[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий: Нателла Болтянская

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Мельников, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам (фракция "Яблоко").
"Эхо Москвы", 10 июня 2001 года
10.06.2001, [21:10-21:30]
В гостях: Алексей Мельников

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Говорим мы с вами совершенно о страшных вещах. Итак, наша тема сегодня – это налогообложение в рамках соглашения о разделе продукции. Давайте начнем от печки, начнем с того, что такое соглашение о разделе продукции.
А.МЕЛЬНИКОВ: Это очень просто - это контракт между государством и компанией, в котором фиксируются сроки разработки месторождений, контракт на очень длительный срок. Это контракт, создающий стабильность для компаний и позволяющий вкладывать довольно большие деньги. Разработка этих соглашений - "Яблоко" стало этим заниматься уже 7 лет назад, и в течение этих лет были достигнуты первые успехи.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Что касается ситуации со стабильностью или нестабильностью налогового законодательства, какова она на сегодня в России?
А.МЕЛЬНИКОВ: Не очень хорошая. Причем она не очень хорошая и для налогоплательщика, и для бюджетов всех уровней. Скажем, совсем недавно сейчас в Думе обсуждался вопрос в комитете по бюджету, это вопрос о налоге на прибыль, о главе Налогового кодекса по налогу на прибыль. И с очень большим трудом удалось правительство убедить зафиксировать ставки этого налога, распределение по различным уровням бюджетной системы. Потому что у нас как получается: в бюджете каждого года целый ряд налогов - меняется распределение, и поэтому муниципалитеты или регионы совершенно не в курсе, какая будет налоговая политика по целому ряду налогов на следующий год. Это первое. А что касается налогоплательщиков, то здесь тоже очень все понятно. Налоги меняются, это очень оказывает большое влияние, негативное влияние на проекты. Скажем, вы вложили деньги, исходя из одной налоговой ситуации, в страну, это касается российских и иностранных компаний. Прошло два года - ситуация с налогами изменилась, проект, который был прибыльным, становится неприбыльным. И собственно соглашения о разделе продукции и были предназначены ответить на этот вызов и создать стабильную среду для работы.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А для кого сегодня ситуация более стабильна в плане налогообложения – для физических или юридических лиц?
А.МЕЛЬНИКОВ: Я думаю, что если говорить о настоящем дне, то она более стабильна для физических лиц, конечно. Потому что вы знаете, что сейчас у нас 13-процентный налог, это очень низкий налог, и, в общем, по заявлениям правительства, такая система налогообложения сохранится на достаточно долгий срок. Понимаете, с компаниями другая ситуация. Им надо вкладывать деньги и надо получать прибыль.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: В Штатах в свое время была проведена налоговая амнистия, и до сих пор, когда говорят о ситуации с налогообложением в России, приводят этот пример. Это перспективно для нашей страны?
А.МЕЛЬНИКОВ: Я считаю, да, что налоговая амнистия нужна обязательно, только нужно делать две вещи параллельно. "Яблоко" считает, что нужно поступить вот каким образом: вместе с налоговой амнистией нужно обязательно довольно серьезно упростить и улучшить систему налогообложения. Мы сейчас этим занимаемся. То есть мы это делали по всем главам Налогового кодекса, которые уже приняты: по единому социальному налогу, по подоходному налогу, сейчас мы это делаем по налогу на прибыль и, кстати говоря, по главе, которая посвящена специальному режиму, "О соглашениях и разделе продукции", она сейчас тоже подготовлена и обсуждается.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Мы говорим о проблемах стабильности налогового законодательства и о налогообложении в рамках соглашенья о разделе продукции. Какие у нас перспективы?
А.МЕЛЬНИКОВ: По СРП перспективы сложные, но тем не менее, есть прогресс. Сейчас за последние несколько лет в российскую экономику по СРП вложено уже больше 2 млрд. долларов, это очень большое значение имеет прежде всего для сырьевых регионов, для Сахалинской области, но и не только, поскольку заказы даются российским предприятиям, российским организациям, в общем, эти заказы выполняются предприятиями по всей стране.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А какова будет в рамках разрабатываемой вами программы судьба естественных монополий? Во многих регионах являются естественные монополисты волей-неволей и градообразующими, и создающими инфраструктуры структурами…
А.МЕЛЬНИКОВ: Очень разная судьба. Во-первых, СРП – это конкуренция. Объявляем конкурс, привлекаем не только одну, две или три, которые привыкли работать в этом регионе, а привлекаем много компаний. Можем провести конкурс. Подпишем соглашение с теми, кто предложит более выгодные условия. Это первое. И второе, я бы хотел проиллюстрировать на одном примере. Все мы знаем, что происходит в Приморье, какой ужас и кошмар. А между прочим, разработка на основе СРП Сахалинского шельфа, и уже подготовлена федеральная программа по газификации Приморского края, Хабаровская края и Сахалинской области – она способна в перспективе нескольких лет, конечно, решить те проблемы со снабжением электроэнергии, которые там существуют. И судьба, например, РАО "ЕЭС России" будет вполне понятной в этом отношении.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Тогда возникает еще один вопрос. Существует масса отраслей деятельности в нашей стране, которые для тех, кто занимается этими видами деятельности, достаточно тяжелы. Много мы говорим о судьбах шахтеров, учителей, врачей – этот список можно продолжать, к сожалению, бесконечно. Если брать не людей – носителей какой-то профессии, а целые сферы человеческой деятельности, культура у нас в бедственном положении. Скажите пожалуйста, можно ли в перспективе рассчитывать на то, что когда-нибудь люди, которые меценатствуют в этих областях, физические или юридические лица будут иметь льготы по налогообложению?
А.МЕЛЬНИКОВ: Да, конечно, и такого рода льготы, соответствующие вычеты предполагаются, например, в рамках главы по налогу на прибыль, о которой я говорил. Но, в общем, надо понимать, что у нас есть бюджетная сфера. И здесь путь генеральный должен быть все-таки другим: надо наполнять доходами бюджеты, а для этого нужно, чтобы в стране развивались самые разные бизнесы. И вот СРП в этом отношении как раз очень хорошая вещь, потому что действительно мы видим по Сахалинской области: те деньги, которые сейчас приходят в бюджеты уже от реализации первого соглашения, идут в общем на социальные объекты – на строительство школы, поликлиники и так далее, то есть генеральный путь все-таки такой, хотя, конечно же, людей нужно стимулировать, с тем чтобы они занимались благотворительностью с помощью налоговой системы.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос, наверно, печальный под занавес. Когда увидим мы небо в алмазах?
А.МЕЛЬНИКОВ: Я думаю, что никогда мы небо в алмазах не увидим. Надо же смотреть на жизнь разумно, но по крайней мере сделать так, чтобы жизнь была достойной – за это надо бороться. И что касается по крайней мере "Яблока", мы это в Думе делаем. А вот если прокомментировать последний Ваш вопрос, я бы сказал следующее. Сейчас мы как раз обсуждаем одну из глав Налогового кодекса, которая посвящена госпошлине. И генеральная идея обсуждения, которую сформулировали депутаты, заключается в следующем: значит так, уважаемые ведомства, что-то вы много поборов с населения берете. Вот у нас есть положение Конституции, в соответствии с которой только все, что есть в федеральных законах, в налоговом законодательстве – только такие платежи и могут взиматься и налоги с людей… Поэтому список будет конечный и мы этого хотим добиться - чтобы разного рода ведомства не вводили дополнительных поборов на людей, сборы за всякие справки и за все такое похожее. Вот если это будет сделано, то неба, конечно, в алмазах не будет, но жизнь людям станет легче и всевластия чиновников будет меньше.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Собираетесь ли вы изменить закон о налогах с выигрыша в различных лотереях? 35% - это очень много. Выигрыш 65 рублей, минус 35% - какой смысл играть?" – спрашивает Людмила Васильевна.
А.МЕЛЬНИКОВ: 35% - это у нас, вообще говоря, ставка налога на прибыль такая, и в принципе, такой вопрос можно обсуждать и можно смотреть. И я думаю, что он имеет перспективы для обсуждения. Я просто замечу, что у нас нет еще законодательства о лотереях, вот это вопрос – когда будет принято законодательство о лотереях. Оно очень много обсуждается, но никак все не могут депутаты прийти к согласованному решению. Тогда уже, после этого, можно будет смотреть.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: На пейджер задает вопрос Марина: "Не кажется ли Вам, что для малоимущих столь расхваливаемая Вами ставка 13% - это невыгодно?"
А.МЕЛЬНИКОВ: Да, конечно, и дело в том, что "Яблоко" предлагало двухуровневую шкалу - 13% для малоимущих и 20-25% для людей, у которых доходы более высокие. Но мы, правда, предполагали вместе с этой ставкой дать серьезные вычеты. То есть если человек заплатил налог, но он отдал своего ребенка в частную школу или куда-то еще, то эти суммы, которые он заплатил за школу, например, принимаются к вычету. Но эта мера очень важная для чего? Она очень важна для того, чтобы легализовывались деньги, чтобы люди платили налоги, те люди, которые заработали деньги. Им общий эффект положительный, потому что увеличиваются доходы в бюджеты, соответственно, можно лучше финансировать те социальные программы, которые у нас есть. А учитывая, что этот налог 13% подоходный поступает в региональные бюджеты, то для Москвы, для других регионов это имеет первостепенное значение, потому что это вместе с налогом с продаж это два очень стабильных налоговых источника для бюджетов. И те цифры, которые мы имеем за первые несколько месяцев, показывают, что поступления по подоходному налогу действительно увеличились. Он у нас, напомню, действует с этого года - 13-процентный.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Алексей Мельников, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам (фракция "Яблоко".


"Эхо Москвы", 10 июня 2001 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Эхо Москвы"

Алексей Мельников



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]