Корреспондент: Газпром прощается с медиа-бизнесом. Публично заявить об этом руководителя концерна заставил Альфред Кох. Громкий уход с должности главы "Газпром-медиа" стал самым веским и, судя по всему, последним аргументом Коха в затянувшемся на полгода споре о будущем холдинга. Именно усилиями Коха газовый монополист получил контроль над средствами массовой информации, которые принадлежали "Медиа-Мосту", и Кох вправе рассчитывать на какую-то благодарность от "Газпрома". Но вместо этого оказывается лишним, когда речь заходит о дальнейшей судьбе вверенного ему предприятия. Его не зовут на правление, на котором обсуждается вопрос о "Газпром-Медиа", с ним не согласовывают решения, которые собираются там принимать. Потому что, как с уважением сообщает ему в письме начальник департамента по информационной политике "Газпрома" Александр Дыбаль, не смогли дозвониться в приемную, так как рабочий день уже закончился. Дыбаль всего месяц назад приехал из Петербурга, где возглавлял радио "Балтика", и теперь он, а не Кох, докладывает правлению концерна о финансировании дочерних медиа-компаний. Рано утром в пятницу глава "Газпрома" Алексей Миллер отправляется в Останкино v узнать, что думают о нынешнем положении НТВ журналисты. И уже в машине узнает об отставке Коха, уязвленного тем, что его начальники напрямую общаются с его подчиненными.
Альфред Кох: Меня банально выжили. Мне формально никто не говорил о том, что я не нужен, но фактически все решения принимались без меня, через мою голову руководство "Газпрома" взаимодействовало непосредственно с руководством дочерних компаний. Мои аргументы не были услышаны никогда, и я почувствовал просто свою ненужность.
Корреспондент: Назвав себя жертвой аппаратных интриг, Альфред Кох обещает подробности после обеда. Но после скоропостижной встречи в Кремле отменяет назначенную пресс-конференцию и прерывает общение с журналистами до понедельника. Как это похоже на Коха v говорят наблюдатели. Своим поступком он добился того, чтобы с ним снова считались, хлопнул дверью так, что она от удара приоткрылась. По законам восточного рынка нужно только сделать вид, что уходишь, после этого торговля пойдет по твоим правилам.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы": Отставка г-на Коха v это шантаж "Газпрома" и шантаж Кремля, прежде всего. Видимо, когда г-н Кох помогал разрушить и захватить НТВ, помогал разрушить и захватить "Итоги" и газету "Сегодня", была некая договоренность с предыдущим руководством "Газпрома" о том, что потом эти медиа-активы перейдут в руки г-на Коха и афиллированных с ним лиц в виде г-на Йордана, возможно г-на Фридмана, возможно г-на Пугачева. А поскольку сейчас, видимо, Миллер принял другое решение, то г-н Кох решил отшантажировать Кремль с тем, чтобы вернуть позицию, вернуться на прежнюю позицию для того, чтобы эти медиа-активы перешли в руки этой группы. И совершенно очевидно, что ему частично это удалось, потому что была отменена его пресс-конференция, он был приглашен в Кремль для выяснения позиций.
Корреспондент: Альфред Кох и генеральный директор НТВ Борис Йордан не скрывают своего желания выкупить медийные акции у "Газпрома". В пятницу вечером, выступая по своему телевизионному каналу, Йордан отчетливо дал понять, что у него есть план передачи контрольного пакета акций не одному собственнику, а консорциуму.
Борис Йордан: НТВ настаивает на уходе из-под "Газпрома" из-за того, что "Газпром" - это газовая компания, для них телекомпания НТВ это не профильный актив. А нам нужны профильные акционеры.
Корреспондент: Еще месяц назад Борис Йордан говорил, что подготовил предложение об условиях продажи компаний, входящих в "Газпром-медиа". Он не был категоричен, отстаивая свой план, говорил, что не уйдет в отставку, если акции будут распродаваться как-то иначе. В консорциум, по версии Йордана, могли бы войти менеджеры, т.е. он сам и Кох, а также близкая к ним фирма "Спутник". Среди возможных акционеров называется также "Межпромбанк" Сергея Пугачева, несколько месяцев назад ставший фактическим владельцем канала "Московия". Йордан говорит также об американских и европейских инвесторах. Не исключено, что ими могут оказаться фирмы российского происхождения и только зарегистрированные в оффшорных зонах. На память сразу приходит дочерняя компания "Газпром-Медиа" Leadville Investment Ltd и Mustcom, известный по скандалу вокруг приватизации "Связьинвеста". Йордан не скрывал, что телекомпанией НТВ интересуется группа "Альфа" Фридмана и Авена. О превеликом удовольствии вступить в партнерские отношения с "Альфой" по вытаскиванию бывших медиа-структур Гусинского говорил и Кох. Более того, в мае НТВ получило от "Альфабанка" кредит в размере 12 млн. рублей сроком на полтора года. А кредит, как известно, нередко погашают акциями. Но, видимо, группа "Альфа" может быть исключена из процесса. Во всяком случае на это указывает беспокойства Бориса Немцова, давшего самое экстравагантное объяснение причин отставки Коха. Лидер "Союза правых сил", тесно связанный с "Альфой", представил Коха жертвой гонений на свободу слова.
Борис Немцов: Дело в том, что Кох согласился возглавить медиа-холдинг при одном условии, если он действительно будет независимый, если будет излагаться не только официальная точка зрения властей, но и точка зрения альтернативная. Именно на этих условиях его на работу и пригласили. А потом обманули.
Корреспондент: О том, что решение о продаже акций "Газпром-Медиа" будет приниматься при участии властей, говорится открыто. План Коха-Йордана, судя по последним событиям, Кремль не устраивает. Но кажется ничего другого руководство "Газпрома" предложить пока не может, иначе не были бы столь туманными заявления Алексей Миллера, который до сих пор не знает, продавать медиа-активы пакетом или по отдельности.
Алексей Миллер: Может быть, в каких-то случаях "Газпром" полностью избавится от своих активов, если вдруг будет принято решение о продаже активов раздельно, но возможен вариант и продажи всего медиа-холдинга в целом.
Алексей Венедиктов: Я думаю, что все медиа-активы "Газпром" решит продать пакетом, будет назначен властью новый олигарх, новый медиа-барон, афиллированный с Кремлем, афиллированный с властью, и ему будет продан весь пакет. В обмен этот медиа-барон или эти медиа-бароны будут гарантировать лояльность Кремлю, скажем, на следующих выборах. Не для того захватывали НТВ, не для того захватывали издательство "Семь дней", не для того закрывали газету "Сегодня" и увольняли сотрудников журнала "Итоги", чтобы передать в неуправляемые руки пакет известных медийных изданий.
Корреспондент: Кстати, журналистов "Эха Москвы" устроил бы вариант раздельной продажи компаний, принадлежащих "Газпром-медиа". Тогда сотрудники радиостанции смогли бы претендовать на контрольный пакет акций. Это противоречит планам Коха, и он уже грозил отставкой, когда в конце сентября из открытого письма журналистов "Эха Москвы" правление концерна отказалось рассматривать вопрос о медиа-активах. Теперь уже ясно, что "Газпром" будет избавляться от телерадиокомпаний, газет и журналов, часть из которых находится в тяжелом финансовом положении. НТВ, НТВ+ и ТНТ еще удастся продать с выгодой, но часть изданий придется, видимо, закрыть. Медиа-бизнес требует дополнительных вливаний. Цена компаний падает. Чтобы вернуть вложенное, "Газпрому" придется спешить с поиском тех, кто выкупит акции.
Анна Качкаева, обозреватель радио "Свобода": Кто решится это делать? И у кого на это есть средства и желание? У меня такое ощущение, что очень многие олигархи после истории с Гусинским и Березовским, они как бы боятся ко всем этим медиа-активам подходить вплотную. Или, по крайней мере, в компании с кем-нибудь, но не по отдельности. На этой площадке Кох и Йордан, которые за эти шесть месяцев все-таки так втянулись в процесс, наверное, им кажется, что это может быть вполне любопытным и выгодным делом.
Корреспондент: До тех пор пока не будет объявлена дата продажи, мы так и не будем знать, кто претендует на медийное богатство "Газпрома". Между тем руководство концерна обещает только к 15 января будущего года закончить очередной анализ финансового состояния своих дочерних компаний. А после этого придется смириться, что торг вокруг наследства "Газпром-Медиа" будет публичным. Слишком долго подогревался интерес к судьбе этих компаний.
Артур Валеев, Владимир Деревянкин, Михаил Ганапольский, Станислав Зайцев, "Итоги", ТВ-6.
|