После долгой борьбы в кулуарах Государственная дума одобрила
так называемый "пакет Минатома" - блок поправок
в действующее законодательство, позволяющих ввозить в Россию
отработанное ядерное топливо. Это далеко не первый случай,
когда через Думу проталкивается сомнительный лоббистский проект.
Однако на этот раз процедура была отмечена редкостным цинизмом.
При обсуждении "пакета" диалог между властями и
обществом свелся к следующему: руководители страны попросту
дали понять, что не собираются опускаться до переговоров с
гражданами даже на темы, которые касаются всех и каждого.
Особую пикантность ситуации придали постоянные ссылки лоббистов
Минатома на президента. Он должен был казаться и автором сомнительных
поправок, и ярым сторонником указанного способа общения с
народом.
Волю главы государства в Думе оглашали министр атомной
энергетики Александр Румянцев, представитель президента
Александр Котенков и представитель думского комитета по
экологии Роберт Нигматулин. Если верить им, Владимир Путин
настаивает на следующих принципиальных моментах.
Первое: отходы атомной энергетики можно ввозить в Россию
в том же порядке, что и гвоздики из Азербайджана (то есть
в ходе простой коммерческой сделки).
Второе: помня, что экологическое законодательство страны
запрещает ввоз ядерных отходов, лукавый президент внес поправку,
по которой отработанное ядерное топливо (ОЯТ) должно именоваться
технологическим изделием, а не радиоактивным мусором, и
поэтому может спокойно пересекать границу. (И действительно,
ОЯТ предполагается ввозить не в виде светящейся кучи, а
в упаковке - в "сборках").
И последнее: президент якобы считает, что о финансовых
результатах сделок не должны знать даже думцы, имеющие особый
допуск к секретным сведениям.
Трудно сказать наверняка, знает ли Владимир Путин о том,
что у него есть такие пожелания. Но точно известно, что
именно они составляют смысловой стержень "пакета Минатома".
И именно их одобрила на прошедшей неделе Государственная
дума.
Разумеется, у "пакета" есть и противники. И это
вовсе не коммунисты, как можно было бы ожидать. Геннадий
Зюганов отчего-то на время забыл о всех своих болях - и
сердечных, и головных - по поводу "сохранения генофонда
русского народа" и "превращения страны в радиоактивную
свалку". Более того, представитель КПРФ Жорес Алферов,
наряду с жириновцами, выступил с эмоциональной речью в поддержку
ввоза в страну ОЯТ. Против секретности, окружающей импорт
отходов и использование полученных от него средств, выступали
в основном представители "Яблока". Они хорошо
подготовились - экспертный анализ аргументов Минатома был
подготовлен еще к предыдущему обсуждению (см. "МН"
ь 12, 2001 г.). "Яблочники" предлагали подправить
"пакет" принципиальными дополнениями. Их смысл
состоит в том, чтобы установить контроль Думы над тем, когда
и сколько ОЯТ будет ввозиться, и создать специальный государственный
фонд, в который должны перечисляться деньги, полученные
от "атомной" коммерции. Представители других фракций
предлагали ввести правило, по которому ОЯТ после многолетнего
"хранения" в России должно быть возвращено в страну,
из которой прибыло.
Однако все эти пожелания были категорически отвергнуты
депутатским корпусом, обработанным накануне голосования
специалистами Минатома. И обработка не ограничилась только
торговлей в кулуарах. В Думе на всеобщее обозрение выставили
огромный стенд, на котором крупными буквами было написано:
"ОЯТ - будущее энергетики", а также макет облученной
"сборки". Депутаты могли осмотреть этот странный
предмет, потрогать его и убедиться, что он абсолютно безопасен,
даже если положить его у себя под столом, не говоря уж о
том, если закопать на полкилометра в глину.
Настоящие причины, по которым думцы заблокировали вполне
разумные поправки "яблочников" и их коллег из
других фракций, были следующие. Функции контроля за контрактами
на ввоз отходов и, следовательно, за поступлением соответствующих
денег возлагаются на правительство. Министрам кажется, что
таким образом они получат в свое распоряжение деньги, которыми
смогут манипулировать как своим тайным резервом.
Вторая причина - самая главная. Минатом и его думские бойцы
всячески уклонялись от обсуждения вопроса, хватит ли средств,
получаемых от ввоза отходов, для обеспечения их безопасного
хранения, да еще и на мероприятия по очистке уже зараженных
местностей России.
И неслучайно. Вопреки заверениям Минатома, решение экологических
проблем вообще не имеет отношения к проекту, связанному
с ввозом ОЯТ. Последние забирают в Россию для того, чтобы
обеспечить зарубежный спрос на отечественный уран. Это своего
рода борьба за потребителя - как если бы нефтяники предложили
забирать выхлопные газы из всех стран, которые будут покупать
только нашу нефть. Понятно поэтому, отчего г-н Нигматулин
с ловкостью наперсточника "спрятал" вопрос о подконтрольности
поступлений "ядерных" денег - их может не быть
вовсе. При этом он как бы случайно оговорился - ну какие
деньги можно взять с Украины? "У них цена будет всегда
в три раза меньше". Нетрудно предположить, что в отдельных
случаях цены вообще не будет никакой - ее поглотят взаиморасчеты
по долгам СССР с бывшими "соцстранами".
Естественно, ядерные отходы повезут в страну не завтра
- "пакет" должен еще пройти через Совет Федерации
и быть подписан президентом. Некоторые наблюдатели возлагают
определенные надежды на здравомыслие сенаторов, но вряд
ли верхняя палата станет серьезной преградой на пути ОЯТ.
Большинство голосов в Совете Федерации контролируется теми
же людьми, которые дали команду Думе поддержать затею Минатома.
Единственная надежда остается на Владимира Путина, который,
подписывая документ, может быть, ознакомится с его содержанием.
Результаты голосования в Госдуме за поправки, разрешающие
ввоз ОЯТ "за" % ЯБЛОКО 0,0 КПРФ 38,8 Единство
83,7 ОВР 58,7 СПС 0,0 ЛДПР 92,3 Народный депутат 65,0 Регионы
России 47,8 Агропромышл. группа 42,9
Голоса, которые не услышали
Избиратели должны знать фамилии тех, кто голосовал против
поправок к закону, открывающих дорогу в Россию ядерным отходам.
Фракция "КПРФ": Апарина А.В., Арефьев Н.В., Иванов
Н.Н., Коломейцев В.А., Коломейцев Н.В., Куваев А.А., Лабейкин
А.А., Лукьянов А.И., Паутов В.Н., Плетнева Т.В., Пономарев
А.А., Родионов И.Н., Романов В.С., Савицкая С.Е., Сайкин
В.Т., Сапожников Н.И., Сафронов В.А., Шандыбин В.И., Швец
Л.Н., Шурчанов В.С.
Фракция "Единство": Баранников А.Е., Вульф А.Ю.,
Коптев-Дворников В.Е., Косариков А.Н., Семенов В.О., Чуев
А.В.
Фракция "Отечество - Вся Россия": Азарова Н.Б.,
Боос Г.В., Гришин В.И., Дубов В.М., Ковалев Н.Д., Кондакова
Е.В., Лапшин М.И., Руденский И.Н., Текеев М.А., Тяжлов А.С.,
Чуприна Н.Н.
Фракция "СПС": Баржанова М.В., Бондарь В.Н.,
Брусникин Н.Ю., Воробьев Э.А., Гайдар Е.Т., Генералов С.В.,
Глебова Л.Н., Головлев В.И., Ковалев С.А., Крашенинников
П.В., Курин Ю.Г., Лекарева В.А., Лихачев А.Е., Мирзоев Г.Б.,
Мяки А.Э., Надеждин Б.Б., Наумов О.Г., Немцов Б.Е., Похмелкин
В.В., Ремчуков К.В., Рыбаков Ю.А., Савельев Д.В., Селиванов
А.В., Титенко Б.М., Томчин Г.А., Травкин Н.И., Федоткин
И.Т., Фомин А.А., Хакамада И.М., Шиманов А.А., Шубин А.В.,
Южаков В.Н., Юшенков С.Н.
Фракция "Яблоко": Артемьев И.Ю., Емельянов М.В.,
Задорнов М.М., Иваненко С.В., Кущенко В.Н., Лукин В.П.,
Мельников А.Ю., Митрохин С.С., Михайлов А.Ю., Останин В.С.,
Попов С.А., Шелищ П.Б., Шишлов А.В., Щекочихин Ю.П., Явлинский
Г.А., Ярыгина Т.В.
Группа "Народный депутат": Аксаков А.Г., Булавинов
В.Е., Гартунг В.К., Загидуллин С.И., Иванов А.С., Юревич
М.В.
Группа "Регионы России": Буткеев В.А., Гребенюк
В.Д., Грешневиков А.Н., Катальников В.Д., Никитин В.П.,
Резник Б.Л., Тихонов Г.И., Шеин О.В.
Агропромышленная группа: Апарин И.В., Голубков А.И., Данченко
Б.И., Ждакаев И.А., Ивер В.М., Казанков И.И., Костерин Н.Н.,
Останина Н.А., Пашуто В.Р., Салий А.И., Смолин О.Н., Чекис
А.В.
Депутаты, не вошедшие в депутатские объединения: Грачев
И.Д., Дмитриева О.Г., Ищенко Е.П.
|