[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии
Михаил Дмитриев

Через выборы к рынку

Программы всех партий и движений, у которых есть шанс попасть в новую Думу, - рыночные

Журнал «Итоги» №50, 14 декабря 1999 года
Московский Центр Карнеги провел экспресс-анализ официально утвержденных экономических программ четырех партий и блоков, которые, судя по опросам общественного мнения, имеют шансы преодолеть пятипроцентный барьер: блока "Отечество-Вся Россия", Компартии (КПРФ), Либерально-демократической партии (ЛДПР) и объединения "Яблоко".

Результаты получились почти сенсационными. Наиболее важный вывод - резкое поправение экономических установок ведущих партий и блоков по сравнению с выборами 1995 года. Тогда из четырех партий и движений, преодолевших пятипроцентный барьер (НДР, "Яблоко", КПРФ и ЛДПР), две последние шли на выборы с откровенно нерыночными лозунгами. Если сравнить сегодняшнюю ситуацию с 1995 годом, общий вектор экономической политики партий и блоков, выделенный красным цветом на рис.3, впечатляюще эволюционировал от неприятия рынка к его поддержке.

Конечно, сегодня невозможно абсолютно точно спрогнозировать экономическую политику, которую будет проводить новая Дума. Ведь экономические программы отражают не столько реальные намерения политических элит, сколько их представления об экономических предпочтениях различных групп электората. Но как бы то ни было, столь серьезные изменения в содержании экономических программ свидетельствуют о глубоких позитивных сдвигах в экономическом сознании российского общества.

Содержание программ оценивалось по семи тематическим разделам: кредитно-денежная политика, налоговая, структурная политика, государственное вмешательство в экономику, приватизация и права собственности, рынок земли, внешнеэкономическая деятельность. Еще три раздела составили социальную политику - социальные пособия и выплаты, рынок труда, политика в области здравоохранения и образования.

Что касается экономической программы "Яблока" (вектор зеленого цвета), она по всем основным разделам, кроме социальной политики и земельных вопросов, эволюционировала из умеренно-рыночной к либерально-рыночной и стала наиболее реалистичной из всех. У "Яблока" самая либеральная позиция по структурной политике, предполагающая поддержку государства только в трех отраслях - аэрокосмической, автомобильной и жилищном строительстве. Лучше всего проработана налоговая реформа: только в программе "Яблока" поставлен вопрос о снижении налогов на фонд оплаты труда.

Установки ЛДПР (вектор синего цвета) из нерыночных в целом трансформировались в умеренно-рыночные. В 1995 году ЛДПР заявляла о том, что приватизация была проведена несправедливо, и требовала ревизии ее итогов. Но в 1998 году это положение было изъято из программы. Четыре года назад ЛДПР выступала за практически неконтролируемую эмиссию, всегда чреватую гиперинфляцией, сегодня она широкомасштабную эмиссию не поддерживает. Вместе с тем и нынешняя экономическая программа ЛДПР явно самая популистская из всех.

Поистине кардинальные изменения претерпела позиция КПРФ (вектор красного цвета), экономическое мышление которой из крайне популистского и жестко антирыночного преобразилось в умеренно-рыночное и более реалистичное. Так, в 1995 году компартия выдвигала в качестве долгосрочной цели построение коммунистического общества, что предполагало полную ренационализацию средств производства. В своей новой программе КПРФ говорит о предоставлении надежных гарантий "честно приобретенной" частной собственности и о действенной защите прав собственников и акционеров. И хотя коммунисты призывают к пересмотру итогов приватизации, но подразумевают при этом лишь необходимость судебного обжалования случаев незаконной приватизации, а не административное перераспределение собственности. Не исключено, что столь резкий сдвиг стал возможен благодаря опыту правящей партии, который КПРФ приобрела при Примакове, включившем в экономический блок своего правительства ее представителя.

Плохо одно - экономические программы не стали намного реалистичнее. Во всем виновата социальная политика. Если несоциальные компоненты в 1999 году не выглядят такими уж популистскими (вектор синего цвета на рис.3), то нереалистичность социальной составляющей бросается в глаза (вектор зеленого цвета на рис.3). Социальные предложения партий потребуют расходов в объеме более 30 процентов ВВП, что намного превышает финансовые возможности государства. Составители программ не учли изменений в экономическом положении страны, вызванных финансовым кризисом августа 1998 года. Останься экономическая ситуация на уровне 1995 года, нынешние предложения партий были бы исполнимы (см. фиолетовый вектор на рис.3).

Одна из положительных тенденций - сближение позиций основных партий и блоков. В этом можно видеть предпосылку для создания прорыночной, хотя и не без популизма, левоцентристской коалиции, которая способна объединить преобладающее большинство депутатов будущей Думы. (Только "Яблоко" со своими либерально-рыночными установками стоит несколько особняком и тяготеет больше к правым). Формирующийся ныне центристский консенсус скорее всего будет в ближайшие годы благоприятствовать проведению пусть непоследовательных, но в целом рыночно ориентированных экономических реформ. 

Михаил Дмитриев - член научного совета Московского центра Карнеги

ГРАФИКИ
26
Рейтинги по тематическим разделам программ
Рейтинги партий
Векторы экономической и социальной политики
ВРЕЗ (СТР. 27):
МЕТОДИКА

Для составления рейтингов была использована пятибалльная шкала, с помощью которой программам присваивались баллы по двум признакам - степень рыночной (или плановой) ориентации программы и степень реалистичности (или популизма). Результаты представлены на графиках, где горизонтальная ось соответствует степени рыночной ориентации, а вертикальная - степени реалистичности программ или их компонентов. Содержание программ оценивалось по тематическим разделам, о которых сказано выше.

Итоговый рейтинг программы вычислялся путем усреднения соответствующих балльных оценок, выставленных по каждому из разделов. На рис.2 рейтинг представлен в виде вектора, характеризующего направленность экономической позиции партии или блока.

С помощью этой нехитрой методики определены векторы экономической политики для всех партий как по отдельным тематическим разделам программ (рис.1), так и по программам в целом (рис.3). Для этого соответствующие рейтинги партий умножались на долю каждой партии в общефедеральном округе согласно результатам голосования фактического (1995 год) и гипотетического (1999 год).
 

Журнал «Итоги» №50,  14 декабря 1999 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии

info@yabloko.ru