В пятницу руководитель Сибирского округа Госатомнадзора России Валерий Денисов заявил "Известиям", что в 2002 году его ведомство может ввести запрет на ввоз в Сибирь отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Такое решение будет принято, если в результате проверки, которая сейчас проводится на Железногорском горно-химическом комбинате (Красноярский край), будет выяснено, что в числе доставленных на комбинат из Болгарии в конце ноября 40 тонн ОЯТ были ввезены такие его компоненты, доставка которых в Россию категорически запрещена. По утверждению Госатомнадзора, болгарские ядерные отходы ввезли на хранение, а не для переработки и последующего вывоза из России, как это декларируется. "Известия" уже писали о выявленных Госатомнадзором России нарушениях при вывозе отработанного ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок.
Первоначально по условиям контракта между АО "Техснабэкспорт", которое экспортирует товары и услуги предприятий Минатома, и болгарским АЭС "Козлодуй" предполагалось, что в Железногорск доставят такие компоненты активной зоны отечественных реакторов ВВЭР-1000, установленных на болгарской АЭС, которые не являются отработанным ядерным топливом, а попадают под определение "радиоактивные отходы", ввоз которых в нашу страну запрещен. Госатомнадзор России приказал отделить эти компоненты от отработанного топлива еще в Болгарии. Было это сделано или нет, как раз и должна показать проверка, завершение которой планируется в январе.
Однако у экологов, протестовавших против реализации этого контракта, возникают и другие вопросы. Например, соглашение предусматривает, что после переработки на Железногорском комбинате остеклованные высокоактивные отходы, представляющие опасность для человека, должны быть возвращены болгарской стороне. Однако в самом документе прописано, что условия этого возврата "будут определены Поставщиком и Заказчиком в отдельных контрактах", которые должны быть заключены не позднее чем за 10 лет до их возврата.
- Получается, что высокоактивные отходы будут навечно захоронены в России, - заявил "Известиям" координатор энергетического департамента "Гринпис России" Владимир Чупров. - Но при утилизации ОЯТ появляются еще низкоактивные и среднеактивные отходы, о дальнейшей судьбе которых в контракте и речи нет. Между прочим, после переработки тонны ядерного топлива получается 2000 тонн жидких отходов.
По мнению "Гринпис", ввоз ОЯТ из Болгарии незаконен, так как контракт на их поставку и переработку не прошел экологической экспертизы. Госатомнадзор разрешил разовый ввоз этого ОЯТ при условии последующего проведения государственной экологической экспертизы. Когда и кем она будет выполнена, пока неизвестно.
Кроме того, у Железногорского горно-химического комбината нет ни лицензии на переработку отработанного топлива из реакторов ВВЭР-1000, ни соответствующих мощностей. Предназначенный для этого завод ТР-2 еще только строится, и на это не хватает денег.
- Однозначно, это будет только хранение, - заявил "Известиям" Валерий Денисов. - Нам с вами не дожить до того времени, когда в Сибири появятся условия для переработки такого типа топлива.
По словам Денисова, даже на челябинском заводе "Маяк", специализирующемся на утилизации ОЯТ, пока не могут переработать это ядерное топливо
|