватки.
ГО и гос-во
Гражданское общество - это политические институты Быта.
Это просто некий совокупный разум общества, которое перестало
доверять свой Быт попечению государства и настраивает его
собственными совокупными силами. Гражданское общество -
это то, что однажды Виталий Найшуль замечательно назвал
бесплатным ресурсом государственности. Если кто-то бьет
на улице ребенка, то милиционер не нужен: нормальная реакция
граждан, увидев это, своими силами прекратить безобразие.
Мера расширения этого пространства, где граждане в силах
и уме самостоятельно разрешать конфликты, и есть мера развития
гражданского общества. На самом деле, совокупность общественных
навыков по консолидации своих разнонаправленных интересов,
их взаимосогласованию и примирению без вмешательства государства
и составляет гражданское общество. Гражданское общество
- это способ избавления от тотальности государства и единственный
способ сделать его, государство, эффективным, именно в силу
того, что оно ограничивает сферу ответственности государства.
Гражданское общество - это не политика в том смысле, в
каком ее толковала эпоха Революции и СМИ. Потому что в отличие
от политического пространства пространство гражданское не
партийно. Продавец и покупатель находятся по разные стороны
прилавка, но после работы продавец точно также отправляется
в магазин. Сегодня вы посещаете детскую площадку с ребенком
и возмущаетесь забегающими на нее волкодавами, а завтра
перед вами встает проблема, где самому выгуливать пса и
парковать автомобиль. Сегодня вы хотите построить фабрику
в удобном месте у речки, а завтра другую фабрику начинают
строить у вас под окнами. Замечательный смысл слов "гражданское
общество" именно в том, что оно предполагает создание
коалиций, направленных на разрешение конкретных коллизий,
а не "по группе крови".
маленькая разница
Да, как раз здесь пролегает одна тонкая грань. Гражданское
общество - это именно совокупность коллизий и конфликтов
и навыков по их разрешению, а не организаций и ассоциаций.
Последние же фактом своего существования, многочисленности
и оснащенности крышами и телефонами ничуть еще первого не
репрезентируют. Как раз - напротив, как показывает исторический
опыт. Опыт оный доподлинно повествует, в частности, что
Союз садоводов может существовать в двух очень разных ипостасях.
В одной это союз людей решающих некие конкретные проблемы
садоводов: ну, скажем, запрет использования неких добавок
в удобрения или, предположим, законодательного толкования
садоводческих участков как земли сельхозназначения. В другой
ипостаси, хорошо известной всем, кому за тридцать и кто
жил в совковом мезозое, союз садоводов - это такая организация,
из которой вам приходят и говорят: "Что же это вы,
товарищ, яблоньку сажаете, а членский взнос в садовое товарищество
не уплатили?"
Этот второй тип "общественных союзов" столь же
плотно связан с идеей тотальности государства, сколько первый
- с идеей его ограниченности. И характерен для соответствующих
режимов, хорошо известных XX веку, режимов, ориентированных
на то, чтобы максимально превратить человеческий быт в часть
политической системы, в сферу ее естественного попечения
и контроля. "Вы у нас, товарищ, кто - славянин, садовод
или космонавт? Если славянин или космонавт, то в кабинет
111, к товарищу Леонову, но к нему - по записи. А если садовод,
то - без записи, но вход со двора... Как это - никто? Вы
уж куда-нибудь запишитесь, а то я милицию вызову, что вы
хулиганите здесь..."
догадка
Разница между первым и вторым типом общественных организаций
симметрична различию между политическими идеологиями и политической
пропагандой. Политическая идеология - это механизм консолидации
интересов и решения неких базовых проблем государства (именно
государства, а не Кремля, правительства и пр.) с помощью
минимальных затрат. Политическая идеология аккумулирует
тот самый бесплатный ресурс общества, ресурс бесплатной
поддержки. В то время как пропаганда, напротив, требует
массированного вложения денег для имитации схожего эффекта.
И в этом смысле слоган "Великой стране - Великое общество",
видимо, следует понимать в том смысле, что "страна"
- это тот самый кремлевско-павловский сайт "Страна.Ру".
Тогда - да. Тогда все сходится. Только надо еще добавить:
... и дорогая нефть. Великой стране больше ничего и не надо.
[13.06.2001]
Кирилл Рогов, rogov@polit.ru
|