Из многосерийного интервью, которое дал "Делу" Владимир Яковлев, можно узнать немало интересного о временах его первого губернаторского срока.
Оказывается, эксперимент с внедрением политиков в городское правительство - когда первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов был "яблочник" Игорь Артемьев - закончился неудачей, поскольку Артемьев "смалодушничал и сбежал из правительства".
Оказывается, работая на своей должности Артемьев был всего лишь простым исполнителем воли губернатора и "самостоятельности великой не проявлял". Разве что настоял на создании бездефицитного бюджета.
Оказывается, именно Владимир Яковлев уже на следующий день после дефолта в августе 1998 года заявил, что Петербург будет выполнять обязательства по всем своим долгам, и это был "был светлый день для тех инвесторов, кто с нами контактировал".
Оказывается, во время выборов в Законодательное Собрание осенью 1998 года губернаторские СМИ вовсе не били его бывших союзников-"яблочников". Оказывается, на этих выборах "Яблоко" вело "политику полного отрицания всего положительного, что происходит в городе". Оказывается, известный "губернаторский список" появился "неформально" и губернатор к нему не имеет никакого отношения - его тогда даже в городе не было…
Конечно, губернатор имеет право на свою трактовку указанных событий. И на озвучивание ее в СМИ - тоже. Но в таком случае такое же право имеют и те, кто оценивает эти же события несколько иначе. И, в отличие от Владимира Яковлева - опираясь исключительно на факты.
Сперва - о работе Игоря Артемьева в Комитете финансов, где он якобы делал лишь то, что ему предписывалось. Работая все это время вместе с ним, могу уверенно утверждать: по вопросам финансовой, налоговой и бюджетной политики города никаких существенных идей от губернатора не поступало - все новое, что было сделано в 1996-1998 годах, было сделано по инициативе Артемьева и его коллег по Комитету. Единственное исключение - создание городского казначейства, на котором настаивал именно Яковлев. Правда, понимал он его своеобразно: как перевод всех бюджетных счетов городской администрации в какой-нибудь один, им лично выбранный банк. И он его выбрал - подписав печально знаменитое распоряжение об "экспериментальном" переводе счетов в Балтонэксимбанк. Тогда Артемьеву стоило немалых усилий урегулировать ситуацию…
Теперь - о дефолте 1998 года. Придется поправить Владимира Анатольевича: заявление о том, что Петербург будет выполнять все свои обязательства, сделал не он, а Игорь Артемьев. И не на следующий день после дефолта, а в тот же самый день - 17 августа. Что и было озвучено всеми городскими СМИ.
Далее - о выборах в Законодательное Собрание. Еще живы те, кто помнит, как подконтрольное городской администрации питерское радио и телевидение на протяжении двух недель перед вторым туром выборов (куда вышло 23 кандидата от "Яблока") устроили буквально вакханалию "антияблочной" пропаганды. Начиная от "роликов" Юрия Шутова (которого, напомню, поддерживал губернатор) и заканчивая небезызвестным фильмом "Заговор". Кроме этого - заказные статьи в городских газетах, тумбы с портретами кандидатов из "губернаторского списка" на каждом углу, непрерывная реклама этих же кандидатов (подавляющее число которых противостояло "яблочникам") в СМИ, выступления самого губернатора в их поддержку по всем городским телеканалам - после чего даже горизбирком был вынужден вынести ему предупреждение… Удобнее, конечно, сегодня об этом не помнить - и заодно обвинять "Яблоко" в том, чего не было. Во время тех выборов "Яблоко" не "отрицало", а, напротив, всячески пропагандировало все то полезное для горожан, что было сделано городской администрацией - ведь немалая часть этих "добрых дел" была на счету Артемьева.
И, наконец, о "малодушии" Артемьева и его команды, "сбежавшей" из администрации вместе с ним. Малодушный, наверное, ушел бы со своего поста после дефолта - когда казалось, что катастрофы не избежать. Малодушный, наверное, стерпел, когда губернатор предает своих союзников и делает все, чтобы отнять у них победу на выборах. Малодушный, наверное, предпочел бы пост второго человека в городе - уходу в оппозицию и систематической травле в "прогубернаторских" СМИ.
Для того, чтобы уйти, нужно было мужество.
Для того, чтобы это признать, требовалась только честность.
Но ее у губернатора, похоже, не хватило.
Борис Вишневский, зам. председателя петербургского отделения "Яблока", в 1996-1999 годах - советник первого вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Ю.Артемьева
|