[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Нарушители конвенции
"Известия", 22 октября 2001 г.

Решением небезызвестной судьи городского суда Татьяны Гунько, принятому по жалобе прокурора Ивана Сыдорука, признана незаконной вторая глава закона "Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге". Та самая, где говорится о праве депутатов формулировать еще на этапе подготовки городского бюджета предложения по расходованию средств, которые затем в обязательном порядке включаются в проект бюджета, вносимый Смольным на рассмотрение представительного органа.

Аналогичный протест прокурор еще в марте направлял в ЗС - но он был отклонен. И, как представляется, по достаточно весомым основаниям: сколь бы сомнительной с политической точки зрения не выглядела "коллективная поправка" - с юридической точки зрения придраться к ней трудно.
Да, обязанность администрации включать в проект бюджета депутатские предложения (в сумме составляющие 2% всех расходов городской казны) может показаться нарушением Бюджетного Кодекса (согласно ему, разработка бюджета - компетенция исполнительной власти). Именно на этом и строит свою позицию прокурор, именно этой логикой, скорее всего, и руководствовался суд. Но заметим: этот порядок введен законом Санкт-Петербурга, который губернатор, будучи в здравом уме и ясной памяти, подписал. Следовательно, имеет место конвенция - добровольное соглашение между "ветвями власти". Теперь эта конвенция нарушена - и нетрудно понять, с чьей стороны. Особенно, если учесть намеки на то, что стоит депутатам согласиться на проведение своих выборов в апреле-2002, как все претензии будут сняты...

То, что "коллективная поправка" рождает немало подозрительных бюджетных статей - медицинский факт. И в проекте бюджета города на 2002 год легко обнаружить соответствующие примеры. Достаточно указать, что по предложениям трех депутатов - Игоря Михайлова, Александра Морозова и Игоря Риммера направляется соответственно 2 млн. рублей, 3.5 млн. рублей и 800 тысяч рублей общественным организациям, которые имеют прямое отношение к этим депутатам и очень похожи на оплачиваемые из бюджета группы их поддержки в будущей избирательной кампании. Естественно, формально деньги направляются на проведение мероприятий по поддержке социально незащищенных граждан, на лекарственное обеспечение, на проведение праздничных мероприятий для ветеранов войны и труда и прочие благотворительные цели. Вот только разница между благотворительным и избирательным фондом в этом случае становится весьма малозаметной.
Тем не менее, бороться с "коллективной поправкой" путем судебного запрета - бесперспективная идея. И вот почему.

Если Смольный все-таки будет готов соблюдать конвенцию - достаточно записать в законе, что администрация не "включает" в проект бюджета предложения депутатов, а "может учитывать" их. Да мало ли что учитывается при разработке бюджета?

Если же Смольный не захочет включать депутатские предложения в добровольном порядке - будет включать в принудительном. По следующей простой процедуре: Собрание ждет внесения разработанного администрацией проекта бюджета, принимает его в первом чтении, а затем, при втором чтении, от имени всех имеющихся депутатов вносится поправка - которая при этом действительно является коллективной. И смысл ее прост: все расходные статьи, предложенные администрацией, секвестируются на 2%, в результате чего высвобождается сумма, в точности равная нынешнему лимиту "коллективной поправки". Далее эта сумма "расписывается" согласно предложениям, которые подали депутаты. Естественно, подобная поправка принимается на-ура, и придраться к ней даже теоретически невозможно.
При этом, если питерская исполнительная власть будет упрямиться - ничто не мешает законодательной власти юридически безукоризненным способом увеличить процент "секвестра". Для начала, до 5%. Затем до 10%. И так далее - пока губернатор не поймет, что худой мир между ветвями власти куда лучше доброй ссоры.

Спору нет: можно и нужно бороться со всеми злоупотреблениями, которые рождает "коллективная поправка". Но единственный путь решения этой проблемы - гласность и "прозрачность". Каждое депутатское предложение по расходованию денег налогоплательщиков должно становиться известным его избирателям. "А ну-ка, парень, - вправе спросить после этого избиратель депутата, - расскажи, на что ты хочешь потратить мои деньги? Если на то, что нужно мне - так и быть. А если на издание рекламирующей тебя газеты или подкормку тобой же и возглавляемой общественной организации - не видать тебе нового срока, как своих ушей...".

"Известия", 22 октября 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Известия"

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]