Берусь утверждать, что пик выплат по внешним долговым обязательствам, который, по широко распространенному убеждению, придется на 2003 год, на самом деле фактически уже пройден Россией в 2001 году.
Схема моих расчетов проста. Обязательства по внешнему долгу, приходящиеся на 2001 год, в сумме 14 млрд долл. будут погашены из федерального бюджета полностью. Помимо этого, Банк России уже заплатил Международному валютному фонду 2,8 млрд долл. за кредит, полученный в 1998 году, срок возврата которого истекал в 2003 году. То есть выплаты составили около 17 млрд долл. уже в этом году.
К значительным обязательствам государства относятся также выплаты по еврооблигациям и так называемым вэбовкам (облигации Минфин-4), срок погашения которых истекает в 2003 году. Именно они наряду с достаточно крупными обязательствами перед Парижским клубом кредиторов и создавали пик платежей 2003 года.
Правительство проводит выкуп своих долговых ценных бумаг — на какую общую сумму, оно, понятное дело, не сообщает. Но, например, эксперты инвестиционного банка J.P.Morgan считают, что Россия к декабрю уже выкупила 70% вэбовок и 20% евробондов со сроком погашения в 2003 году. Таким образом, Россия фактически погасила в нынешнем году не 17, а не менее 19-20 млрд долл. долговых обязательств. Но и это не все. Состоялась сделка с Чехией, не входящей в Парижский клуб кредиторов. По соглашению сумма российского долга в размере 3,6 млрд долл. сокращена примерно на 46%. Частичная проплата оставшихся обязательств на сумму около 1,5 млрд долларов будет также произведена до конца года за счет федерального бюджета. Детали этой операции до конца не ясны, Дума сделала парламентский запрос, но тексты соглашений так и не получила. Если приплюсовать к моим расчетам сумму выплат Чехии, то общий объем погашений существенно превысит 20 млрд долл. Само по себе это неплохо, поскольку 2001-й был для нас благополучным, и не факт, что два последующих года окажутся столь же благоприятными для России.
Вернемся теперь к ситуации 2003 года с его максимальным объемом предполагавшихся платежей около 19 млрд долл. Согласно вышеприведенным данным, России предстоит возвращать фактически не 19 млрд долл., а существенно меньше по сравнению с выплаченными в этом году более 20 млрд долл. При этом если мы будем рассчитывать хотя бы на небольшой экономический рост в 2002-2003 годы и некоторое реальное укрепление рубля, то за счет роста валового внутреннего продукта доля этих расходов в общем объеме ВВП и в расходах бюджета будет значительно ниже, чем сегодня. Все это позволяет сделать очень простой вывод: пик внешних долговых выплат нами уже пройден.
Фактор преодоления пика долговых выплат следует учитывать прежде всего инвесторам, которые вкладывают свои средства в российские предприятия и ценные бумаги. Острота проблемы, существовавшая два-три года назад, существенно уменьшилась. Тем более что наш ВВП растет последние три года примерно на 50 млрд долл. в год как за счет увеличения самого объема валового внутреннего продукта, так и за счет реального укрепления обменного курса рубля. В текущем году он составит порядка 305-310 млрд долл., а в будущем, согласно оценкам правительства, подрастет до 350-360 млрд долл. Соответственно будет сокращаться и доля платежей по внешнему долгу.
Но проблема еще и в другом: мы выплачиваем долги, фактически ограничивая инвестиции в развитие экономической и социальной инфраструктуры страны. Хотя в последние два года они растут в реальном выражении, но доля непроцентных, то есть не связанных с долгом, расходов бюджета в ВВП сохраняется в 1998-2001 годах примерно на одном уровне. Здесь я расхожусь во взглядах с целым рядом экономистов, в том числе и с правительственными, считающими, что нам нельзя увеличивать непроцентные бюджетные расходы.
Для стимулирования экономического роста и внутреннего спроса роль государства сегодня нулевая — ни положительная, ни отрицательная. В то время как многие страны, вроде США или Германии, столкнувшись с экономическими трудностями, пытаются с помощью бюджетных расходов оживить экономический рост. Поэтому, конечно, внешний долг остается крупнейшей экономической и политической проблемой страны, ограничивающей ее развитие, особенно с учетом того, что этот долг является несправедливым. Мы прекрасно знаем, как он формировался в последние годы существования СССР и в первые годы российского государства, и очень печально, что правительство и президент пока не смогли добиться реструктуризации долга Парижскому клубу.
Автор — заместитель председателя комитета
по бюджету и налогам Государственной думы
|