[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии
Николай Травкин: Не надо хоронить «Яблоко»
Радиостанция «Эхо Москвы», ведущая - Марина Старостина,
28 декабря 1999 года, 17:20
Ведущий: Вчера вы, Владимир Лукин и Елена Мизулина были у премьер-министра. Все как бы в основном пытались говорить, что это обычная плановая встреча, ничего в этом необычного нет. Но все-таки, наверное, в определенном смысле эта встреча была необычной, потому что лично я не припомню, чтобы с премьером встречался кто-то отдельно без Явлинского. Может быть, я ошибаюсь?

Николай Травкин, депутат ГД, представитель партии Яблоко: Вы здесь ошибаетесь. Допустим, встречи Лукина со всеми премьерами проходили, и проходили незаметно и не только как председателя международного комитета, но и как первого заместителя лидера партии, первого заместителя Явлинского. Для меня тоже было в некоторой степени неожиданна та "радость", которую изложили и сразу проявили некоторые каналы: вот там раскол и интриги. Все действительно очень бесхитростно было. У Григория Алексеевича Явлинского я, многие другие члены фракции, допытывали: "Григорий Алексеевич, но все-таки Путин, как он смотрит на ГД, Яблоко? Он признает ее за какую-то политическую силу или нет? Победили они. Победитель будет брать все, или профессионализм будет учитываться?" Григорий Алексеевич сказал: "Ну, спросите его. Я же не могу по этим вопросам, вот, садиться и как бы... Все поймут, что чего-то выпрашиваю. Спросите его сами". Вот и спросили. Поэтому для Явлинского встреча не только не была какой-то неожиданностью, а он, скажем так, был инициатором этой встречи. Да, что она будет в 14:05, вот эти вещи были не согласованы. 

Но возвращаюсь к тому, как подавали. Я понимаю, что рядовая встреча кому она интересна - первому каналу или Эхо Москвы? 

(...) 

Ведущий: Николай Ильич, вы говорили, что хотели бы услышать ответы на вопросы от премьер-министра. Вы услышали эти ответы на свои вопросы и удовлетворили ли они вас?

Николай Травкин: Да, услышали. Прежде всего, одна часть разговора была действительно профессиональная. Я первый раз с интересом сам выслушал. Это от Мизулиной шло. Она предлагает совершенно другой взгляд на внутреннюю структуру Думы, на Думу как на законотворческий орган. Дума прежде всего работает на свои интересы. Захотели в регламенте чего-то принять, чтобы депутатам было удобнее и приняли. Правительство внесло законопроект важнейший для страны, а в Думе начинают его мусолить - а вот это не так. В конце концов принимают закон, внесенный правительством, за который не только правительству стыдно, а от которого всей стране больно. Мизулина в разработанной концепции предлагает какой порядок? Вот есть блок законов, которые могут вносить только правительство, что депутаты туда не могут влезать со своими интересами и своими руками. Правительство внесло: нравится - принимайте, не нравится - не принимайте. 

Дальше. Любой субъект Федерации, любая область может стоять в очереди со своим законопроектом в Думу годами, а депутаты плевали на них: мы великие, а вас тут много в очереди. Так вот регламент таким образом нам предлагают составить. Есть субъект законодательной инициативы. В четверг принесли, будьте любезны через четыре четверга рассмотреть и дать ответ. Сама концепция Думы, внутренняя организация работы Думы, взаимоотношения Думы и правительства, Думы и субъектов Федерации, Думы и по крупному общества выстроена так, что депутаты обязаны работать, работать в жестких таких рамках.

Мне очень понравилась эта концепция. Мало того, она очень понравилась Путину. Почему нужно было излагать ее сейчас? Я согласен с настойчивостью Елены Борисовны. Она в конце концов пробивала эту встречу. В прошлой Думе просто никто бы не стал рассматривать это. А пошли вы, тут Яблоко придумывает нам какие-то неудобства. А сегодня Дума-то... Владимир Владимирович - главный командир ее. Если он соглашается, то он способен за счет своего большинства изменить и регламент, и порядок. 

Комитеты. Разумное предложение от той же Мизулиной прошло. Яблоко не могло это предложение никогда пробить. Нас 10 процентов было в Думе. Она говорит, вот, есть ряд проблем мощнейших в стране. Налоговая реформа. Проблема из проблем. А где она решается? А она решается в ГД в Комитете по бюджету, где кроме бюджета, банков, налогов еще десяток вещей. Так давайте вычленим и сделаем под эту важнейшую проблему Комитет по налоговой реформе. Он решает эту проблему. И дальше следующая проблема. Реформа армии. Давайте создадим Комитет по реформе армии. Представляете, насколько серьезные эти предложения.

Ведущий: Николай Ильич, вы сказали, что фактическим руководителем Думы является Путин. Означает ли это, как вам кажется, что будут в результате консультаций, которые сейчас идут, сформирована какая-то такая проправительственная фракция, и она будет иметь решающий пакет голосов?

Николай Травкин: Да. Это как раз второй может быть вопрос перекликается: а как на Яблоко смотрит Путин? По Яблоку я задал в лоб вопрос: а как вы считаете, Явлинский как первый вице-премьер усилил бы правительство или не усилил? Ответ был такой, что мы с Григорием Алексеевичем встречаемся очень часто и очень подолгу беседуем. И мы очень хорошо друг к другу относимся. Поэтому, значит, тут вообще для меня, говорит, вопроса вроде бы и не существует. И сегодня предложения принимаются.

По структуре Думы. Уже фракция есть правительственная. Чего не хватит, там докупят. Это не сложно.

Ведущий: Прямо так докупят?

Николай Травкин: Не Путин здесь первооткрыватель. Я думаю, что дешевле купить несколько десятков одномандатников, чем каждый раз по новым тарифам со все возрастающими аппетитами платить Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Дешевле для бюджета, для налогоплательщика. Это не проблема. Ясно, что эта Дума принципиально другая. Та Дума сформировалась и избиралась для борьбы. Каждый открыто шел на выборы и говорил: ребята, проголосуйте за меня, я от КПРФ, мы будем чистить физиономию Ельцина, с режимом будем бороться. И на это выбирали. Дума четыре года существовала избранная для борьбы. Эта Дума избиралась... Вы изберите меня. У меня нет программы. У меня нет своих политических взглядов. У меня нет своей идеологии. Моя идеология - я буду поддерживать Путина и правительство. И их избрали, очень много, большинство. Есть минус. Но есть и плюс.

Ведущий: Многие говорят, что работа Думы будет более эффективной как раз благодаря тому, что отношения между Думой и правительством будут лучше.

Николай Травкин: Нет, давайте по-другому вопрос поставим. Если при прошлой Думе, как танцору, все время правительству и президенту мешала Дума, то теперь вот этот танцор, лишенный этого прибора, ничего не мешает. Все. Нет Думы, которая вам мешает. Вы имеете ту, какую хотели. Если правительство будет проводить разумную эффективную политику, все, то никто не сможет ее испортить, то есть Дума - это теперь департамент правительства. Всю ответственность берет на себя исполнительная власть. Это действительно хорошо. Просто ясно всем людям, что не надо искать здесь каких-то нечистых. Вот есть люди, есть избиратели, есть правительство.

Ведущий: Николай Ильич, из всего вышесказанного вами как бы есть такой намек, может быть я не права, что могут быть условия, при которых даже Яблоко сможет поддержать Путина. Получается, что Григорий Явлинский ведет какие-то переговоры с Путиным, да?

Николай Травкин: Григорий Явлинский не переговоры ведет.

Ведущий: Разговоры, так скажем. Или я ошибаюсь?

Николай Травкин: Во-первых, не из яйца же все вчера вылупились. И Путин на этой орбите политической не первый день, и Григорий Явлинский не первый день. Вот они встретились и стали открывать друг друга. Люди знают давно друг друга. Я думаю, что еще до того как Путина назначили премьером, были разговоры на разные темы. Сегодня они, конечно, больше по экономике.

Теперь по поводу Яблока и поддержки Путина. Мы особо с Путиным и не воевали. Чего нам воевать-то с ним? По Чечне - да, Яблоко высказало свою позицию. Не во время выборов, может быть, ее надо было высказывать. Были бы похитрее, промолчали. Вот беда-то. Беда Яблоко, ну, ребята, вы честные. Вы смотрите в какой период вы честными-то хотите быть. Вам нужны проценты или честность? Но жизнь не кончается, Бог с ним. Потеряли мы здесь, конечно, на выборах. Но жизнь не кончается. Все встанет на свои места. 

А по экономике, чтобы нам поддерживать или не поддерживать Путина надо хотя бы знать, а что в экономике он будет делать? Пока это не изложено. (...) 

По поводу создания какой-то единой коалиции в Думе. Это красиво, просто слова. А когда начинаешь спрашивать. Во-первых, Владимира Владимировича мы спросили: а с кем в Единстве можно было бы поинтересоваться как они это видят, коалицию? А пока не с кем. Вот съезд пройдет завтра. На съезде там решат, кто же будет лидером фракции. Даже этого нет. Не с кем разговаривать. Когда во фракции с кем-то говоришь, они говорят - с Шабдурасуловым. Мы говорим - а какое отношение Шабдурасулов имеет в ГД, что мы с ним должны оговаривать какое взаимодействие? По-моему, Григорий Явлинский ясно высказался, что не только за таблицу умножения мы будем голосовать вместе со всеми, за все полезные для страны законы мы будем в любой коалиции, за все полезные. (...) 

Я хочу к единомышленникам Яблока обратиться, к тем людям, которые за нас голосовали: ни в коем случае нельзя опускать руки. Все только начинается. Не надо хоронить Яблоко. Яблоко найдет выход и из этой ситуации. Обществу и нашим людям будет предложен такой вариант, что в течение вот этих лет Яблоко сможет стать самой сильной партией в России. Я это просто гарантирую как человек, имеющий достаточный политический опыт.
 

Радиостанция «Эхо Москвы», ведущая - Марина Старостина,
28 декабря 1999 года, 17:20
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии

info@yabloko.ru