17 октября Государственная дума рассмотрит во втором чтении главу Налогового кодекса, посвященную налогу с продаж. Один из ключевых вопросов предстоящего обсуждения — объект обложения.
В результате продолжительных дискуссий в комитете по бюджету и налогам победила концепция закона, отстаиваемая "Яблоком" (первоначально она была сформулирована как инструмент защиты индивидуальных предпринимателей от двойного обложения налогом с продаж), — признать объектом налогообложения реализацию товаров (работ, услуг) как юридическим, так и физическим лицам за наличный расчет. Другими словами, вся реализация товаров (работ, услуг) в безналичной форме не подлежит обложению налогом с продаж. Правда, комитет рекомендует Думе сделать исключение из данного правила — включать в объект налогообложения реализацию, оплачиваемую с помощью пластиковых карт. Это предложение комитета будет предметом обсуждения на заседании Госдумы.
Существуют довольно серьезные аргументы за то, чтобы не взимать налог с продаж при покупках по пластиковым картам. "Яблоко", настаивая на исключении безналичного оборота из сферы действия налога с продаж, боролось за создание налоговых стимулов для легализации теневых оборотов. Надо полагать, что желание не платить 5-процентный налог явится для российских граждан серьезным стимулом использовать безналичные формы расчетов и прежде всего оплату покупок с помощью пластиковых карт.
В результате с высокой степенью вероятности можно прогнозировать сокращение оборота на вещевых и продовольственных рынках — переориентация граждан к покупкам в торгующих организациях приведет к росту налогооблагаемой базы. Стоит отметить и важное социальное следствие этого процесса — улучшение криминогенной обстановки в связи с уменьшением объемов нелегального бизнеса и коррупции.
Рост объемов расчетов с помощью пластиковых карт неизбежно приведет к увеличению прозрачности расходов граждан и соответственно их финансовой истории. Это положительно скажется на развитии потребительского кредитования в России. Кроме того, оплата по пластиковым картам непосредственно явится мощным стимулом легализации доходов граждан, что приведет к росту доходов государства от сборов подоходного налога.
И, наконец, выгода расчетов с помощью пластиковых карт привлечет часть средств, находящихся на руках у населения, на карточные счета. Это позволит банкам получить финансовые ресурсы, которые будут использованы для финансирования реального сектора экономики (в том числе и развития малого бизнеса).
Следует сказать несколько слов о влиянии предлагаемой меры на доходы бюджетов. Наши оценки показывают, что если снижение нерегистрируемого товарооборота (в настоящее время оцениваемого Госкомстатом в 25 проц. от регистрируемого) произойдет хотя бы на 1 проц., возможные потери бюджетов от исключения из сферы обложения безналичного оборота (их мы оцениваем в 4,8 млрд рублей) с учетом упоминавшихся выше факторов будут практически полностью перекрыты дополнительными доходами. Однако, скорее всего, масштаб легализации будет более значителен и бюджеты не только не понесут потерь, но и получат дополнительные доходы. Что же касается собственно рынка пластиковых карт, то, по оценкам, платежи с их использованием могут возрасти в 10-15 раз.
|