Вчера на заседании Совета безопасности планировалось рассмотрение
проблем, связанных с восстановлением Чеченской Республики. Недавнее
выступление в Госдуме вице-премьера Виктора Христенко, посвященное
ее финансированию в 2001 году, вызвало вопрос: обеспечен ли контроль
за целевым использованием средств? Депутат, задавший этот вопрос,
зампредседателя комитета Госдумы по обороне Алексей АРБАТОВ, поделился
своими сомнениями в интервью корреспонденту "Известий"
Александру ВАСИЛЬЕВУ.
- Алексей Георгиевич, насколько, на ваш взгляд, актуально сейчас
финансировать восстановление экономики и социальной сферы Чечни?
- Восстановление экономики начинать рано, но необходимо начинать
восстановление социальной сферы: людям надо что-то есть, им надо
оказывать медицинскую помощь, дети должны учиться в школах, а
не бегать с автоматами. Эти три направления надо финансировать
уже сейчас и готовиться к восстановлению того, что там разрушено.
Мой вопрос к Виктору Христенко был связан с тем, что деньги,
выделяемые на восстановление Чечни, уходят не по адресу. Опыт
первой чеченской кампании показал, что огромная сумма, около 6
миллиардов рублей (по курсу того времени - около 1 миллиарда долларов),
просто исчезла. Мой вопрос состоял в том, каково же принципиальное
отличие механизма выделения финансовых средств и контроля за ними
сейчас от того, который был тогда.
Христенко в ответ назвал несколько пунктов, которые достаточно
интересны, надо над ними думать. Но некоторые не очень убедительны.
Например, он сказал, что раньше был единственный центр, который
передавал средства Чечне и контролировал их использование, и вокруг
этого были злоупотребления. А теперь нет такого центра, и каждому
ведомству определены свои задачи. У меня возникает вопрос: а когда
больше возможностей для злоупотреблений - когда много игроков
на поле или когда один? Конечно, когда много. Во всяком случае
хотелось бы иметь четкий анализ, причем не уголовный, а финансово-экономический
- как деньги ушли в "черную дыру" тогда и что исправлено,
чтобы они не ушли сейчас. Вот этого пока мы не имеем.
В перспективе, конечно, придется восстанавливать Чечню, но сейчас
это очень трудно делать, потому что продолжается партизанская
война, каждый день гибнут люди. Восстановление экономики Чечни
и разрушенного жилого фонда - это дело мирного времени. До этого
надо сосредоточиться только на социальных функциях.
- Как вы оцениваете структуру расходов на восстановление Чечни
в 2001 году?
- Там очень много выделено на аппарат и очень мало на те самые
функции, о которых мы говорим. Я считаю, финансирование надо вести
без опоры на чеченские власти, под единым руководством федерального
центра - во всяком случае на территории к югу от Терека. В северной
части республики можно было бы начать формировать органы самоуправления,
милицию. Что касается юга - надо сказать себе прямо: там зона
чрезвычайного положения, там надо управлять как в зоне бедствия.
- Сумма затрат на восстановление Чечни, которую называет правительство,
- около 14 миллиардов рублей. Это мало или много?
- Многовато. Это соизмеримо с финансированием крупных статей
бюджета. В существующих условиях это наводит на печальные подозрения:
что уже сейчас в Чечне и в России сформировались какие-то большие
группы интересов, которые хотят, не дожидаясь даже мира, стабильности,
кинуть огромные деньги якобы на восстановление промышленности,
жилья, инфраструктуры.
- Механизм контроля за этими деньгами существует?
- В этом и заключался мой вопрос к вице-премьеру. Его ответ состоял
из трех пунктов, и нельзя от него так сразу отмахнуться - надо
все очень серьезно рассматривать, с привлечением независимых специалистов,
в том числе из Чечни. Те, кто представляет интересы Чечни, в частности
в Госдуме, говорят, что там существует полный беспредел, что средства,
которые начали уже выделяться, совершенно не доходят до адресатов.
Удивляться этому не приходится, если посмотреть, сколько у нас
там начальников: и Елагин, и Ильясов, и Казанцев, и Кадыров, и
Квашнин, и не ясно, кто кому подчинен. Я бы ввел в Чечне прямое
президентское правление, по крайней мере на территории к югу от
Терека. Должен быть назначен человек, на уровне не ниже вице-премьера,
которому бы подчинялись и военные, и гражданские службы, который
бы отвечал за ситуацию в Чечне, особенно в южной ее части, где
я бы не стал сейчас спешить с созданием органов местного самоуправления.
- Вы верите, что президент это сделает?
- Это не вопрос веры, а вопрос знания - у меня пока нет оснований
думать, что он это сделает. Мы от него таких планов не слышим:
он говорит, что надо создавать там органы местного самоуправления.
|