Подготовлены Г.А. Явлинским Тезисы
|
Особенности современной политики в мире В последние месяцы произошли события, серьезно изменившие ситуацию в нашей стране и вокруг нее. Нарастание глобального экономического кризиса и вооруженный конфликт на Кавказе обострили традиционные российские проблемы и обозначили ряд новых серьезных угроз. Глобальный кризис - результат процессов, которые развивались долгие годы, и не только в экономике. Мир только теперь осознает всю глубину качественных изменений, произошедших в последние десятилетия в общественной жизни, политике, экономике, состоянии окружающей среды и неадекватность предлагаемых ответов уровню глобальных проблем. Очевидно, что Россия вовлечена в глобальный кризис. Концепция "тихой гавани" и грезы о новом мировом финансовом центре оказались несостоятельными. Попытки называть кризис "отдельными трудностями" нелепы и непродуктивны. Особенно опасны в сегодняшней ситуации попытки объявить кризис проблемой Запада и продолжение на этой основе спекуляций на тему "особого" пути России. Ситуацию в России сегодня невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от глобального контекста. Важнейшая черта этого контекста в политическом плане - кризис "реальной политики", основанной на тактических решениях, прагматизме, граничащем с цинизмом, стремлении к достижению сиюминутной выгоды, лицемерии, простых ответах на сложные вопросы и ставка на силу как универсальный способ решения проблем. Наряду со всем известными экономическими проблемами к проявлениям этого кризиса можно отнести четко обозначившийся тупик, в который зашла силовая политика в Афганистане и Ираке, провал международного правового регулирования. Все чаще в международных отношениях, в том числе и со стороны стран Запада, традиционно считавшихся образцом в проведении политики, основанной на ценностях, а не на интересах, применяется практика, противоречащая политике ценностей. Это, в частности: примат силы в международных отношениях; политика двойных стандартов, действия, продиктованные в первую очередь интересами, но прикрываемые заявлениями о таких целях как поддержка демократии, борьба с терроризмом; непрозрачность, практика личных закулисных договоренностей высокопоставленных политиков, смешивающая отношения между странами с персональными бизнес - интересами. В отношении посттоталитарной России и всего постсоветского пространства "реальная политика" Запада на протяжении всех последних семнадцати лет проявлялась как выстраивание связей не со страной, а с группировкой, находящейся у власти, игнорирование внутренних процессов и жизненно важных интересов граждан. Последовательная ликвидация демократических институтов, существенное ограничение реальных свобод, отказ от создания правового государства и разделения властей, разрастание коррупции, установление авторитарного правления в течение последних лет не вызывало серьезной озабоченности у наших западных партнеров и практически не отражалось на отношениях с Россией. Острую реакцию вызвали только августовские события на Кавказе, расцененные как проявление имперских амбиций. Политика Путина-Медведева Кавказский кризис стал результатом не одних лишь амбиций российской авторитарной власти. Эта власть сама по себе - производная господства так называемой "realpolitik" в современном мире. Циничный прагматизм был хорошо воспринят и усвоен советским, по сути, сознанием многих российских чиновников и политиков. Они уверены в том, что разговоры о гуманистических ценностях и демократических идеалах всегда и везде - лишь прикрытие, тактическая уловка для удовлетворения экономических, геополитических, иных интересов; в том, что экономическая выгода - универсальный ключ к международным отношениям; в господстве права сильного в отношениях с соседями. Именно такое мышление привело к августовской войне на Кавказе. В течение многих лет российские власти вместо поиска мирного решения вели дело к созданию условий для реализации "права сильного" под предлогом защиты мирных граждан. То, что повод действительно появился, копирование грузинским руководством российской модели "наведения конституционного порядка" - не оправдание политики провокаций и вмешательства во внутренние дела соседей на постсоветском пространстве, характерной для российской власти не только в последнее время, но и на протяжении последних полутора десятилетий. Кавказский кризис, несмотря на военную победу, продемонстрировал тупиковость этой политики (независимость Абхазии и Южной Осетии в обозримом будущем не станет фактом международной жизни, сегодня ее не признают даже те, кого российская власть считает союзниками) и необоснованность претензий сегодняшнего российского государства на роль вершителя судеб постсоветского пространства. Война с Грузией и одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии -
дестабилизирующие факторы для российского Северного Кавказа. Разворачивающийся экономический кризис показывает и настоящую цену
пропагандистских мифов об авторитарной власти как источнике стабильности,
экономического благополучия страны и роста уровня жизни граждан. Очевидна необходимость реально решать проблему, давно стоящую в повестке дня - оторвать экономику от нефтяной зависимости и спекулятивных "упражнений" в финансовом секторе и на биржах. Однако разговоры о модернизации, технологическом прорыве, борьбе с коррупцией остаются разговорами. Результатов нет. Между тем, перспектива прекращения роста доходов, для многих - увольнений - это угроза социальной дестабилизации. При этом полностью отсутствуют демократические механизмы, которые могли бы сгладить остроту социальных проблем. Информационная закрытость власти, замена публичного обсуждения проблем пропагандой - благоприятная почва для коррупции, злоупотреблений, панических настроений. Несмотря на ряд принятых мер, правительство не может ни остановить кризис, ни существенно облегчить его последствия для бизнеса и для граждан. Методы, которыми правительство пытается исправить ситуацию, ничем не отличаются от тех, которые привели к критической ситуации. Помощь правительства для преодоления финансового кризиса осуществляется в основном только в адрес государственных структур и близких к руководству организаций – «Сбербанка», «Газпромбанка», ВТБ. Некоторые банки, несмотря на получение крупной финансовой господдержки, не выдают кредиты предприятиям; это дает основания полагать, что отток капитала за рубеж может происходить за счет государственных средств. Мы не раз призывали к объявлению четкой и открытой программы действий для преодоления кризиса, но до сих пор комплексно она так и не сформирована. Если для Запада кризис - это серьезный вызов работающим рыночным и демократическим механизмам, гражданскому обществу, то для России, таких механизмов фактически не имеющей, - это кризис всей государственной системы, ориентированной на "реальную политику" в условиях собственного нефтяного изобилия. Сегодня становится ясно, что о предотвращении кризиса нельзя ни с кем "договориться", а экспорт энергоресурсов нельзя использовать как вечный двигатель экономики. Страна услышала от президента совсем другой ответ на все вопросы, связанные с кризисом: увеличение срока президентских полномочий в полтора раза. Это еще один осознанный и целенаправленный шаг к несменяемости власти, вступающий в прямое противоречие со смыслом Конституции России. Его цель – сохранение на много лет нынешней группой высших государственных чиновников своего монопольного политического и экономического положения. Дальнейшее укрепление авторитаризма сопровождается поисками внешних и внутренних врагов, на которых государство перекладывает ответственность за все проблемы страны. Продолжение этого курса с неизбежностью потребует таких действий во внутренней и внешней политике, которые будут направлены на поддержание напряженности как внутри страны так и в международных отношениях, и будут вести к все большей самоизоляции России. Необходимость коллективных усилий по выходу из мирового кризиса дает нашей стране возможность, участвуя в создании новой системы отношений, отказаться от конфронтации, в полной мере использовать инициативный подход, основанный на твердой позиции и действиях в поддержку ясных принципов международного права и коллективных институтов по решению мировых проблем. Однако вместо этого высшие государственные чиновники решают совсем другую задачу. И есть все основания опасаться, что на волне кавказской "победы" политика вмешательства в дела соседей, испытывающих внутриполитические трудности, будет перенесена на другие постсоветские страны, в первую очередь, Белоруссию и Украину. Система, в которой отсутствует конкуренция и в экономической, и в политической сфере, в принципе неспособна к решению задач модернизации. В этой системе невозможно не только решить, но даже осмыслить ни одной серьезной проблемы, стоящей перед обществом, потому что вся власть и все финансовые возможности принадлежат узкой коррумпированной группе людей, большая часть которых озабочена только личным благополучием. Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в принципе не согласна с политическим курсом Путина-Медведева. Мы глубоко убеждены в том, что необходимое условие движения нашей страны вперед - отказ от авторитарной системы, формирование реально работающих демократических и рыночных механизмов. Достижение этой цели - задача не одного дня, и, учитывая принципиальную невозможность сохранения страны в XXI веке иным способом, необходимо осознавать, что страна упускает время. Мы категорически против перекройки Конституции. Это прямой путь к несменяемости власти, закреплению сталинско-брежневской персонифицированной модели государства. Мы настаиваем на реальном, а не косметическом освобождении законодательства,
регулирующего деятельность партий и проведение выборов, от авторитарных
реакционных поправок последних лет, принятии мер, открывающих возможности
для активизации общества. Следует также принять меры против сращивания политики и большого бизнеса: законы о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о публичном независимом общенациональном телевидении, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности и запрете для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием. Правительство должно немедленно разработать и обнародовать внятную и четкую программу действий борьбы с экономическим кризисом, включающую обязательства не только перед биржевиками и банкирами, но и перед всеми гражданами России. Меры по их защите от кризиса должны включать гарантию рабочих мест, сдерживание цен и процентов по потребительским кредитам и ипотеке, сохранение сроков их возврата. Практические шаги правительства, связанные с финансовыми интервенциями, урегулированием банковских долгов и поддержкой курса рубля, переброской свободных средств в банки в виде депозитов должны, во-первых, не быть избирательными, а касаться банковской системы в целом, во-вторых, необходимо обеспечить прозрачность в использовании финансовых ресурсов, выделенных государством банковской системе. Необходимо принять специальную кредитную программу для поддержки малого и среднего бизнеса – наиболее уязвимого звена экономической системы. Необходимо конструктивное участие России в коллективных международных усилиях по преодолению финансового кризиса - не с целью обличения кого-то или пустой саморекламы. Для нашей страны принципиально важен европейский вектор развития. При
этом его понимание должно соответствовать реальности, а не искаженным
представлениям отечественных чиновников об окружающем мире. Российская внешняя политика должна быть основана на том, чтобы, во имя главной цели - защиты интересов собственной страны и ее граждан, наладить мирные, взаимовыгодные открытые и партнерские отношения с максимальным числом стран и не создавать врагов. Российское руководство должно воздерживаться от силовых действий, агрессивной риторики, использования стереотипов времени холодной войны, поиска внешних врагов, концепции «осажденной крепости», угроз и использования торговли в политических целях. Относительно кавказского кризиса сейчас важнее всего решение проблем людей - беженцев и пострадавших независимо от национальности, прекращения военных провокаций, гарантии невозможности очередного применения силы. Необходим полный и сознательный отказ от попыток воспользоваться политической нестабильностью на Украине для удовлетворения амбиций и корыстных интересов российских чиновников и политиков. Реализация вариантов «грузинского» сценария в отношениях с Украиной или каким-либо другим соседом России неприемлема в принципе. Приоритетными для российской политики должны быть добрососедские отношения
с бывшими республиками СССР. Однако их вектор и стилистика должны измениться,
необходимо перейти от политики давления и доминирования, постоянно терпящих
неудачу попыток выстраивания антизападных союзов, к политике взаимовыгодных
отношений, включая постепенное создание единого экономического пространства.
См. также:
|
|