[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Обсуждение послания президента в передачах телевидения
НТВ, РТР, 8 апреля 2001 года

Телеканал "НТВ", ИТОГИ, 08.04.2001, 19: 00

Ведущий Евгений КИСЕЛЕВ

ВЕДУЩИЙ: В начале этой драматической недели президент РОССИИ Владимир ПУТИН обратился с традиционным ежегодным посланием к федеральному собранию. Подробнее о том, о чем говорилось в этой речи, которую принято считать программой действий исполнительной власти на следующий год, и о чем не говорилось, в материале нашего корреспондента.

Репортаж Алима ЮСУПОВА

КОРР.: Послание президента Федеральному собранию, то есть адресованное обеим палатам парламента, принято считать главным календарным событием года в политической жизни. Более важным и значительным может оказаться в итоге что-то внеочередное, от правительственного кризиса до незапланированных выборов. Но послание обязано стать вехой политического процесса, так оно задумано и так его пытаются написать. В этом смысле его можно сравнить с каким-нибудь ежегодным фестивалем, организаторы которого всякий раз стараются чемто удивить, сделать его отличным от прежних, запоминающимся. Мера ответственности, разумеется, иная, по посланию судят о политическом курсе президента и правительства. С другой стороны, это и не документ прямого действия, обязательный для исполнения в административнозаконодательном смысле, даже для самого автора. В прошлогоднем, первом для Владимира ПУТИНА, послании упор был сделан на приведение в порядок федеральных отношений. Пресловутая доктрина вертикали власти, по сути декларирующая более жесткий контроль центра над регионами, была развернуто представлена именно в том послании; причем сформулирована она была так, что хвалить ее вынуждены были даже губернаторы, впоследствии отчаянно сопротивлявшиеся президентским инициативам. В этом году президент столь же политкорректно указал на то, что это сопротивление было сломлено.

Владимир ПУТИН: Стратегической задачей прошлого года было укрепление государства, государства в лице всех институтов и всех уровней власти. Было очевидно - без решения этой ключевой проблемы нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере.

КОРР.: Другая важная тема прошлогоднего послания - кризис в ЧЕЧНЕ и пути его решения - на сей раз также получила в речи президента оптимистическую оценку; или, точнее сказать, президент констатировал, что пессимистические прогнозы на сей счет не оправдались.

Владимир ПУТИН: Еще совсем недавно звучало: армия находится в состоянии разложения, и в военной сфере нам нечего рассчитывать на сколько-нибудь заметный результат, а в политической сфере мы якобы не можем ожидать ничего позитивного, так как не найдем ни одного чеченца, который поддержал бы усилия федерального центра по борьбе с террористами и наведению конституционного порядка. Сама жизнь показала, что оба эти тезиса являются ложными. Выполнив свои основные задачи, армия из республики уходит.

КОРР.: Пользуясь тем, что речь, звучавшая в Мраморном зале первого корпуса Кремля, транслировалась в прямом эфире всех основных телеканалов, президент предложил почтить память российских военных, исполнявших свой долг в ЧЕЧНЕ, минутой молчания. Тем временем перечисление успехов и достижений в выступлении президента заняло не слишком много места, Владимир ПУТИН предложил говорить о проблемах. Как и следовало ожидать, их оказалось столь много, что на их тезисное перечисление президент без труда потратил почти час. В государственном устройстве РОССИИ плохо почти все: бюрократия и чиновничество парализуют работу большинства государственных органов, законодательная база реформ по-прежнему слаба, правоохранительные органы работают недостаточно эффективно, а судебная система практически не работает совсем.

Владимир ПУТИН: Как результат, наряду с теневой экономикой у нас уже формируется и своего рода теневая инвестиция. И как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые ходы и выходы, и подчас убеждаются, что незаконным путем имеют шанс добиться по сути часто справедливого решения. Это подрывает доверие к государству.

КОРР.: Самой смелой, по мнению наблюдателей, тем временем стала оценка положения в экономике страны. Владимир ПУТИН, в течение прошлого года много говоривший о положительных тенденциях в экономическом развитии, на этот раз призвал дать честную оценку тому, что определяет это развитие.

Владимир ПУТИН: Наша экономическая система по сути дела мало изменилась. Основные деньги делаются где? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье. Полученные дополнительные доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, либо, в лучшем случае, инвестируются в этот же сырьевой сектор.

КОРР.: Собственно, именно экономическая часть нынешнего послания, вероятно, и должна была, по замыслу авторов, стать гвоздем программы. Как единодушно отметили наблюдатели, ничего более либерального они еще не слышали. Президент заявил о необходимости ограничить вмешательство государства в экономику, о дальнейшей налоговой реформе и отмене, например, оборотных налогов, о необходимости упразднения валютного регулирования, которое, по мнению ПУТИНА, только стимулирует отток валюты. Владимир ПУТИН рассказал о планах перевода системы пенсионного обеспечения с распределительной на накопительную, о том, что Трудовой кодекс устарел, а земли сельскохозяйственного назначения должны поступать в оборот по усмотрению региональных властей. Эффект был достигнут. Экономический советник президента Андрей ИЛЛАРИОНОВ, которого в прессе иногда называют "оголтелым либералом", признал послание чрезвычайно смелым, а коммунист Геннадий ЗЮГАНОВ заволновался: призрак ГАЙДАРА бродит по Кремлю. Прочие со значением отметили сложность задач и важность заявлений.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник президента по экономическим вопросам: Это реалистичная, это выверенная, это корректная и в хорошем смысле амбициозная программа действий.

Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер фракции КПРФ: По духу и стилю, я боюсь, как бы это не была вторая гайдаровская революция, хотя в конце говорили: против революции.

Георгий БООС, депутат ГД: На мой взгляд, задачи важные и трудные. Совместить, например, налоговую реформу с увеличением доходов в Пенсионный фонд будет трудно.

Борис ГРЫЗЛОВ, министр внутренних дел: О защите собственности - это очень важный тезис сегодня был озвучен, что мы должны выстроить систему правоохранительных органов таким образом, чтобы собственники не переживали, а нормально работали.

Виктор ЧЕРНОМЫРДИН, депутат ГД: Я участник всех посланий. Если все предыдущие послания обозначали какие-то планы в течение 20 минут, то здесь в течение часа президент осветил самое главное. Не просто осветил, а дал направление.

Без титров: Я думаю, он все высказал сегодня, только если это воплотится в жизнь, то будет все прекрасно.

КОРР.: Из других неожиданностей послания - почти ничего о реформе армии и крайней мало о внешней политике. Последнее, как говорят эксперты, объяснимо. Отношения с США, на которые в последнее время традиционно ориентировалась наша внешняя политика, более чем прохладные. В этой ситуации о них либо хорошо, либо ничего. Владимир ПУТИН лишь ограничился прозрачным намеком: РОССИЯ будет ориентироваться на сотрудничество с Европой. Несмотря на либеральность послания в экономической части, правые политики отметили, что либеральные ценности демократии были освещены в речи чересчур скупо.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер фракции ЯБЛОКО: Хотелось, конечно, услышать более развернутую позицию и по вопросам защиты свободы слова в РОССИИ, других важнейших гражданских институтов. Все это оставляет ощущение ожидания, сможет ли президент в этом году сделать то количество конкретных шагов, которые необходимы для повышения уровня жизни и создания в РОССИИ действительно благоприятной политической обстановки, где граждане могут чувствовать себя спокойными.

Борис НЕМЦОВ, руководитель фракции СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ: Что касается свободы слова, то, по всей видимости, президент, может быть из-за дня, в который он зачитывал послание, решил не говорить об этом, поскольку сегодня собрание должно состояться акционеров НТВ. Я уж не знаю, может быть в этом дело.

КОРР.: Действительно, Владимир ПУТИН как бы не стал тратить время на заявления о своей приверженности идеалам демократии и свободы слова и прав человека, вероятно, имея в виду, что все это само собой подразумевается. Вместо этого он выдвинул свой всеобъемлющий принцип - эффективность.

Владимир ПУТИН: 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе. Теперь всем надо учиться работать эффективно. Я прошу всех, кто состоит на службе у государства, отнестись к этому, как к основной и главной своей задаче.

КОРР.: Кроме того, в заключение Владимир ПУТИН бросил быстрый и цепкий взгляд на современный исторический процесс, после чего объявил, что, по его версии развития, ни революции, ни контрреволюции в ближайшее время быть не должно.

* Телеканал "РТР", ЗЕРКАЛО, 08.04.2001, 18: 00

Ведущий Николай СВАНИДЗЕ

ВЕДУЩИЙ: У нас сегодня две темы. Одна связана с ситуацией на НВТ, у нас в прямом эфире будет руководитель ГАЗПРОМ-МЕДИА Альфред КОХ и ему будут задавать вопросы главные редакторы трех популярных центральных газет. Это будет очень скоро, а пока у нас другая тема, которая по всему должна была бы быть на этой неделе главной - это послание президента ПУТИНА федеральному собранию. Это было во вторник в Кремле, и мы сосредоточимся на той части послания, которой прежде всего уделили внимание наблюдатели, оценив ее как наиболее принципиальную. Речь идет об экономике. Вот по БИ БИ СИ прошел комментарий со ссылкой на агентство РЕЙТЕР, что западные компании, аналитики и рынки удовлетворены речью ПУТИНА, у них создалось впечатление, что президент определенно стоит на пути либерализации российской экономики и продолжении реформ. Есть и критики, которые говорят, что линия имеется, но конкретики недостаточно, хотя через месяц премьер КАСЬЯНОВ должен представить конкретный план действий, это БИ БИ СИ. И советник президента по экономике Андрей ИЛЛАРИОНОВ считает, что послание нельзя оценивать в системе координат либеральная и консервативная, но просто реалистично и корректно. Что же касается проблемы реализации послания, то ИЛЛАРИОНОВ напомнил профессора ПРЕОБРАЖЕНСКОГО: разруха в экономике начинается с разрухи в головах; как только преодолеем разруху в головах, закончится и разруха в экономике.

ВЕДУЩИЙ: Экономическая составляющая, ваша характеристика?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Экономическая составляющая... Вот оценка российской экономики как экономики трубы совпадает с нашим анализом. Да. Этот анализ президента совпадает с нами, и оценка прошедшего года в этом смысле тоже совпадает.

ВЕДУЩИЙ: А позитив?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Позитив... Проблема с позитивом заключается вот в чем. Это же послание уже нового президента, это первое послание. Хотелось бы услышать сроки конкретные. Вот вы слышали, наверное, я говорил о конкретных сроках по судебной реформе. Точно так же хотелось бы услышать конкретные сроки и по всем другим направлениям. Я бы предпочел, чтобы в следующем послании президент сказал: вот это, это и это я обещал и считал необходимым сделать, сделано, а вот эти направления не выполнены, вот люди, которые этого не выполнили.

Борис НЕМЦОВ: Я все-таки считаю, что, знаете, проблема даже не в том, как оценил президент ситуацию, оценил он ее правильно, а проблема в том, с кем он собирается все это делать, вот это ключевая проблема.

ВЕДУЩИЙ: А с кем он ее собирается делать?

Борис НЕМЦОВ: Я не знаю. Честно говоря, я не уверен, что ее можно сделать с той бюрократией, которая в том числе была и в зале представлена, и с той, которая в этот зал не попала.

ВЕДУЩИЙ: Но других писателей-то нет, как известно?

Борис НЕМЦОВ: Других нет, надо искать.

ВЕДУЩИЙ: Насколько вы бы охарактеризовали это послание в экономическом плане определенное?

Александр ЖУКОВ: Ну, само послание, выступление президента, я понимаю, что довольно трудно конкретную вещь сформулировать, но то, что было сформулировано в части бюджета, налогов, валютного законодательства, мне кажется вполне определенной.

ВЕДУЩИЙ: Алексей Леонидович, как бы вы охарактеризовали послание президента?

Алексей КУДРИН: Вы знаете, в послании президента было очень много затронуто тех тем, позиций президента, по которым мы ждали. И для меня вот высказанные позиции, оттенки, которые, я знаю, правились до последнего часа, были очень важны.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорите, что до последнего момента шла правка. Она шла в более решительную или в более умеренную сторону?

Алексей КУДРИН: Были те места, где более решительные были правки и где были более умеренные.

ВЕДУЩИЙ: А как бы вы оценили слова президента о непересмотре результатов приватизации?

Алексей КУДРИН: Мы последний год жили под таким неясным чувством, что это может произойти. Сегодня поставлена точка, подведена черта. Правительство в прошлом месяце, в марте, внесло новый проект закона о приватизации. Я думаю, что мы уже принимаем меры, чтобы приватизация была прозрачной, чтобы использование государственного имущества было прозрачным для всех, и для общества в первую очередь. Поэтому я думаю, это абсолютно взвешенный, сбалансированный подход - не пересматривать все, что было до сих пор, но самим действовать кристально прозрачно в будущем.

ВЕДУЩИЙ: Какими темпами, как вы считаете, будет теперь реализовываться послание президента?

Алексей КУДРИН: Я думаю, очень активными. Поскольку буквально некоторые позиции, которые озвучил президент, я уверен, в ближайшие дни, просто дни, лягут в виде поручений и проектов указов.

Геннадий ЗЮГАНОВ: Гораздо пространнее, чем были ранее послания по духу и стилю. Я боюсь, как бы это не была вторая гайдаровская революция, хотя в конце говорили против революции. По содержанию... Нужна прежде всего стратегия в стране, где довольно сложная обстановка и она находится в тяжелом кризисе.

ВЕДУЩИЙ: Итак, у нас в гостях сегодня заместитель председателя бюджетного комитета ГД, в прошлом министр финансов РОССИИ Михаил ЗАДОРНОВ. Михаил Михайлович, к вам просьба прокомментировать наиболее существенные, на ваш взгляд, моменты вот экономической составляющей послания, но сначала... Вот мы с вами слышали то, что говорили политики после послания, в частности, Геннадий Андреевич ЗЮГАНОВ сказал, что это вторая гайдаровская революция по духу и стилю. Ваше мнение на этот счет?

Михаил ЗАДОРНОВ: Революцией, безусловно, назвать невозможно. Скорее, если говорить об экономике, это такой план действий, будем рассчитывать на год или на два следующих года. Это именно план действий, достаточно подробный. Идеология, безусловно, либеральная: дерегулирование экономики, непересмотр итогов приватизации, снижение налогов, упрощение таможенной системы - все это, безусловно, либеральные шаги. В то же время, если мы будем говорить, скажем, о земле, ситуации с долгом, то здесь достаточно умеренный путь предлагается президентом, но тем не менее основная направленность в экономике, безусловно, либеральная. И с этой точки зрения ЗЮГАНОВ посвоему прав.

ВЕДУЩИЙ: Наиболее интересные, важные, на ваш взгляд, пункты, пассажи вот экономической части послания?

Михаил ЗАДОРНОВ: Я бы выделил 3 момента. Первое - это необходимость либерализации валютного законодательства, то есть снятие тех ограничений на движение капитала, которое, как мы видим, не мешает ежегодно из страны уходить по 25 млрд. долларов. Второй принципиальный момент - это идея разделения бюджета на составляющую как бы постоянную и на что-то типа фонда будущих поколений за счет части сверхдоходов бюджета или, возможно, части нефтяных доходов. Этот пассаж не до конца понятен, поскольку президент говорил о нем в самых общих чертах. Ну и что бы я еще выделил, это то, что об этом говорили также комментаторы после послания президента, пересмотра итогов приватизации не будет, поскольку этот вопрос действительно весь год, он был в центре внимания, и президент точку в этом вопросе не ставил, мы его мнения не знаем.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вот давайте поговорим по этим основным направлениям. Ну, наверное, кроме пересмотра, потому что, ну, не будет и не будет, слава богу, вроде как говорить, наверное, здесь... Или есть о чем?

Михаил ЗАДОРНОВ: Вы знаете, на самом деле есть о чем говорить. Есть простой момент, который, я думаю, волнует весь бизнес, и мелкий, кстати говоря, и самый крупный. Наверняка он волнует и наших так называемых олигархов. Ну, сейчас в государства все хорошо: высокие цены на нефть, высокие цены на металлы, казна пополняется, есть сверхдоходы. А что будет через год или через два, когда цены вновь упадут, как это было в 1998, начале 1999 года? А расходы государству делать надо. Что тогда будет делать президент, правительство? Не будет ли желания у них за долги, а почти все предприятия в этой или иной форме должны бюджету или эту задолженность легко создать, не будет ли желания национализировать вновь, скажем, какие-то крупные нефтяные компании или национализировать те или иные предприятия, задолжавшие бюджету? То есть сама по себе постановка этого вопроса, она на самом деле, я могу вам точно сказать, она приходит на ум очень многим в бюрократии. И вот эта четкая постановка о том, что государство не будет использовать судебные решения или задолженность перед ним с точки зрения ревизии приватизации, мне кажется, что это очень важно для бизнеса, который, поверьте, все-таки до конца некоторую настороженность к президенту не преодолел.

ВЕДУЩИЙ: Но вы считаете, что действительно вот жирная точка ставится, все, больше к этому разговору ни при каких обстоятельствах, во всяком случае при президенте ПУТИНЕ, возвращения не будет?

Михаил ЗАДОРНОВ: Я думаю, что это никогда не будет ревизией результатов приватизации политикой президента и правительства. А это значит, что возможны какие-то решения только в рамке судебных процедур и в индивидуальном порядке. То есть это будут нормальные хозяйственные споры. И это чрезвычайно важно, то есть люди могут строить свои планы на будущее на 5-7 лет вперед, идеологически и экономически важна эта уверенность в завтрашнем дне.

ВЕДУЩИЙ: Вот разделение бюджета, это непосредственно касается в данном случае вас и профессионально, потому что вы заместитель председателя бюджетного комитета, вы будете теперь работать по новым правилам. Вот прокомментируйте, пожалуйста, это предложение президента?

Михаил ЗАДОРНОВ: Ну, по новым правилам мы работать не будем. Мы, по всей видимости, еще бюджет 2002 года, он будет строиться так, как он строится сейчас, то есть это единый бюджет, и в нем, если возникают какие-то дополнительные доходы, парламент рассматривает предложения правительства и соответственно учитывает те или иные направления дополнительных доходов. Идея ПУТИНА - это идея на будущее, по всей видимости.

ВЕДУЩИЙ: Сколь отдаленное будущее?

Михаил ЗАДОРНОВ: Я думаю, что возможно, с бюджета 2003 года или на среднесрочную перспективу она может быть реализована. Я поясню, что многие нефтяные страны, а РОССИЯ нефтеэкспортер, она именно этим отличалась все 70-е годы и сегодня, они от НОРВЕГИИ до ВЕНЕСУЭЛЫ создали так называемые фонды будущего, фонды будущих поколений, куда вот рента, получаемая государством во время периода роста цен на нефть просто складывается, и это такой как бы клапан. Когда возникает падение цен на нефть, из этого загашника деньги идут на текущие расходы или этот фонд используется для крупных инвестиций в инфраструктуру, в образование, то есть это программы ради будущего, потому и называются во многих странах фонды будущих поколений. Вот здесь я вижу желание обсудить и, возможно, в законе прописать создание именно такого фонда. Тогда не возникает борьба, такая ожесточенная борьба, за вот эти вот дополнительные доходы, и они не идут на проедание. То есть они просто не проедаются последние 2 года.

ВЕДУЩИЙ: Усложняется жизнь лоббистов, наверное, да?

Михаил ЗАДОРНОВ: Просто государство выбирает какие-то более четкие приоритеты, и оно может инвестировать. И вторая идея, которая прозвучала, это о том, что вот разделение на текущий бюджет и как бы бюджет будущего, бюджет развития, можно его назвать как угодно, так вот, что текущий бюджет принимается ГД как бы с первого раза, то есть она не имеет права вносить туда поправки.

ВЕДУЩИЙ: То есть либо принимается, либо нет?

Михаил ЗАДОРНОВ: Либо принимается, либо не принимается. По всей видимости, если не принимается, то ставится вопрос о доверии правительству. Но если ГД доверяет правительству, то как бы вопрос решается одним голосованием.

ВЕДУЩИЙ: То есть вся возня исключается?

Михаил ЗАДОРНОВ: Да. Вот эта, конечно, идея очень острая и ее будет не так просто провести. Для того, чтобы ее провести, сама ГД и Совет Федерации должны согласиться с ограничением, на самом деле, конституционного права. То есть каждый депутат, каждый регион и еще целый ряд субъектов законодательной инициативы, они имеют право вносить поправки в закон. То есть по существу в законе должно быть закреплено добровольное ограничение конституционного права. Вот я пока не знаю, ни как чисто законодательно это сделать, и реакция, думаю, будет достаточно сложной и парламента, и регионов на такое предложение. Но, конечно, для правительства, и для бюджетников в ГД это сильно упростило бы жизнь. То есть процедура, которая тянется по 3-4 месяца порой, она решалась бы в течение одного месяца.

ВЕДУЩИЙ: Суть предложений президента по валютному регулированию?

Михаил ЗАДОРНОВ: Суть предложений по валютному регулированию проста. Прозвучало три мысли. Сейчас действует масса запретов. Они абсолютно неэффективны. Ну, это мы видим ежегодно, когда, несмотря на самый жесткий режим, у нас один из самых жестких режимов в мире, по 25 млрд. примерно вот последние годы уходит за границу совершенно спокойно, минуя все эти ограничения. То есть президент делает вывод, к которому уже пришли многие специалисты, о том, что такой режим не работает, капитал всегда, как воздух, найдет себе дорожку и уйдет, несмотря на все эти ограничения.

Вторая мысль. Российские физические лица не должны дискриминироваться по отношению с людьми, которые являются гражданами других, скажем, европейских, стран. Что это означает, как я это понимаю? То, что человек имеет право открыть счет за границей, приобрести недвижимость за границей, приобрести ценные бумаги за границей. При этом он это должен сделать четко, заплатив налоги и доказав, что он налоги заплатил. Поэтому надо создать легальные механизмы, при которых человек это может сделать не прячась, не из-под полы, не будучи под риском уголовного преследования, а легально, но заплатив налоги. И третье, это то, что мы должны двигаться постепенно по либерализации, по снятию ограничений и для юридических лиц. На самом деле для нас это очень важно, потому что ГД сейчас активно работает именно в сфере либерализации валютного законодательства.

ВЕДУЩИЙ: То есть легализуется вывоз капитала и правительство хочет иметь с этого свой законный процент?

Михаил ЗАДОРНОВ: Да. То есть, заплатив налоги, ты имеешь право легально вывезти капитал и, кстати говоря, у нас есть большие ограничения на ввоз капитала, как ни странно, в РОССИЮ. Вот это, я думаю, надо в первую очередь сделать абсолютно свободным. Если хочешь получить кредиты за границей или у тебя хотят приобрести недвижимость или акции иностранные инвесторы, вот это должно быть уже совершенно свободно делаться.

ВЕДУЩИЙ: И, если можно, коротко ответьте на вопрос. Вот НЕМЦОВ сказал, что неясно, с какими людьми все это будет делать президент. На ваш взгляд, кадровая политика президента будет интересной в обозримое время, имеются в виду ключевые экономические посты?

Михаил ЗАДОРНОВ: Я думаю, что все-таки какие-то изменения в экономическом блоке правительства будут, они должны быть. Дело в том, что президент наметил десяток важных шагов. Но мы знаем, что прошлый год с этой точки зрения был достаточно провальным. По существу, кроме налоговых реформ, в экономике делался минимум. И возникает вопрос: насколько можно будет через год, подведя черту, сказать, что вот это, вот это и вот это сделано. Я думаю, что определенные кадровые изменения будут необходимы для того, чтобы выполнить то, что намечено в этом апрельском послании.

НТВ, РТР , 8 апреля 2001 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт НТВ

Сайт РТР

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]