Правительство и Госдума разошлись в оценках реализации соглашений о разделе продукции (СРП) за последний год. Кабинет министров представил свой отчет депутатам по работе в этом направлении, а думская Комиссия по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции признала эту работу неудовлетворительной. В чем причина столь суровой оценки депутатов - об этом "ОГ" рассказал председатель Комиссии, заместитель руководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко.
Признав работу правительства в области СРП неудовлетворительной, наша комиссия тем самым приняла серьезное политическое решение. Причем приняла единогласно представителями всех политических фракций Думы при одном воздержавшемся. Такой результат голосования, надо полагать, стал весьма неприятным сюрпризом для правительства, поскольку нынешняя Дума практически всегда его поддерживает.
Но наше решение не является случайным, и шли мы к нему довольно долго. Еще в 96-м году Дума приняла базовый закон по Соглашению о разделе продукции. После чего от правительства требовалось в течение трех месяцев принять пакет из двадцати постановлений и нормативных актов, которые конкретизируют отдельные положения этого закона. Прошло пять лет. Дума приняла за это время шесть законов, утвердила список из двадцати восьми месторождений, которым разрешено ввести режим СРП. Правительство же практически вообще ничего не сделало. Даже ту малость, которую обязано было по закону выполнить: принять пакет из нормативных актов. В результате переговоры по этим двадцати восьми месторождениям практически не ведутся, а полномочия по СРП передаются из одного министерства в другое. Итог: на сегодня мы имеем только три заключенных соглашения: Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское месторождение. Причем все три были заключены еще до вступления в силу федерального закона 96-го года. По сути дела пять лет вычеркнуты из развития отрасли. Между тем, по нашим данным, которые основываются на расчетах независимых экспертов (в частности, Американской торговой палаты), если бы законодательство заработало в полную силу, страна могла бы ежегодно привлекать до десяти миллиардов долларов инвестиций. Даже по самым скромным подсчетам Россия за это время недополучила от пяти до восьми миллиардов долларов доходов в федеральный бюджет.
Конечно, нынешний кабинет министров несет ответственность лишь в той мере, в которой он является преемником предыдущих. Но и это правительство "отличилось". Вскоре после своего избрания президентом Путин дал указание подготовить предложения по активизации работ по СРП. 31 августа прошлого года состоялось памятное заседание правительства, на котором был возрожден план-график работ по СРП. В нем были записаны законы и постановления, которые надо внести, установлены сроки, ответственные... План-график на сегодня полностью сломан. Вместо этого за год было сделано следующее: от Министерства энергетики проблематику СРП передали в Минэкономразвития. А у Грефа, как известно, и так работы хватает, поэтому данный вопрос был для него явно не приоритетным. И вместо двухзвенной системы работы с СРП правительство сделало ее трехзвенной. То есть теперь инвестор должен разговаривать по разделу продукции с правительством, с соответствующим министерством да еще и с двумя уполномоченными компаниями, статус которых до сих пор не определен - это "Роснефть" и "Зарубежнефть".
Я возглавил думскую Комиссию по разделу продукции в прошлом году и мы начали соответствующую работу: провели парламентские слушания, подготовили рекомендации, в которых написали все то, что надо делать. Мы участвовали во всех совещаниях, которые проводило правительство, давали свои предложения во все инстанции, говорили о том, что дальнейшее затягивание недопустимо... Однако правительство все наши шаги проигнорировало. Возникает вопрос, почему? Когда известный политик в дореволюционной Думе воскликнул по поводу какого-то очередного действия кабинета: "Господа, глупость это или измена?" - вопрос повис в воздухе. В данном случае я на него отвечаю первой частью. С моей точки зрения, основные проблемы, тормозящие реализацию СРП, - это бюрократизм, неэффективная кадровая политика, отсутствие воли при решении совершенно конкретных вопросов. Кстати, когда мы приняли свое решение на Комиссии, правительство сразу стало более активно работать.
Полагаю, нам ни в коем случае нельзя сейчас отказываться от СРП. Потому что наши экономическая, политическая и финансовая системы пока еще нестабильны и не привлекательны для крупных инвесторов, вкладывающихся в разработку нефтяных месторождений. Может быть, лет через тридцать - сорок мы создадим такую налоговую систему, которая включит в себя лучшие элементы СРП, но будет абсолютно общей для всех участников рынка. Сегодня же у нас крупнейшие компании работают, как известно, в очень специальном режиме: даже налоги они платят после эксклюзивных встреч в администрации президента. Значит, мы пока еще не готовы к универсальной схеме. Следовательно, надо развивать СРП. И наша Комиссия не собирается закрывать глаза на то, что по этому вопросу в действиях правительства - полный провал. Мы будем отстаивать свою позицию, вносить в Думу соответствующее постановление, то есть станем "давить" на правительство, чтобы оно начало действовать в этом направлении.
|