Ни одна из структурных реформ в России, как известно, еще
не начиналась. Военная реформа - не исключение.
Полномасштабный старт реформы намечен на 2002 год, но уже
в апреле этого года, согласно поручению президента, все
заинтересованные ведомства должны сделать предварительные
прикидки в связи с переходом к профессиональной армии. Впрочем,
и далее одним из самых дискуссионных вопросов, несомненно,
будут споры о "цене реформы", об изыскании бюджетных
средств и т. п.
Заместитель председателя Комитета по кредитным организациям
и финансовым рынкам Госдумы, заместитель руководителя фракции
"Яблоко" Игорь Артемьев считает, что и
сегодня есть экономические предпосылки, чтобы вплотную заняться
военной реформой.
Игорь Артемьев: Основным аргументом правительства
против скорейшего формирования профессиональной армии неизменно
оказывались ссылки на нехватку средств в федеральном бюджете.
Разумеется, финансы - это серьезная проблема, хотя в данном
случае, на наш взгляд, она не является неразрешимой преградой.
Нами была проведена большая аналитическая работа, позволяющая
поновому взглянуть на финансовые аспекты реформы. Итак,
мы хотим, чтобы в Вооруженные Силы РФ призывалось 400 тыс.
рядовых и чтобы они работали по контракту. Сейчас мы готовы
предложить им зарплату 2,5 тыс. рублей. Реально ли это?
Вполне. По имеющимся социологическим исследованиям и даже
по данным самого Министерства обороны, в настоящее время
наблюдается значительный спрос на подобную службу с такой
зарплатой. К примеру, во многих деревнях по-прежнему полный
развал, подчас люди не помнят, как выглядят деньги, - а
здесь государство предлагает достаточно престижное занятие,
зарплату, обмундирование, питание и т.п. Кроме того, уровень
мотивации у рядового личного состава, приходящего в Вооруженные
Силы, будет гораздо выше, чем в последние годы у наших призывников.
В бюджете 2001 года учтено объявленное 400-тысячное сокращение
армии - она должна составлять порядка 800 тыс. человек.
И замещать контрактниками рядовой состав можно начинать
уже сейчас. Нужно только добавить на это 12 млрд рублей,
из которых 9 млрд рублей составят расходы по зарплате контрактников.
Кроме того, следует предусмотреть повышение вдвое зарплаты
офицерам, что необходимо для сохранения в армии высококвалифицированных
кадров. (Скажем, если капитан 1-го ранга, под началом которого
баллистические ракеты на подводных лодках типа "Курск",
станет получать около 10 тыс. рублей, то есть менее $400,
вряд ли кто-то назовет это "излишеством"). Таким
образом, на все, по нашим оценкам, потребуется изыскать
18 млрд рублей - в масштабах российского бюджета это едва
ли не копейки, это менее 1,5% бюджета!
Вопрос: И все же это напоминает какие-то благие мечтания
или просто популизм. А как ваши предложения соотносятся
с реалиями бюджета-2001!
Игорь Артемьев: Своеобразие ситуации состоит в том,
что военная реформа, в основе которой лежит перевод армии
на контрактную систему, остается возможной в финансово-экономическом
отношении даже при неблагоприятной конъюнктуре бюджета.
Неужели при всей важности этой реформы не найти возможности
направить на ее проведение 1,5 или 2% бюджета?! И уж тем
более трудно оправдать волокиту при создании профессиональной
армии, когда страна получает дополнительные нефтяные доходы.
Поэтому "Яблоко" совсем не случайно предлагало
увеличить в федеральном бюджете на 2001 год расходы на национальную
оборону и военную реформу в общей сложности на 48 млрд рублей
(то есть с 2,6% ВВП до 3%), в результате чего они достигли
бы 229,2 млрд рублей.
Вопрос: Тем не менее, когда в конце 2000 года рассматривался
вопрос о распределении обнаружившихся допдоходов, лишь незначительная
часть средств ушла на национальную оборону, не говоря уже
собственно о военной реформе...
Игорь Артемьев: Из тех денег 12,6 млрд рублей было
направлено на военную реформу, на ее социально важные аспекты.
Прежде всего это сокращение армии - иначе, если не сократить
Вооруженные Силы на 400 тыс. человек, и текущие расходы
будут и далее расти, а армия просто станет проедать все
выделяемые средства. Поэтому, несомненно, важны ассигнования
на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых в ходе
реформы. Наши предложения были учтены и с той точки зрения,
что уже в 2001 году решено несколько увеличить прием контрактников.
К сожалению, в бюджете удалось дополнительно заложить только
часть из того, что мы предлагали. Но мы надеемся, что будет
устранена половинчатость и непоследовательность многих решений,
нашедших отражение в бюджете-2001 и создающих для бюрократии
и определенных сил в военном ведомстве возможность выхолостить,
размыть курс реформ. В частности, из уст министра финансов
Алексея Кудрина мы получили подтверждение того, что наши
предложения и расчеты встретили поддержку у президента и
в правительстве и военная реформа наконец сдвинется с мертвой
точки.
|