3 апреля Владимир Путин
обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Значительное
внимание Президент уделил экономике. Своими впечатлениями
от услышанного делится депутат Государственной думы Михаил
Задорнов.
В центре выступления президента находились экономические
вопросы, изложению которых было посвящено более половины
Послания. Многие другие проблемы, в частности внешнеполитические,
либо вообще не получили освещения, либо были затронуты минимально.
Возможно, президенту, более года находящемуся у власти,
стоило выступить с более глобальным и стратегическим обращением
к людям.
Но меня, как профессионального экономиста, удовлетворяет,
что практически все актуальные экономические проблемы в
Послании так или иначе упомянуты. Главное: у президента
совершенно четко прозвучала мысль, что экономический рост
фактически прекращается, что этот рост был в значительной
степени конъюнктурным, что угроза стагнации нашей экономики,
которую он определил как «рентную», по-прежнему сохраняется.
Понимание того, что «золотой период» прошел и пора браться
за реформы - это, безусловно, плюс. Понравилось также и
то, что достаточно внятно указано дальнейшее направление
налоговой реформы. Поскольку Дума завершает работу над законом
о валютном регулировании, предполагающем либерализацию ряда
внешнеэкономических операций, приятно было услышать от президента,
что он разделяет подходы бюджетного комитета.
В то же время заявлен широкий перечень инициатив, в реальном
осуществлении которых большой уверенности нет. И с точки
зрения степени готовности ряд позиций Послания вызывает
вопросы. К примеру, было сказано, что необходима административная
реформа. Но то же самое говорилось и год назад. Как тогда
не было понятно, в чем она заключается, так не ясно и сейчас.
Это просто красивый лозунг. Точно так же обстоит дело с
земельной реформой: президент предлагает двигаться постепенно,
шаг за шагом. Но Дума приняла уже полностью 17-ю главу Гражданского
кодекса, которая дает полное право оборота и залога земли
несельскохозяйственного использования. Какие еще шаги в
земельной реформе собирается делать президент?
В Послании было сказано, что внешний долг - это большая
проблема, что брать новые кредиты теперь нужно только на
инвестиционные цели. Все это хорошо. Но не была сформулирована
позиция, как вообще подходить к долговой проблеме - мы совсем
отказываемся от реструктуризации долга или все-таки такой
вариант допускается? Это вопрос, который во многом определит
финансовое планирование на ближайшие 5-7 лет, поэтому все-таки
неопределенность здесь не годится. И абсолютно непонятно
отношение к МВФ. Путин сказал буквально следующее: правительство
будет выполнять все параметры согласованной с МВФ программы
без ее формального подписания. Звучит анекдотично: если
правительство действительно собиралось выполнять все параметры
этой программы, зачем от нее отказались? А если не собирались,
то что же тогда выполнять? В данной ситуации те, кто принимал
решение об отказе подписывать программу с МВФ, просто очень
плохо объяснили президенту мотивы своего решения.
Крен в сторону экономики в Послании не случаен. Мне кажется,
президент говорил только о том, что в той или иной степени
проработано. Видимо, по большей части экономических вопросов
у правительства есть наработки или хотя бы в общем виде
сформулированная позиция. Но самое главное, думаю, Путин
прекрасно понимает, что его популярность и устойчивость
отечественной политической системы в целом базируются на
росте реальных доходов населения в связи с подъемом экономики.
Период роста заканчивается, и если его не стимулировать
через структурные реформы, то доходы упадут и отношение
граждан к власти, в том числе к президенту лично, резко
ухудшится. Отсюда - приоритет экономике.
Не думаю, что вслед за Посланием ожидаются какие-то радикальные
экономические перемены или правительственные перестановки.
Будут ли реально проведены заявленные реформы или дело ограничится
традиционными декларациями - вот, мне кажется, основной
вопрос, который мы себе задаем и который теперь, вслед за
нами, задает вся страна.
|