При голосовании в первом чтении закон набрал 350 голосов, так что с прохождением проблем не предвидится. Главный камень преткновения – поправка, которая требовала, чтобы удостоверяющий центр (компания-регистратор) имел капитал, равный тысячекратной величине максимального размера сделки, - устранен. По словам заместителя председателя комитета по информационной политике Александра Шубина, задержка с принятием закона была вызвана, главным образом, его технологической сложностью. При подготовке ко второму чтению пришлось проводить 2 юридические экспертизы. С одной стороны, это объясняется тем, что узаконить предстоит достаточно сложный технологический процесс. С другой – это первый и, по мнению депутатов, самый важный закон из пакета, сопровождающего правительственную программу "Электронная Россия".
И все же многие участники рынка по-прежнему считают, что принимать нужно не закон об электронной подписи, а закон об электронном документе. Сегодняшний законопроект, по их мнению, не решает главную проблему - приравнивания электронного документа к бумажному.
По мнению эксперта Международной Торговой палаты Александра Евтюшкина, в нынешнем виде закон об электронной цифровой подписи лучше бы вообще не принимать. Если сейчас еще можно работать на основе действующих положений ГК, которые оговаривают использование аналогов собственноручной подписи, то с принятием закона появится множество ограничений (например, ограничения на пользование ключом, ограничение на размер сделки, который может им удостоверяться). "В результате при совершении импортных сделок мы фактически оказываемся не в состоянии пользоваться мировым стандартом, - считает эксперт. - Мы опять строим железную дорогу с собственной шириной колеи".
В выигрыше окажутся только ФАПСИ и связанные с ней коммерческие структуры, которые получат шанс монополизировать весьма перспективный рынок благодаря предусмотренным законом обязательному лицензированию и получению государственных сертификатов на средства ЭЦП и деятельность регистрационных центров.
|