Мое далекое детство прошло в гигантской "коммуналке" вблизи Исаакиевской площади - где, точно как в известной песне Владимира Высоцкого, была "на тридцать восемь комнаток всего одна уборная". Хорошо помню длиннейший коридор, кухню, постоянно напоминающую муравейник, пятиметровые потолки и несчитанное количество соседей с непростыми характерами.
В конце 60-х годов мы, наконец, переехали в отдельную квартиру в Купчино - родителям удалось вступить в ЖСК. Но память о годах, проведенных в "коммуналке", осталась на всю жизнь...
В ближайшие дни должна решиться судьба важнейшего городского законопроекта, касающегося сотен тысяч горожан, проживающих в питерских "коммуналках". Недавно Законодательное Собрание приняло закон "О мерах, предпринимаемых Санкт-Петербургом в целях расселения коммунальных квартир", и теперь он ждет подписи губернатора.
Наличие множества "коммуналок" - печальная особенность нашего города, чей исторический центр буквально переполнен своего рода "Вороньими слободками". Сухая статистика такова: в Петербурге около 150 тысяч коммунальных квартир - около одной десятой от общего числа квартир в городе. В этих квартирах живет примерно 300 тысяч семей, около 600 тысяч человек - почти 15% питерского населения. Более половины этих горожан - очередники, имеющие право на улучшение своих жилищных условий, но традиционно не имеющие такой возможности. Ведь город вот уже двенадцать лет, как практически не предоставляет очередникам жилье.
Между тем, большинство домов, где есть "коммуналки", расположены в четырех-пяти районах города - Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском, Невском. И построены, как минимум, 60-70 лет назад. А то - и полтораста лет назад, и нетрудно понять, в каком состоянии они находятся. Десятки, если не сотни зданий давно уже признаны аварийными и нуждаются в срочной реконструкции - но денег на это в городском бюджете в последнее десятилетие практически не выделяется. Как правило, у обитателей питерских "коммуналок" одна надежда - на богатого дядю, который захочет купить их квартиру (а то и весь дом) либо под офис, либо под будущую перепланировку в европейском стиле. Но Петербург - не Флорида, не Монако и не Арабские эмираты: число богачей, способных расселять "коммуналки", значительно меньше числа самих "коммуналок". И, по данным риэлтеров, с каждым годом расселенных "коммуналок" становится все меньше и меньше...
В случае, если упомянутый закон вступит в силу, перед многими обитателями "коммуналок" может появиться свет в конце тоннеля. Речь идет о тех, кто успел приватизировать свою комнату, но не может ее продать, чтобы вырваться из "коммунального лабиринта".
Автор закона - депутат Алексей Белоусов (его избирательный округ расположен на Петроградской стороне - в одном из центров сосредоточения "коммуналок") придумал интересную схему. Если собственниками приватизированных комнат в "коммуналках" создан ЖСК, и если рыночная стоимость комнаты, которая принадлежит члену такого ЖСК, составляет не менее 50% стоимости кооперативной квартиры, которую он строит - город сам купит жилье у такого владельца, за счет бюджета. Правда, есть еще одно условие: на первом или последнем этаже будущего дома ЖСК должны быть предусмотрены магазины, социально-бытовые или культурные учреждения или организации.
Для того, чтобы покупать у собственников комнаты в "коммуналках", в городской бюджет, согласно закону, будет ежегодно закладываться 1% от общей суммы городских доходов. Для примера, в 2001 году эта сумма составила бы около 500 миллионов рублей.
Комнаты, которые городские власти купят у прежних владельцев, будут использоваться для улучшения жилищных условий "очередников", для расселения коммунальных квартир через Горжилобмен и в других аналогичных целях. В результате "гордиев узел" городских коммуналок начнет постепенно развязываться - конечно, не быстро, но все-таки начнет.
Еще одна особенность закона - в нем предусматривается, что 0.1% годового бюджета города будет тратиться на предоставления займов ЖСК, и еще 0.1% бюджета - на заключение городом договоров поручительства по обязательствам ЖСК. Это даст достаточно серьезную экономическую поддержку жилищным кооперативам - и не только тем, которые образованы владельцами комнат в "коммуналках", а любым.
Наконец, согласно "закону Белоусова", на городскую администрацию возлагается обязанность ежегодно вместе с проектом городского бюджета вносить специальную программу расселения "коммуналок", которая будет утверждаться как одно из приложений к бюджету.
Как поступит с этим законом губернатор - пока сказать трудно. Не исключено, что он предложит какие-то согласительные процедуры или поправки, поскольку известно: первоначальная версия законопроекта была встречена в Смольном весьма и весьма прохладно. По традиционной причине необходимости бюджетных трат. Но сейчас, после прохождения всех стадий обсуждения, есть основания полагать, что губернатор, Комитет по строительству и Комитет по жилищной политике настроены более мирно. И даже если будет внесены поправки - скорее всего, они не изменят концепцию закона. Кроме того, заметим: программа расселения "коммуналок", о которой упоминается в законе, уже разрабатывается в городской администрации - ее готовит Комитет по жилищной политике. Это значит, что у обитателей "коммуналок" есть шансы на то, что со следующего года процесс их освобождения из жилищной кабалы пойдет более активно, чем раньше. И спасение утопающих в "коммунальном болоте" будет не только личным делом самих утопающих, но и делом городских властей. А значит - свет в конце тоннеля может скоро забрезжить...
|