[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис ВИШНЕВСКИЙ,
политолог, эксперт Государственной Думы, член ЦС объединения "ЯБЛОКО"
Совет Федерации или совет представителей?
«Санкт-Петербургские ведомости», 8.12.01

Нет сомнений в том, что, затевая реформу верхней палаты российского парламента – Совета Федерации – ее авторы хотели, как лучше. Вышло же так, как сказал живой классик нашего времени, работающий ныне послом России на Украине и недавно произведенный в казачьи генералы...

Двухпалатная система законодательной власти была сконструирована в 1993 году, когда отцы-основатели нынешней Конституции, упоенные победой над "старым" парламентом, искали возможность создания эффективных механизмов блокировки работы деятельности "нового". Что, в свою очередь, позволило бы исполнительной власти без помех решать все нужные вопросы указами и постановлениями. Не требуется особо доказывать, что в основе идеологии "гайдаро-чубайсовских" реформ лежал именно такой подход - максимальное отстранение представительной власти от влияния на экономические процессы. В противном случае проводить экономические преобразования, против которых настроено большинство населения (а значит, и большинство в парламенте), было бы невозможно.

Конечно, простейшим способом решения задачи было - обойтись без парламента вовсе. Но цивилизованная Европа и тем паче Америка такого "особого пути" могли бы не понять. Тогда было решено пойти другим путем: сделать парламент двухпалатным. После чего, с одной стороны - урезать полномочия нижней палаты, избираемой непосредственно гражданами, а с другой стороны - приставить к этому "законодательному двигателю" некий "законодательный тормоз" в виде верхней палаты, состоящей из региональных начальников, и имеющей при этом право блокировать практически любой закон, принимаемый нижней палатой.

Правда, на переходные два года (1994-1995) Совет Федерации был сделан выборным органом - его члены избирались прямыми выборами населения, на американский манер, по два "сенатора" от "штата", сиречь субъекта Федерации. Но уже с декабря 1995 года все встало на свои места. Попытка "Яблока" ввести и дальнейшую выборность "сенаторов" была уверенно отвергнута "Дем.выбором России", ПРЕС, ЛДПР и другими фракциями, поддерживающими Ельцина, и в федеральном законе "О порядке формирования Совета Федерации" оказалась жестко закреплена конструкция, согласно которой губернаторы и спикеры соответствующих законодательных собраний присутствуют в верхней палате по должности. В условиях, когда в большинстве регионов спикеры являлись кем-то вроде вице-губернаторов по парламентской части, это означало полный контроль исполнительной власти над властью законодательной.

Конечно, такой принцип формирования Совета Федерации автоматически предусматривал, что верхняя палата не сможет работать на профессиональной основе – поскольку губернаторы и спикеры не могут постоянно находиться в Москве, они неизбежно будут функционировать исключительно "вахтовым методом", время от времени наезжая в столицу. Что же, это вполне устраивало сторонников "сильной исполнительной власти": ведь непрофессиональный парламент куда меньше сует свой нос, куда не надо, не может грамотно оценивать законопроекты и находится при этом в полной зависимости от собственного аппарата...

Указанная система успешно заработала - в последующие годы случаев принятия каких-либо неприятных для президента и правительства законов практически не было. Переход к выборности губернаторов на деле мало что изменил: административный контроль за главами регионов просто сменился экономическим. Ведь, как известно, из 89 российских регионов лишь десяток являются донорами, обеспечивая себя сами. Все прочие прочно сидят "на игле трансфертов", иными словами - на коротком поводке у "Центра".

Со временем, однако, выяснилось, что федеральная власть успешно угодила в яму, которую рыла для других. Став де-юре политиками федерального уровня, да еще имея статус неприкосновенности, региональные лидеры вошли во вкус и начали повышать уровень претензий. Создавать федеральные партии и движения, проталкивать "своих" депутатов в Думу, активно участвовать в интригах Кремля и Белого дома, в упор не видеть на своей территории действующие федеральные законы, лоббировать нужные законы и блокировать ненужные, выступать с откровенно сепаратистскими заявлениями, угрожать отказом перечисления средств в федеральную казну, "прикармливать" и подминать под себя федеральные структуры в регионах, в том числе силовые... Все это не могло не закончиться попытками региональных лидеров не только получить нужную для себя Думу, но и нужного для себя президента - что мы все не так давно наблюдали.

В свете сказанного не стоит удивляться, что одним из первых шагов Владимира Путина стало предложение о реформе Совета Федерации. Но пойти на действительно радикальное изменение – с выборностью "сенаторов" населением - президент так и не смог, а может быть – и не захотел. В итоге им было внесено легко принятое Думой (всегда недолюбливавшей "губернаторский" Совет Федерации) предложение о том, чтобы губернаторы и спикеры покинули "сенат", а вместо них пришли назначенные представители, которые должны были работать уже на постоянной основе. При этом одного "сенатора" должен был назначать губернатор, второго – законодательный орган региона.

Еще когда в Думе обсуждалась такая схема, скептики (в том числе, автор статьи) говорили, что она может оказаться ничем не лучше прежней. И даже хуже. Прежде Совет Федерации состоял из реально влиятельных в обществе людей (при всех отмеченных недостатках), и потому имел серьезный политический "вес". Теперь же верхняя палата превращалась из Совета Федерации в "совет представителей", куда каждый губернатор мог направить хоть своего младшего письмоводителя. Как тут не вспомнить небезызвестного императора Гая Калигулу, который однажды ввел в римский сенат своего коня и объявил его сенатором... При таком принципе формирования российский "сенат" обещал стать странным органом, состоящим из непонятных людей, и явно несравнимым по влиянию с прежним Советом Федерации.

Действительность, впрочем, превзошла все ожидания: сплошь и рядом в Совет Федерации (особенно – в качестве назначенцев губернаторов), начали попадать весьма специфические персонажи. Большей частью – не имеющие ни малейшего отношения к регионам, которые они представляют, и, как правило, давно и прочно являющиеся постоянными жителями Москвы. Бывшие министры и отставные губернаторы, оставшиеся не у дел политики и чиновники, олигархи регионального масштаба и руководители естественных монополий стройными рядами занимают кресла в Совете Федерации, не всегда умея показать на карте "субъект", интересы которого им доверено представлять. Последнее – вовсе не анекдот: по свидетельству очевидцев, у дамы, которую утверждали в качестве "сенатора" от Хакассии, возникли большие трудности с ответом на соответствующий географический вопрос...

Не будем голословны и взглянем на нынешний список российских "сенаторов". Что же мы увидим?

Для начала, мы увидим в качестве "сенаторов" небольшую, но сплоченную группу экс-губернаторов.

Некоторые из них – Иван Скляров из Нижнего Новгорода, Александр Назаров с Чукотки, Николай Кондратенко из Краснодарского края, Валерий Сударенков из Калужской области - представляют свой бывший регион. Проиграв выборы, или отказавшись в них участвовать, они, по всей видимости, заранее выговорили себе последующее "сенаторство". Но есть и другие: так, Таймыр представляет экс-губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий, а Владимирскую область - экс-губернатор Ленинградской области Вадим Густов.

Вторая, "чиновничья" группа "сенаторов" делегирована из правительственных или президентских структур.

Так, Псков представляет бывший руководитель кремлевского "Росинформцентра" Михаил Маргелов. Саратов – бывший министр Рамазан Абдулатипов. Республику Марий Эл – бывший начальник Департамента страхового надзора Минфина Илья Ломакин-Румянцев (как утверждают московские СМИ, уволенный Алексеем Кудриным "за лояльное отношение к страховым фирмам"), и бывший полпред правительства в Государственной Думе Александр Торшин. Коми-Пермяцкий автономный округ – бывший начальник управления информации российского правительства эпохи Сергея Кириенко (и один из ближайших к нынешнему приволжскому полпреду людей) Леонид Сухотерин. Нижний Новгород – бывший заместитель министра финансов Евгений Бушмин. Ивановскую область – бывший зампред Совета Министров СССР (!) Владимир Гусев. Корякский автономный округ - бывший министр природных ресурсов Виктор Орлов. Магаданскую область - бывший начальник Главного управления по воспитательной работе Минобороны Владимир Кулаков. Кабардино-Балкарию – бывший председатель Счетной Палаты Хачим Кармоков. Костромскую область – бывший заместитель министра экономики Иван Стариков. Республику Коми - бывший начальник Северо-Западного управления ФСБ Юрий Волков. Тюменскую область – бывший министр топлива и энергетики Александр Гаврин, Ярославскую – бывший руководитель Рособоронпрома Виктор Глухих. Ульяновскую область - бывший главный инспектор аппарата полпреда президента в Приволжье Валерий Сычев. Приморский край – бывший первый заместитель начальника Генштаба Валерий Манилов.

Третья группа "сенаторов" не менее живописна.

Для начала, она представлена делегатами от РАО ЕЭС – Анатолию Чубайсу удалась неплохая "заброска" своих людей в Совет Федерации. Теперь в верхней палате заседают Валентин Завадников – бывший заместитель Чубайса представляет Саратовскую областную Думу, а также бывший заместитель генерального директора "Иркутскэнерго" Валентин Межевич, представляющий областное Законодательное Собрание. К этой группе соратников главного энергетика страны по праву можно добавить и "сенатора" от Ленинградской области Сергея Васильева – бывшего заместителя начальника аппарата правительства России и одного из ближайших друзей Чубайса. Злые языки поговаривают, что у перечисленных регионов были большие проблемы с оплатой долгов за электроэнергию – вот и устроили "бартер"... Ну, а затем идет большая и дружная группа олигархов всех мастей.

Так, Ивановскую область представляет председатель правления приватизированных предприятий Москвы и области Оганес Оганян. Хакассию – заместитель гендиректора ОАО "ГАЗ", а до того – один из "алюминиевых королей" республики Аркадий Саркисян. Челябинск представляет бывший председатель совета директоров Челябинского металлургического завода Александр Аристов. Таймыр - бывший начальник управления федеральных программ ОАО "Норильская горная компания" Леонид Биндар. Курган – бывший председатель совета директоров ООО "Уралгипротяжмаш" Андрей Вихарев. Амурскую область – бывший первый заместитель гендиректора Первоуральского новотрубного завода Александр Карпов. Еврейскую автономную область – генеральный директор московского ЗАО "Энергомашкомплекс" Игорь Глуховский. Брянскую область – бывший начальник отдела департамента по работе с регионами РАО "Газпром" Леонид Лушкин. Пензенскую область представляет бывший председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков. Воронеж - бывший президент "Альфа-ЭКО" Глеб Фетисов. Чувашскую республику - президент ООО "Ямалстрой" Вячеслав Боровик. Курск - гендиректор московского АО "Геомаш" Геннадий Широконосов. Мурманск - заместитель директора холдинга "Менатеп" Андрей Гурьев. Мордовию – недавний вице-президент компании "ЮКОС" и президент Российского еврейского конгресса Леонид Невзлин. Дальше остается только ждать, что какой-нибудь губернатор предложит место "сенатора" Борису Березовскому. Бесплатный "пиар на весь мир" ему после этого будет уж точно обеспечен...

Четвертую группу "сенаторов" составляют публичные (в том числе, отставные) политики: бывший мэр Ижевска Анатолий Салтыков представляет Удмуртию, бывший госсекретарь России Геннадий Бурбулис – Новгород, бывший мэр Черкесска Станислав Дерев – Карачаево-Черкессию, бывший мэр Набережных Челнов Рафкат Алтынбаев – Татарстан, бывший депутат Московской городской Думы Юрий Шарандин – Эвенкию.

И пятую – едва ли не самую небольшую – группу "сенаторов" составляют представители своих регионов, действительно знающие их проблемы. Увы, этих исключений до обидного мало. Так, Петербург представляет бывший заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Миронов, Москву – бывший депутат Московской городской Думы Владимир Плотников, Читу – бывший председатель областной Думы Виталий Вишняков, а Красноярский край – так и вовсе бывший первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко. Ну, этот-то точно проблемы своего края знает не из книг.

...Посмотрев на то, во что превращается "представительский" Совет Федерации, все большее и большее число российских политиков начинает говорить, что проблему надо решать кардинально. Иными словами – переходить к избранию "сенаторов" населением регионов, даже если для этого придется внести поправку в Конституцию. Если уж об этом почти одинаковыми словами говорят такие "антиподы", как председатель Госдумы Геннадий Селезнев и лидер "Яблока" Григорий Явлинский – значит, вопрос действительно назрел. И чем больше откладывается его решение – тем больше вероятность того, что верхняя палата российского парламента, наделенная важнейшими конституционными функциями, и должная отстаивать интересы российских регионов, защищая принципы федерализма, превратится в публично неуважаемый орган, решения которого также не будут уважать.

Вряд ли надо доказывать, насколько опасно такое развитие событий.

«Санкт-Петербургские ведомости», 8.12.01

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Автора: Борис Вишневский

Призыв продолжается: Совет Федерации возглавит человек из Петербурга -
Полит.Ру, 29 ноября 2001


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]