ПРОЦЕСС приведения регионального
законодательства в соответствие с федеральным, начатый еще
в прошлом году, давно миновал стадию простой ревизии нормативных
актов. После "вычистки" наиболее вопиющих и устаревших
норм региональные власти под давлением прокуратуры и Минюста
фактически заново принялись писать базовые правовые акты.
А ситуация с Уставом города Москвы показывает, что в каждом
отдельном случае процесс коррекции законодательства еще и
непременно накладывается на специфику расстановки политических
сил внутри региона.
Прокуратура неоднократно требовала устранения расхождений
некоторых норм городского Устава, которые касались органов
исполнительной власти, а также системы местного самоуправления.
Поэтому в мэрии и Мосгордуме вынуждены были начать подготовку
необходимых поправок в основной закон столицы, но работа
над документом шла чрезвычайно медленно. Так что даже представители
движения "Первое свободное поколение", близкие
к правым силам, успели подать в суд и выиграть в Верховном
суде иск о несоответствии федеральному законодательству
закона "О районной управе" (подать в суд на Устав
они почему-то не решились). Теперь мэрия поспешно внесла
в Мосгордуму поправки в целый ряд законов, регулирующих
действия органов власти.
В первую очередь поправки в Устав должны будут снять двойной
статус органов власти столицы, которые до сих пор одновременно
являются органами и госвласти, и местного самоуправления.
Как известно, в Санкт-Петербурге и Москве вся территория
субъекта Федерации полностью совпадает с границами города,
и многие вопросы, отнесенные федеральным законодательством
к компетенции местных органов, являются общегородскими.
Именно поэтому уже после принятия федерального закона об
общих принципах развития местного самоуправления московские
и питерские власти получили право предоставлять своим внутригородским
муниципальным образованиям (районам) часть полномочий по
выбору городских властей, чтобы сохранить целостность городского
хозяйства. Двойной статус органов власти в Москве, безусловно,
будет убран: правительство Москвы станет высшим органом
исполнительной власти, а должность премьера правительства
будет исключена. Как сообщил полпред мэра в Мосгордуме Анатолий
Петров, теперь столичная Дума сможет двумя третями голосов
выражать недоверие мэру, и тогда мэр и возглавляемое им
правительство должны будут уйти в отставку. Правда, и Лужков
получит право распускать Гордуму.
Вторым важным нововведением станет объявление районов муниципальными
образованиями, причем каждый из них получит право принять
свой устав и самостоятельно определить название, структуру
и способы формирования органов местного самоуправления.
Параллельно разрабатывается и новая схема финансирования
муниципальных образований: московские органы госвласти будут
передавать полномочия органам местного самоуправления, однако
размер финансовых потоков будет определяться в рамках городского
бюджета.
Поправки, присланные из мэрии, предлагают непрямые выборы
главы районной управы (из числа советников). Однако сейчас
обсуждение Устава в управах может привести к тому, что новый
глава органа местного самоуправления будет напрямую избираться
населением. Именно последний вариант московскими парторганизациями
правых и "яблочников" рассматривается как наиболее
перспективный. Кстати, если управы поддержат инициативу
партийного актива, то выборы новых глав управ могут пройти
уже в декабре, одновременно с выборами в Мосгордуму. Между
тем по нынешнему плану Лужкова и Мосгордумы районные управы
останутся в нынешнем виде вплоть до выборов 2003 г. Правовую
базу для деятельности органов местного самоуправления подготовят,
возможно, уже к началу следующего года: устав примут в мае,
закон о местном самоуправлении - осенью, а вот закон о финансовых
ресурсах скорее всего будет обсуждать Мосгордума нового
созыва.
|