[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Виктор Шейнис

… Позвольте возразить …Дмитрию Фурману.

Россия - не Израиль, чеченцы - не палестинцы

"Общая газета", 11 ноября 1999 года, № 45

Ссылка на оригинал

 

"Россия как Израиль, чеченцы как палестинцы",
"Победа может быть хуже поражения". "ОГ", № 40, 42

 

Уважаемый автор "Общей газеты", один из самых глубоких и интересных, на мой взгляд, аналитиков, пишущих по политическим вопросам, Дмитрий Фурман предлагает признать независимость Чечни. Обычно наши взгляды совпадают. В данном случае я с ним решительно не согласен.

 

Исходная ошибка Д. Фурмана - уподобление России Израилю и чеченцев - палестинцам. Допускаю, что историк, который будет жить в XXII веке, классифицируя этнополитические конфликты века XX, поставит эти две ситуации рядом. Но для современников, погруженных в злобу дня, куда важнее черты различия.

 

Отличается прежде всего стаж взаимного "привыкания": Израильское государство только что отметило полвека со дня своего образования, а внутригосударственное сожительство России и Чечни существует втрое дольше. Хотя обиды, нанесенные российским государством чеченскому народу, - прежде всего зверская сталинская депортация и безумная война 1994-1996 годов, - свежи в памяти, сосуществование русских и чеченцев знает и продолжительные мирные периоды взаимоуважительного и взаимовыгодного добрососедства, а большая чеченская диаспора основательно и органично встроилась в социальную жизнь многих регионов России. Равно как и достаточно многочисленное русское и русскоязычное население определило во многом демографическую картину чеченской автономии. Так что борьба с Россией вовсе не исчерпывает "содержания всей письменной чеченской истории".

 

Не то в Палестине. Несчастья палестинцев начались тогда, когда арабский мир не признал решения высокого международного форума о создании государства Израиль. Это решение, несмотря на разгоравшуюся холодную войну и блокаду Берлина, поддержали и США, и СССР, и десятки других стран. Правители арабских государств, соседствующих с Палестиной, поставили людоедскую задачу - сбросить новообразованное государство вместе с его гражданами в море. Об этом постоянно твердил, в частности, Герой Советского Союза Г.А. Насер. Ответ был адекватным: пояс безопасности, создание, а затем и расширение которого для израильтян было вопросом жизни и смерти, распространился на земли, отведенные решением ООН арабскому палестинскому государству. Лишенные земли и родины, сотни тысяч палестинцев покинули свои места, но не стали полноправными гражданами соседних "братских" государств; ущемлены были гражданские права и оставшихся на территориях, контролируемых Израилем. Здесь не место обсуждать, когда, кем и какие были совершены исторические ошибки в Палестине во второй половине XX века, достаточно констатировать факт: право Израиля на безопасное существование пришло в резкий конфликт с правом палестинцев на национально-государственное образование, и, как всегда в таких случаях, исход дела решала сила. Палестинцы, утратив после войн 1967 и 1973 годов надежду на то, что государственность будет подарена им арабскими "братьями", обратились к безотказному, как им показалось, оружию - террору против мирных граждан.

 

Д. Фурман подводит читателя к мысли, что нам следовало бы взять пример с израильских политиков, решившихся-таки "пожать руку... обагренную кровью мирных еврейских граждан". Но, во-первых, до рукопожатий дело дошло, лишь когда психологический сдвиг наметился и среди палестинского актива, чьи влиятельные лидеры худо-бедно от террористических методов борьбы дистанцировались (то есть сделали то, на что, к сожалению, оказался неспособен Масхадов). Произошло же это уже после того, как Израиль применил эффективную тактику противостояния террору, которой нам еще предстоит научиться. Во-вторых, ни о какой независимости палестинского государства Израиль пока и слышать не хочет: речь идет об ограниченной автономии. Между тем автономный статус Чечни в составе Российского государства был возобновлен в 1957 году (более того, в административные границы Чечено-Ингушской АССР были включены три района Ставропольского края), а после Хасавюрта и договора Ельцина-Масхадова 1997 года она и де-факто стала независимой.

 

Критики хасавюртовских соглашений, взвинчивающие накал страстей, игнорируют тот очевидный факт, что в августе 1996 года российская армия потерпела в Грозном тяжкое поражение, которое подвело черту под всей этой бездарно проведенной кампанией. Катастрофа значительно превосходила по масштабу и последствиям поражение французских частей в Дьен Бьен Фу в 1954 г., после чего Франция сочла за благо покинуть Вьетнам.

 

В Хасавюрте чеченские лидеры получили все, о чем палестинцы могли только мечтать, - фактически бесконтрольную власть над территорией, входившей в административные границы Ичкерии. Но обретение фактической бесконтрольности не открыло перед победителями тех возможностей, на которые они рассчитывали, и не решило ни одной из проблем, стоящих перед Чечней. Экономика, в значительной степени основанная на подворовывании энергоносителей из нефтепровода, наркотрафике, рабовладении и работорговле, нежизнеспособна. Годы вооруженной борьбы отдали власть в руки полевых командиров (за которыми стоят их тайпы), не желающих повиноваться слабому президенту в Грозном. На авансцену выдвинулось поколение молодых людей, не научившихся зарабатывать себе на жизнь чем-либо, кроме оружия. Вкусившие плоды своей полупризнанной власти, предводители вооруженных формирований грезят о большем: о прямом выходе на международную арену, о длинных "Мерседесах", подвозящих "суверенных" чеченских дипломатов к зданию ООН, и всех сопутствующих прелестях.

 

Тем временем ситуация в Чечне по сравнению с 1994-1996 годами коренным образом изменилась: если тогда она была обороняющейся стороной, то теперь из Чечни исходит прямая агрессия на сопредельные земли, угроза террора для всей России. Признание независимости Чечни де-юре в сложившихся обстоятельствах ни в чем не облегчило бы положение большинства чеченцев, не решило бы экономические проблемы республики (ибо выходить ей из связей с Россией, с чеченской диаспорой в России некуда) и стало бы незаслуженным подарком военно-теократической верхушке, насаждающей у себя средневековый режим. Оно резко ослабило бы возможности России воздействовать на ситуацию в Чечне, поскольку внутригосударственный конфликт превратился бы в международный со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы должны были бы, в частности, отказаться от контроля воздушного пространства над Чечней, признать правомерность поставки в нее оружия извне и т.д.

 

Теперь, когда все возможные и некоторые невозможные просчеты и ошибки по отношению к Чечне уже сделаны, а уроки из них извлекаются туго, рассчитывать на то, что из анархии и разгула криминалитета вырастет "нормальное жизнеспособное государство", а не база разбоя и агрессии, значит обладать необоснованной верой в разум и рациональное поведение людей фанатичных, опьяненных своими недавними победами и мистическими устремлениями. У меня, к сожалению, такой веры нет.


Между тем право этнических сообществ "на самоопределение вплоть до отделения" вовсе не является безусловным. Напомню, что Конституция РФ в отличие от Конституции СССР даже формально не предусматривает право выхода.

 

Чечня к тому же в ее административных границах вовсе не представляла этнически гомогенной территории, и нет никаких оснований соглашаться с тем, что существует право на самоопределение чеченского этноса в этих границах, поскольку оно, это право, распространяется на все население республики, включая сотни тысяч покинувших ее не по своей воле граждан.


В любом случае процесс "развода" должен быть цивилизованным, а не захватным. Беда закона о выходе из СССР заключалась в том, что он был запоздалым, а не в его содержании, которое российские демократы тогда ошибочно определили как "закон о невыходе". Протяженность процесса, проведение референдума (а еще лучше - двух референдумов, в начале и в конце переходного периода), новая демаркация границы по его (их) итогам, урегулирование финансовых и имущественных отношений - все это неотъемлемые черты мирного развода, не взращивающего семена новых конфликтов. Но для этого необходим срок успокоения, ибо референдуму, проведенному под контролем вооруженных боевиков (впрочем, как и под контролем российской армии), - грош цена.

 

Да, российская власть в своей чеченской политике, как я уже сказал, совершила немало ошибок. Боюсь, что мы стали их умножать, когда воинские соединения перешли Терек, а авиация, как бы торопясь завершить свою работу до наступления сезона туманов и дождей, стала бить по площадям. Кивая на действия НАТО в Югославии, но не владея ее техникой и умением, мы поступаем прямо противоположным образом: точечные удары по тщательно выверенным целям с минимумом ошибок и отклонений нам оказались недоступны. В результате сплоченность соперничавших воинских начальников Чечни увеличивается, а отчаяние приводит к ним новых волонтеров, готовых сражаться до конца. И все же неразумно и вредно вселять в них надежду, что российская власть, кому бы она ни досталась после выборов, - капитулирует перед их натиском, и их амбициозные планы будут воплощены в жизнь.

 

Полагаю, наша позиция выглядела бы значительно более убедительной, если бы была немедленно обозначена альтернатива чисто военному завершению кампании. А если компромисс с теми, кто лелеет безумную идею независимости Чечни, оказался бы маловероятен, в таком случае всю ответственность за продолжение военных действий и их последствий несла бы чеченская сторона.

 

Виктор Шейнис

"Общая газета", 11 ноября 1999 года, № 45

обсудить интервью на тематическом форуме

См. также:

Ссылка на оригинал, В.Шейнис

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

info@yabloko.ru