[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Век воли народа...
"Новая газета" 15.10.01.

Конституционная норма о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, в ближайшее время может стать фикцией. В части права на свободные выборы она давно уже вызывает именно такие ассоциации - теперь же настала очередь права на референдум...

Недавно Совет Государственной Думы разослал два законопроекта, касающихся изменений федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Дружный авторский коллектив, состоящий из Бориса Мартынова и Олега Уткина ("Единство"), Николая Овчинникова и Олега Коргунова ("Народный депутат"), Владимира Коптева-Дворникова (СПС), Валерия Крюкова (ОВР), Михаила Бугеры и Андрея Климова ("Российские регионы") и Игоря Игошина (Агропромышленная группа), придумал простой и изящный механизм, избавляющий российскую власть от несанкционированных проявлений воли народа.

Для начала, подписи граждан, поддерживающих инициативу о проведении референдума, предлагается отныне собирать не как попало и где попало, а лишь "в порядке и местах, которые определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации". Установит комиссия, что подписи можно собирать, скажем, только с двух до трех часов ночи и только на городском кладбище - и флаг вам в руки, инициаторы: не собрали подписи - никто не виноват.

Но это еще "цветочки", поскольку собирать подписи, скорее всего, просто не понадобится: формулировка вопроса, который инициаторы хотят вынести на всенародный референдум, предварительно должна быть утверждена Госдумой и Советом Федерации. И если хоть одна из палат парламента считает, что у народа не надо ничего спрашивать - так тому и быть. Привет Конституции.

Трудно не заметить следующего совпадения: мысль о крайней актуальности внесения изменений в закон о референдуме родилась у авторов (почти все они представляют проправительственные фракции Думы) 22 июня 2001 года. Аккурат через десять дней после того, как "Яблоко" на своем питерском пленуме приняло решение о том, что будет инициировать референдум о запрете на ввоз и хранение в России ядерных отходов.
Конечно, это совпадение может быть чисто случайным и не имеющим никакого отношения к позиции Кремля, где любую критику ввоза ядерных отходов в страну, и тем паче - попытки провести референдум на эту тему, расценивают как выступление лично против президента. Но в такую случайность плохо верится. Ведь ответ, который может дать народ на вопрос о перспективах превращения России в ядерную помойку, в общем-то, известен, и подсказывается здоровым инстинктом самосохранения. А лучший способ предотвратить нежелательный ответ - это заведомо не дать возможности задать нежелательный вопрос.

Между тем, подобные "законодательные инициативы" - это грубейшее нарушение как буквы, так и духа российской Конституции. Так полагают и экологи из "Гринписа", где уже "забили в набат", узнав о внесенных законопроектах, и юристы - в частности, зампред думского комитета по государственному строительству Сергей Попов. Ведь референдум может проводиться, в том числе, и для того (и даже - большей частью для того), чтобы народ своей волей заставил власть принять решение, которое она не хочет принимать добровольно. Будь все иначе - никакого референдума бы не потребовалось. В этом - смысл процедуры всенародного голосования. Если же обязательным условием ее проведения будет предварительное разрешение властей (почти наверняка отрицательно настроенных по существу вопроса) - трудно назвать это иначе, как издевательством. Или, выражаясь юридическим языком - созданием труднопреодолимых препятствий для граждан на пути реализации их конституционных прав.
Удастся ли данная инициатива? С одной стороны, пульт для голосования у фракций, которые представляют авторы законопроектов, находится в Кремле, и в сумме у них достаточно голосов. С другой стороны, речь идет о конституционном законе и для его принятия нужно две трети думских и три четверти "сенаторских" голосов - что уже не так просто. Да и обжалование в Конституционном Суде в случае принятия закона почти неминуемо.
Кстати, во время летнего обсуждения в парламенте "ядерных" законов высказывалось предложение разрешить захоронение ОЯТ исключительно на территориях избирательных округов тех депутатов, которые за эти законы проголосуют.

Депутатам, в общем-то, поделом. Вот только их избирателей жалко.

{"Новая газета" 15 октября 2001 г.}

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Борис Вишневский Избирательные законы нуждаются в дезинфекции Если выборы не станут честными, то политика останется "грязным делом" "Независимая газета", 5 октября 2001 г

Раздел "Ввоз ядерных отходов в Россию" .

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]