В четверг собкору "Известий" в Красноярске Сергею Комарицыну местные экологические организации передали письмо начальника Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора) Юрия Вишневского вице-премьеру российского правительства Илье Клебанову. Документ датирован 22 октября нынешнего года. Госатомнадзор выражает серьезное беспокойство из-за крайне неудовлетворительного состояния дел с обеспечением безопасности при вывозе отработанного ядерного топлива (ОЯТ) реакторов атомных подводных лодок. По мнению Вишневского, эти нарушения поставили регионы, по территории которых транспортируются ядерные отходы, на грань экологической катастрофы.
Юрий Вишневский перечисляет нарушения, выявленные во время только одной транспортировки опасного груза из воинской части № 95404 (по данным "Известий", это одна из баз Северного флота, на которой находятся отслужившие свое атомные подводные лодки) на Челябинское ПО "Маяк", занимающееся его переработкой. В/ч провела загрузку тепловыделяющих сборок, у которых отсутствовала нижняя часть, что могло привести к аварийной ситуации с тяжелыми последствиями. В вагонах для перевозки ОЯТ и в сварных соединениях транспортных упаковочных комплектов неоднократно находили трещины. Вишневский отмечает "фактически полное отсутствие эффективного надзора со стороны Минобороны за ядерной и радиационной безопасностью". По его мнению, игнорирование требований ядерной и радиационной безопасности может привести к катастрофическим последствиям. Госатомнадзор отстранен от контроля за радиационной безопасностью военных объектов, осуществление надзора поручено Министерству обороны.
В Госатомнадзоре не подтвердили и не опровергли факт существования письма.
- Никто не будет комментировать внутреннюю или межведомственную переписку, - заявила "Известиям" руководитель пресс-службы ведомства Ольга Желнова. - Комментарии, касающиеся ядерной безопасности, требуют времени и тщательности.
В Министерстве по атомной энергии России создано специальное управление экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов. Начальник управления Виктор Ахунов подтвердил "Известиям" факт существования подобных нарушений. Впервые - после смены весной этого года руководства Минатома.
- Контроль за погрузкой ОЯТ осуществляет инспекция ядерной и радиационной безопасности Минобороны. Мы вовлечены в процесс перевозок. Действительно, имели место повреждения специальных вагонов, но связаны они с недостатками при их изготовлении. В прошлом году на деньги Норвегии в Твери были построены 4 таких вагона, всего же в России сейчас их 9. И при их эксплуатации стали разрушаться реборды колес. Мы выявили причину и устранили ее. Возможны и трещины в контейнерах. Из-за интенсивного использования наступает усталость металла - контейнеры изготовлены в конце 80-х.
В инспекции ядерной и радиационной безопасности Минобороны комментировать ситуацию отказались.
Письмо Вишневского Клебанову оказалось и у координатора энергетического департамента "Гринпис России" Владимира Чупрова. По его мнению, распространение письма именно сейчас связано со сменой чиновничьих команд, занимающихся, в частности, ввозом ОЯТ в Россию.
- С нашей точки зрения, Россия не может принять 20 тысяч тонн зарубежного ОЯТ вдобавок к своим 20 тысячам тонн отходов от АЭС. К тому же сегодня ждут разделки 100 подводных лодок, на каждой из которых от 20 до 80 тонн ОЯТ. Это секретные данные, и кто пытается их выяснить, того судят. А обещанной Минатомом выгоды от ввоза иностранного ОЯТ не получается - это показал недавний пример с болгарскими отходами. Россия приняла 40 тонн ОЯТ из Болгарии и потеряла на этом более 10 миллионов долларов.
|