Заявление питерского губернатора о том, что он, может, выдвинется
на третий срок, прошло на удивление тихо - никто из мало-мальски
значимых политиков не счел необходимым как-либо это комментировать.
Подобная декларация о намерениях, сделанная за три с лишним
года до плановых выборов, скорее всего, не имеет к ним прямого
отношения.
Единственная правдоподобная гипотеза - в том, что своим заявлением
Яковлев старается косвенно опровергнуть очередную волну слухов
о своем то ли принудительном отстранении с губернаторской должности,
то ли добровольном уходе с нее.
Но если действующий губернатор всерьез вознамерился бороться
за третий срок - не возникнут ли перед ним не столько политические,
сколько юридические препятствия? Расхожее мнение - принятые
недавно изменения к федеральному законодательству (так называемая
поправка Георгия Бооса, сделанная им для своего патрона Юрия
Лужкова) позволяют Владимиру Анатольевичу беспрепятственно баллотироваться
в третий раз на нынешнюю должность и в случае успеха - занимать
ее до 2008 года. Действительно, в феврале 2001 года в федеральный
закон об общих принципах организации представительной и исполнительной
властей в субъектах федерации было внесено изменение, согласно
которому занимать губернаторскую должность более двух раз подряд
нельзя, но отсчет двух "лимитированных" сроков начинается лишь
после вступления основного текста этого закона в силу - что
произошло осенью 1999 года. Но все не так просто.
Питерский Устав - уже в той его редакции, которая вступила
в силу с 17 марта - предусматривает более жесткое ограничение:
одно и то же лицо в принципе не может быть губернатором более
двух сроков подряд. Дальше, впрочем, добавлено: "Если иное не
предусмотрено федеральным законом". Весь вопрос в том, что считать
этим "иным".
Сторонники губернатора, без сомнения, скажут, что "иное" -
это то самое, предусмотренное упомянутым федеральным законом.
Оно сразу же превращает первый срок Яковлева (1996-2000 годы)
в "нулевой", а первым становится тот срок, который он отбывает
сегодня. Следовательно, в 2004 году Владимир Анатольевич вполне
может участвовать в "битве за Смольный".
Но есть и другая точка зрения. Если внимательно прочесть питерский
Устав - куда более логичным покажется такое утверждение: "иным",
о котором идет речь, могло быть только установленное в федеральном
законе прямое разрешение занимать губернаторскую должность,
например - три срока подряд. Или столь же прямой запрет регионам
вводить своими законами или уставами какие-либо ограничения
на занятие должности главы исполнительной власти. Но ничего
похожего в законе нет, и не предвидится.
Что же касается правил отсчета губернаторских сроков и рассуждений
о том, какой срок считать первым, какой - вторым, а какие вообще
не считать, следует учесть простое обстоятельство. Питерский
Устав, где было введено жесткое "время жизни" губернатора, вступил
в силу в феврале 1998 года - на полтора года раньше, чем федеральный
закон "Об общих принципах:". Тогда Владимир Яковлев отбывал
первый срок, и никто в этом не сомневался - как никто, включая
самого губернатора, не сомневался и в том, что срок, начинающийся
с 2000 года, будет для него последним. Более того: во время
избирательной кампании, весной 2000 года, избиратели, делая
свой выбор в пользу действующего губернатора, руководствовались
той же самой предпосылкой - они твердо знали, что выбирают Яковлева
на последний срок, и сам Яковлев этого не отрицал, а лишь говорил,
что хочет закончить начатые в период первого срока дела. Знали
об этом и соперники Яковлева - как реальные, так и потенциальные.
Последовавшее же весной 2001 года фактическое изменение правил
игры "задним числом" - когда вдруг "выясняется", что в 1999
году Яковлев, оказывается, отбывал вовсе не первый срок, а "нулевой"
- по сути означает нарушение избирательных прав граждан.
Что из всего этого следует? Неизбежные в 2004 году судебные
процессы, где конкуренты будут оспаривать право Владимира Анатольевича
участвовать в выборах губернатора. Вполне вероятно, что еще
до этого и поправка Г.Бооса к федеральному закону "Об общих
принципах:" станет предметом рассмотрения в суде - исходя из
приведенных соображений. Для хороших юристов доказать, что смягчение
установленных законом ограничений на число сроков занятия высших
должностей "задним числом" есть нарушение конституционных принципов
выборности и сменяемости власти - не слишком сложная задача.
А в том, что желающие оспорить эту норму отыщутся - можно не
сомневаться.