Как и ожидал "Полит.Ру", "ЛУКойл" во второй раз – теперь в апелляционной инстанции московского арбитражного суда – выиграл дело против телеканала ТВ-6. Суд подтвердил, что телеканал ТВ-6 (формально – компания МНВК) должен быть ликвидирован. Теперь, хотя у ответчиков остается право на кассацию, судебное решение может быть приведено в исполнение. Всем давно ясно, что дело ТВ-6 – чисто политическое. Это значит, что если не изменится ситуация в Кремле, телеканал Березовского будет закрыт в течение полугода. Подконтрольная Березовскому пресса, в том числе телеканал ТВ-6, реагируют аккуратно и не устраивают скандала. Они рассчитывают, что еще не все потеряно.
Кассация последует неминуемо. Об этом "Полит.Ру" заявил адвокат ТВ-6 Андрей Рахмилович. Решение апелляционной инстанции он назвал "явным злоупотреблением правом": фонд "ЛУКойл-гарант" (формальный истец), говорит Рахмилович, публично подтверждает, что не имеет реального интереса закрывать ТВ-6, но пользуется своим правом его закрыть. Напомним, в деле против ТВ-6 использована норма закона, разрешающая ликвидировать компанию на основании факта двухлетнего отрицательного баланса активов и пассивов, не покрываемого уставным капиталом. Эту норму ведущие адвокаты страны считают абсурдной.. Андрей Рахмилович указывает, что в последние полгода телеканал увеличил прибыль и рейтинг. Меж тем ликвидация ТВ-6 не может принести "ЛУКойлу" материальной выгоды. По крайней мере, "ЛУКойл" не может это доказать.
Юридические аргументы важны и в политических конфликтах. По мнению Алисы Туровой, адвоката бюро "Падва и партнеры", если ТВ-6 сможет по итогам года показать положительный баланс, то провал кассации будет означать уже "прямое злоупотребление властью" со стороны суда. На подачу кассационной жалобы закон отводит до 30 дней, и, как подтвердил "Полит.Ру" Андрей Рахмилович, он рассчитывает, что по итогам года в деле откроются новые обстоятельства. Есть основания полагать, что адвокаты ТВ-6 будут оспаривать законность отзыва лицензии у ТВ-6, если Минпечати предпримет такой шаг в ближайшее время. Когда Кремль отнимал у Гусинского НТВ, у него был мощный довод: Гусинский не мог вернуть долги. Зацепки, обнаруженные "ЛУКойлом", и так не могут служить обоснованием для уничтожения чужой частной собственности, а при наличии новых удовлетворительных для телекомпании формальных цифр и вовсе станут фиговым листком. Диктатура закона в чистом виде.
Сам механизм диктатуры закона, когда в нем возникала необходимость, до сих пор не давал сбоев, и шансы выжить у телеканала Бориса Березовского близки к нулю. Но видно, что владельцы ТВ-6 рассчитывают на новые политические обстоятельства. Один крупный федеральный политик предположил в разговоре с "Полит.Ру", что кремлевской группе Александра Волошина ликвидация ТВ-6 вовсе невыгодна. Действительно, именно ТВ-6 сегодня вольно или невольно играет на стороне волошинской группы в ее борьбе с чекистским крылом Кремля, и именно теперь эта борьба, по всем признакам, входит в решающую фазу. (Телеканал "Московия", подконтрольный Межпромбанку Сергея Пугачева, даже анонсировал в понедельник отставку Волошина.) При этом ТВ-6, в отличие от канала РТР, также открывшего пиар-кампанию против так называемой группы Сечина, не ведомственное учреждение, где нетрудно сменить власть. Стоит вспомнить, что Глеб Павловский, единственный деятель, публично комментирующий аппаратную схватку, недавно выступил с тезисом, что Березовский достоин амнистии.
В том, что расчет команды ТВ-6 верен, есть определенные сомнения. Вся логика политической реальности последних двух лет подсказывает, что агрессивные шаги, инициированные Владимиром Путиным, должны доводиться до конца. Внезапная победа ТВ-6 над "ЛУКойлом" стала бы важным свидетельством изменений, может быть, более существенным, чем успехи в законотворчестве, во внешней политике и в общей риторике последнего полугода.
[27.11.2001 04:13]
Бизнес Геростратов. Ликвидация ТВ-6 как зеркало русского экономического порядка
скромный бизнес Алекперова
Подошедшая к апогею история с ликвидацией ТВ-6 в социологическом измерении выглядит темой неинтересной и мало волнующей население. И даже несмотря на тот факт, что телешоу "За стеклом" стало крупнейшим общенациональным переживанием нынешней осени в области масс-культуры. Это безразличие с удовлетворением отмечается противниками ТВ-6, Киселева, Гусинского и Березовского как еще один признак того, что механизмы "демократической мобилизации", активно эксплуатируемые партией медиа-олигархии первой волны, больше не работают. Масс-медиа радикально поменяли свой статус в общественном мнении, небогато буржуазном по своей внутренней природе на сегодняшний момент. "Чума на оба ваши дома, а "За стеклом" нам все равно покажут, не эти - так другие, потому что - это рейтинги и деньги".
Политическая подоплека событий также всем очевидна и привычна: Кремль хочет лишить Березовского ТВ-6 и рычагов влияния. Для этого младший акционер - "ЛУКойл" (с 15% акций) - инициирует крах компании. Не все, кстати, помнят, что это уже второй аналогичный медиа-скандал с участием Алекперова. Предыдущий был связан со старой редакцией газеты "Известия": ранее не вмешивавшийся в деятельность газеты, "ЛУКойл" после публикации "Известий" о личных миллиардах Черномырдина инициировал разгром и смену редакции. Иными словами, "ЛУКойл", не имеющий собственных стратегических интересов в медиа-бизнесе, но зато имеющий вполне внятные интересы в нефтяной сфере, держит довольно значительные медиа-активы, которые в нужный момент "сдает" власти по сходной цене. Цена эта вполне понятна: основная стратегия "ЛУКойла" сегодня - экспансия в сопредельные российской территории рынки, а таковая стратегия нуждается в мощной и постоянной поддержке на правительственном уровне. Тоже то есть люди придумали себе своеобразный медиа-бизнес. Оно, может, и без размаха Гусинского, но - с пониманием основ и внятным механизмом утилизации.
пятно
В отличие от истории с отниманием "Медиа-Моста" у Гусинского, когда свежий после выборов Кремль еще питался идейным пафосом предыдущей эпохи и пытался вполне серьезно противопоставить объявленной НТВ "демократической мобилизации на защиту прессы" своеобразный бизнес-легитимизм ("должен деньги - отдай!"), в отличие от той истории теперь все выглядит совсем дежурно и беспафосно. Слова о "споре хозяйствующих субъектов" произносятся той скороговоркой, какой обычно и говорится очевидная, но необходимая ложь, а некогда произнесенное Путиным "диктатура закона" стало общеизвестной языковой шуткой, отсылающей к образу особо наглой властной демагогии, а также к смысловой трансформации легитимистского клише в духе русского ерничества: не "сила закона", а "закон силы". Вошедшее таким образом в язык, это выражение скорее всего навечно останется одним из тех родимых пятен, которые закрепятся в российской исторической памяти за словом "Путин".
Все это выглядит буднично и тривиально, и именно будничность и тривиальность свидетельствуют о том, что речь идет не об эксцессе, а об укладе. Укладе, формировавшемся еще в 90-х и основанном на том фундаментальном и общем представлении элиты, что институты государства и права суть лишь механизмы перераспределения собственности, которая вся в основе своей незаконна, а потому и не может быть защищена никаким правом. Собственность - все, право - ничто.
экономика дряни
Однако в истории ТВ-6 и "ЛУКойла" есть одно исключительно примечательное и важное обстоятельство. Итак, "ЛУКойл" является младшим акционером компании и в течение нескольких лет наблюдает у нее отрицательный баланс. После смены команды дела канала резко идут вверх: в считанные месяцы с периферии телебизнеса он переходит в центр, получая статус одного из общефедеральных, бурно развивающихся, рейтинги которого растут как на дрожжах. Все это, собственно, видно воочию: вам может нравиться или не нравиться мелкобуржуазный стиль НТВ, отчасти воспроизведенный на ТВ-6, но факт в том, что на сегодня именно ТВ-6 - едва ли не единственный канал, имеющий внятную стилевую и редакционную стратегию, причем - очевидно успешную. Факт этот особенно впечатляет на фоне эволюции канала N4 (бывшего НТВ), который после прихода на него "нормальных менеджеров" все более сливается с общим невнятным стилем российского огосударствленного телевидения и о рейтингах стремится не упоминать.
И вот в этот самый момент "ЛУКойл", мирно спавший в совете директоров ТВ-6 до того, начинает процедуру судебного уничтожения собственного бизнеса. То есть просто-напросто мы наблюдаем очевидно успешную телекомпанию, которую ее миноритарные акционеры пытаются закрыть как неуспешную. Вот такой удивительный "спор двух хозяйствующих субъектов". Совершенно абсурдная с точки зрения нормального рынка ситуация объясняется очень легко. Дело в том, что дивиденды, получаемые компанией от своего успешного телебизнеса, ничтожны по сравнению с дивидендами, получаемыми на бизнесе государственных преференций и покровительств. В результате в этой экономической системе хорошая (конкурентная) вещь оказывается совершенно нерентабельной и невыгодной, а плохая - наоборот. Ибо плохая вещь создается априори как часть системы неконкурентного рынка со всеми его сочинскими прокурорами, кремлевскими коридорами и пиар-менеджерами, а затраты на качество, напротив, автоматически попадают в разряд избыточных, дополнительных издержек.
Наиболее впечатляющим в истории с закрытием ТВ-6 является отнюдь даже не традиционная кремлевская интрига, прикрытая фиговыми листочками судов и арбитражей. Но именно совершенное равнодушие общества (от Путина и Алекперова до последнего зрителя "За стеклом") к хорошей, или - скажем осторожнее - успешной вещи и совершенная привычка к экономической системе, которая не может обеспечить ее, этой хорошей вещи, конкурентное преимущество. И разворачивающаяся история с закрытием ТВ-6 есть какое-то впечатляюще позорное событие с точки зрения именно экономической и деловой морали. Вот так взяли и объявили успешную вещь неуспешной, через суд, а потом откроют какую-нибудь дрянь - канал-не канал, а так - сегмент рекламного рынка.
P.S. Еще о презрении к хорошим вещам и об эффективном менеджменте
Вот, кстати, история с меньшим общественным звучанием, но с той же этикой внутри. В издательстве "Российская энциклопедия" уже почти двадцать лет идет работа над словарем "Русские писатели", представляющем собой полный свод биографических и библиографических сведений обо всех русских писателях XIX-XX веков. Изданы четыре тома, по 100 печатных листов убористого текста каждый; предпоследний - пятый - тоже готов. Действительно и без преувеличения - есть, может быть, одна-две страны на свете, которые имеют хоть что-нибудь подобное. Именно так - ничего более значительного и масштабного российская филологическая наука последних лет тридцати (а то и больше) не производила!
Но тут в издательстве начинаются времена нового менеджмента. Новый директор объявляет о роспуске технического и библиографического персонала, выводит за штат редакцию Словаря, а параллельно объявляет и о закрытии финансирования всех прочих отраслевых энциклопедий. И все-то не от самодурства какого, а ввиду государственной задачи: издательство получило от государства заказ на создание "Большой российской энциклопедии". Великой России - Великую Энциклопедию. Канешна.
Любому, кто мало-мальски знаком со стилем успешного российского менеджмента, смысл проекта совершенно очевиден. Что такое издание Большой российской энциклопедии при роспуске всех отраслевых? Это вот что. Садятся (на бюджетном финансировании) несколько бойких перьев и переправляют Большую советскую, не умеряя прыти; затем - естественно, с золотым тиснением - соответствующие моменту и национальному величию корешки. И дальше - по 60 баксов за том (итого - 3 штуки), чтоб все политики, банкиры и прочие официальные любители России оформили свои офисные кабинеты этим национальным добром. Считайте прибыль того АО, которому будут переданы права на тираж и распространение.
Дешево сделать и бодро впендюрить - вот это эффективность! Вот это рынок! А потом ехать в Англию от всего этого дерьма. Сладкое слово - менеджмент.
[27.11.2001]
Кирилл Рогов, rogov@polit.ru
|