После разгрома движения "Талибан", которое может состояться в следующем году, необходимость в военном присутствии Вашингтона на границах СНГ отпадет, считает заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне Алексей Арбатов
-В СВЯЗИ с началом военной операции США и Великобритании в Афганистане многие задаются вопросом: каким образом это отразится на России и ее интересах?
- Россия сама является участником операции, защищающим собственные интересы. Если бы Москва осталась в стороне, то это имело бы негативные последствия. Потому что, во-первых, операция против движения "Талибан" не может быть успешной без участия России и, во-вторых, дальнейшее активное присутствие "Талибана", в том числе в Чечне и в республиках Центральной Азии, очень негативным образом сказывается на благосостоянии нашего общества и на безопасности государства.
- Как долго, на ваш взгляд, продлится акция, которую проводят Вашингтон и Лондон?
- Если считать акцией поимку бен Ладена и его приспешников, то это зависит от эффективности спецслужб и подразделений специального назначения. Поимка может произойти через неделю, через месяц, а может не произойти никогда. Что касается разгрома "Талибана", то до конца года вряд ли это будет возможно. Если операция целенаправленных ударов по "Талибану" и помощи Северному альянсу будет проводиться и далее, то к концу следующего года можно будет разгромить вооруженные формирования талибов, восстановить в стране законную власть и заняться созданием коалиционного правительства и стабилизацией социально-экономической ситуации. Если же говорить о борьбе с международным терроризмом, то даже при максимально согласованных усилиях всех цивилизованных государств она, конечно, затянется на многие годы.
- Вы упомянули коалиционное правительство. Каким оно вам видится?
- Речь идет о правительстве, в которое должны войти представители всех основных этнических групп. По какому принципу - это вопрос переговоров, может быть, по пропорциональному. Естественно, там не должно быть "Талибана" как незаконного вооруженного формирования, которое военным путем оккупировало значительную часть Афганистана. Но там, безусловно, должны быть представители пуштунов, равно как и узбеков, таджиков, хазарейцев и других этнических групп. В странах такого уровня развития лучше себя показывают правительство и государственные органы, основанные на принципах пропорционального этнического представительства, нежели основанные на свободных выборах.
- Существует ли опасность того, что Россия подвергнется террористической атаке? Может ли наша страна в этом случае рассчитывать на поддержку со стороны Запада?
- Россия, к сожалению, может оказаться объектом террористических действий. Она, кстати, уже была таким объектом в 1999 году и позднее. Но если раньше Россия оставалась в одиночестве, то сейчас в связи с изменением всей международной ситуации возникла возможность обрести поддержку из-за рубежа, в том числе со стороны передовых демократических стран. Участие России в контртеррористической операции, естественно, должно предполагать взаимные обязательства, в случае если здесь произойдет некий террористический акт. Где бы это ни случилось, Россия должна быть уверена, что она получит и политическую, и военную, и экономическую помощь от тех государств, вместе с которыми она сейчас принимает участие в антитеррористической операции, вкладывая свои ресурсы и тем самым неся справедливое возмездие тем, кто виновен в актах в США.
- Были сообщения, что русские солдаты сидят в танках Северного альянса. Это так?
- Это не так. Русских солдат там сейчас нет. Там есть российская военная техника и вооружение, а вместе с ними инструкторы, советники, технические специалисты, которые должны обеспечить функционирование этой техники и обучить ее использованию войска Северного альянса. Но если талибы предпримут контрнаступление, нарушат границы Узбекистана или Таджикистана, я думаю, России придется вступить с ними в противоборство и защищать республики Центральной Азии, безопасность которых напрямую связана с фактическими интересами безопасности нашей страны. Если Северному альянсу при наступлении на талибов потребуется поддержка с воздуха и США не смогут в достаточной степени ее предоставить, то я считаю, что в этом случае Россия должна будет обеспечить такую поддержку. Но Москва не должна посылать свои войска в какой бы то ни было форме в Афганистан и принимать участие в сухопутные операциях. Освобождение Афганистана - это дело рук самих афганцев. Россия может помогать, но ни в коем случае не должна пытаться взять эту функцию на себя.
- Как вы считаете, американцы навсегда пришли на границы СНГ?
- Нет, я не думаю, что они пришли сюда навсегда. Американцы будут оставаться столько, сколько потребуется для проведения операции. Наша задача сейчас не позволить им отбомбиться и уйти, оставив нас лицом к лицу вместе с центральноазиатскими республиками с продолжающейся в Афганистане войной. Так что в наших интересах, чтобы они оставались так долго, сколько требуется для разгрома "Талибана" и восстановления в своих правах законного правительства Афганистана. После того как это будет сделано, присутствие военных США не будет иметь никаких оснований.
|