Собрание общественности Москвы в день 80-летия Андрея
Дмитриевича Сахарова было отмечено в ностальгически-сентиментальном
ключе. И неудивительно — организаторами собрания были люди,
которые, похоже, и до сих пор находятся в недоумении: почему
идеи Сахарова не стали доминирующими в российском обществе.
И до сих пор размышляют о том, насколько на Сахарова похож
Ельцин. О Сахарове как о человеке, чье нравственное присутствие
в политике сегодня необходимо, говорил только Григорий Явлинский.
Выдержки из его выступления специально для «Новой газеты»
Я не знал лично Андрея Дмитриевича и потому хочу поделиться
не личными воспоминаниями, а соображениями, связанными с
сегодняшним днем.
Андрей Дмитриевич Сахаров заложил фундамент всего либерально-демократического
направления в политике России, обозначив его основные, базовые
идеи.
В конце XX века Сахаров сформулировал исключительно важный
для России тезис: процветание страны, будущее, которого
желает абсолютное большинство граждан, возможно, только
если Россия будет развиваться как свободная и демократическая
страна. Это главное условие — императив современного развития
нашей страны.
Оглядываясь на то, что произошло со времени смерти Сахарова,
можно выделить главные уроки, непосредственно связанные
с заветами Андрея Дмитриевича, которые были преданы забвению.
Андрей Дмитриевич был великим ученым и мыслителем современности,
он не считал себя политиком. Будучи таким значимым неполитиком,
он сформулировал основополагающие ценности и правила для
всех, кто занимается политикой.
Важнейшим был завет о нравственности политики. Сахаров
понимал, что просить или требовать от политиков быть нравственными,
— бесполезно. Поэтому он добивался этого иначе: он убеждал,
что нравственные позиции в политике самые практичные, самые
целесообразные. Конечно, если целью является не только личное
благосостояние, но хотя бы в какой-то степени перспективы
страны, будущее наших детей и внуков.
Такое практическое понимание нравственности в политике
исключительно важно, потому что общество, которое вырастает
во лжи, как об этом недавно написала Елена Георгиевна Боннэр,
никогда не станет взрослым. Добавлю, что оно не может вырасти
полноценным, как растение — без солнца.
Такое общество навсегда остается подростковым, с ужасными
комплексами, обидами на всех, агрессией. Цинизм, который
стал инструментом «крутых» политиков последнего десятилетия,
— просто форма сокрытия собственного скудоумия, форма глупости.
Раньше или позже, но неминуемо наступает крах тех планов,
которые с помощью цинизма реализуют эти политики. И даже
небольшая доза цинизма способна отравить существование самых,
казалось бы, понятных и необходимых идей.
Презрение к нравственному основанию политики было проявлено
осенью 1999 года, когда контртеррористическая операция в
Чечне превратилась в широкомасштабную войну против всех
жителей республики. Той осенью сложилась уникальная ситуация:
люди бежали от Хаттаба и Басаева — от тех, кто глумился
и издевался над ними. У России появился шанс начать проводить
глубокую, серьезную, нравственную политику. Если бы те,
кто проводил политику в Чечне, понимали, что практическая
сторона нравственности в том, чтобы привлечь на федеральную
сторону всех этих людей, обеспечить им поддержку, понимание
и вместе в конце концов радикально уменьшить масштабы терроризма!
Вместо этого начались массированные бомбардировки, и борьба
с терроризмом переросла в войну против гражданского населения.
Власти, используя современные информационные технологии
и классические активные мероприятия, подняли в стране истерическую
волну шовинизма, объявляя с помощью своих интеллектуальных
политических лакеев предателями всех несогласных с ними.
В результате политика России на Северном Кавказе зашла в
тупик.
Вот один из заветов Андрея Дмитриевича, который был ясен
и очевиден и не был выполнен.
Академик Сахаров был не политиком, а правозащитником. В
России понятия «политик» и «правозащитник» будут близки
еще очень долго. Настоящий демократический политик сегодня
должен быть правозащитником. Если говорить о защите не отдельных
прав граждан, а всех, что у нас нарушаются, это и будет
политическая программа. Защищать все права граждан: политические
свободы, экономические и личные права граждан — и значит
быть политиком.
Так будет еще долго в стране, где человек унижен, подвергается
моральным и физическим издевательствам в военной казарме
и в камере предварительного заключения в стране, где треть
населения живет за чертой бедности, где разрушаются системы
здравоохранения и социального обеспечения.
Правозащитник не может разделять, а тем более противопоставлять
политические и социальные свободы. Нельзя построить процветающее
общество и богатую страну без политических свобод. И не
может быть подлинных политических свобод у обездоленного,
находящегося на грани экономического выживания населения.
И это другой важнейший завет, оставленный нам Сахаровым.
Это особенно актуально сегодня, когда те же самые люди,
которые построили в стране систему олигархического капитализма,
под предлогом проведения нового цикла необходимых стране
структурных реформ предлагают обществу свой новый проект
— «управляемой, контролируемой демократии».
Да, за последние 10 лет мы не смогли создать социально-экономический
фундамент демократии и свободного общества. Проводилась
ли в последние 10 лет либеральная политика в России? Да,
с точки зрения вульгарного либерализма XIX века. Но если
говорить о том, что такое либерализм в конце XX — начале
XXI века, — нет. Потому что настоящая либеральная политика
всегда в центре своего внимания держит свободу человека,
его социальное и экономическое благополучие. Такой политики
в России не проводилось никогда.
Абсолютное большинство людей от реформ последнего десятилетия
почти ничего не получили. Абсолютное большинство людей чувствуют
себя обманутыми экономической и социальной политикой последних
десяти лет.
Главное, что не сделано и что абсолютно необходимо для создания
фундаментальных основ демократии и свободы в России, — это
равенство возможностей. Настоящий либерализм — это всегда
равенство возможностей, равенство доступа к основным благам,
которые распределяются в условиях рыночной экономики, равные
права на рынке, справедливая и честная конкуренция, возможность
противостоять давлению монополий, давлению узкого круга
людей, называемых у нас олигархами. Вот что представляют
собой действительно либеральные реформы. Таких реформ у
нас еще не было.
Поэтому сейчас хороший повод если не сформулировать программу,
то, по крайней мере, подумать о том, каким должен быть новый
демократический курс, который позволит нам встретить 90-летие
академика Сахарова в других условиях и с другим настроением.
Я предлагаю несколько элементов такого курса. Прежде всего
это бескомпромиссная, подчеркиваю, борьба за политические
права и свободы всех граждан России. В числе этих прав есть,
конечно, право на собственность (и на крупную тоже). Но
это право не может заменять право на свободу. Будет свобода
— будет и собственность; не будет свободы — не будет никакой
собственности. Я могу себе представить митинг «За нашу и
вашу свободу», но трудно себе представить собрание под лозунгом
«За нашу и вашу собственность». И это первое, что должны
усвоить те, кто называет себя демократами.
И никакие «прагматические» объяснения не могут оправдать
отступлений от этой задачи. Политики-любители, к месту и
не к месту называющие себя «прагматиками», должны знать,
что прагматизм в политике — это на самом деле форма политической
продажности.
Вторая задача. Все реформы по созданию в России свободной
рыночной экономики, по изменению структуры экономики и социальной
сферы отныне должны быть подчинены важнейшему определяющему
правилу: реформы для большинства. Невозможно дальше проводить
реформы, нацеленные на интересы узкой группы лиц. Идея,
что они станут потом двигателем, который потащит за собой
наверх всех, оказалась неверной и порочной. Эта группа лиц,
конечно, стала мотором, но только для роста ее личного благосостояния.
Реформы для большинства — это важнейшая задача. Это означает,
что мы хотим построить в России либеральную, социально ориентированную
рыночную экономику европейского типа.
Поэтому третьим направлением является европейский вектор
в развитии России. Ориентация на европейское социально-экономическое
устройство очень важна, поскольку Россия — великая европейская
страна. Россия в последние века, да может быть, и на протяжении
всей своей истории увлекала за собой всю Евразию на европейский
путь.
И наконец, важнейшим правилом должна быть консолидация
всех разумных демократических сил. Это теперь возможно,
потому что под главными спорами между демократами черту
уже подвела жизнь. В экономике — 17 августа 1998 года, когда
политика Чубайса-Черномырдина закончилась крахом финансовой
системы России и огромными внешними долгами и оценки «ЯБЛОКА»
пятилетней давности полностью подтвердились. В политике,
в том числе персональной, — 26 марта 2000 г. Теперь все,
кто хочет создания реально демократического, социально ориентированного
рыночного хозяйства, должны извлечь уроки из прошедших 10
лет.
Подчеркиваю, что основное направление консолидации демократических
сил — это сближение равноправных, самостоятельных, никому,
и друг другу в том числе, не подчиняющихся политических
демократических субъектов. И всех приглашаю к сотрудничеству
с нашей партией. Это направление мы реализуем практически:
готовим созыв демократического совещания.
Наши взгляды давно определены. «ЯБЛОКО» будет бороться
против с создания в России полицейского государства и управляемой
демократии, потому что это обрекает Россию на безнадежное
отставание.
Оболваненные, манипулируемые, запуганные, не получающие
объективной информации люди не могут создавать новую экономику
XXI века, не могут стоять в одном ряду с ведущими промышленными
странами мира. Не могут отстоять самую большую страну с
ее огромными ресурсами, страну, у которой самые протяженные
границы с самыми нестабильными регионами мира. Попытка поставить
Россию в положение несвободной страны в XXI веке приведет
Россию к необратимому краху.
Мы окажем самое решительное сопротивление ползучему конституционному
перевороту под фальшивыми лозунгами управляемой, контролируемой,
фальсифицируемой демократии. Мы пойдем на сотрудничество
со всеми политическими партиями, готовыми бороться против
увековечения в России единомыслия, кастрированной демократии
и нищеты подавляющего большинства населения.
Мы пойдем по этому пути со всеми, кто готов вместе с нами
проводить реформы для большинства и обеспечивать свободное,
демократическое, социально ориентированное будущее для нашей
страны.
Мы не претендуем ни на какое привилегированное положение
в этом гражданском сопротивлении. Пусть оно выдвинет новых,
более талантливых лидеров, не связанных с десятилетием ельцинизма
и дискредитацией демократических идеалов, которые так страстно
отстаивал Андрей Дмитриевич Сахаров до последней минуты
своей жизни.
|