Резолюция круглого стола |
Мы,
участники круглого стола «Коррупция в сфере малого бизнеса»: региональные общественные
объединения предпринимателей, политики, ученые, бизнесмены, граждане России, проанализировав
историю явления, нормативно-правовую базу, опыт развитых стран, статистические
и социологические материалы, многочисленные примеры и другие аспекты коррупции
в сфере малого бизнеса утверждаем: Проблема коррупции в сфере малого
бизнеса в настоящее время приняла системообразующий характер и представляет собой
угрозу экономической безопасности России. Коррупция деморализует бизнес – сообщество
и разлагает органы власти, регулирующие правоотношения в сфере предпринимательства,
негативно отражается на жизни всех граждан. Основными причинами распространения
коррупции в сфере малого бизнеса являются: принуждение бизнеса к коррупционным
действиям чиновниками (вымогательство); высокая эффективность коррупционных действий
по сравнению с законными путями решения проблем; укоренённость коррупции как «нормы
жизни» в сознании предпринимателей и населения в целом; убеждённость части предпринимателей
в том, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую
деятельность, и чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с
чиновниками, низкое качество жизни и др. Тактическими задачами являются
выявление причин и условий распространения коррупции в сфере малого бизнеса, а
также выработка системной антикоррупционной политики и профилактики коррупционности
бизнеса. Основная стратегическая цель - выстраивание принципиально новых партнерских
взаимоотношений между властью и бизнес-сообществом. Мы считаем, что
нормативное обеспечение противодействия коррупции в сфере малого бизнеса находится
на низком уровне. Национальный план по противодействию коррупции не упоминает
малый бизнес. Этот документ носит общий, абстрактный характер, что сохраняет возможность
на неисполнение антикоррупционных мер со стороны чиновников. Указ Президента
РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» также не выделяет
коррупцию в сфере бизнеса, он регулирует лишь организационные основы работы высших
должностных лиц в государстве. Очевидна необходимость модернизации антикоррупционного
законодательства на всех уровнях власти и, особенно в местном самоуправлении.
Оба указанных документа требуют серьезной доработки. На региональном
и местном уровнях наблюдается абсолютный пробел в нормотворчестве о коррупции.
Отсутствие региональных и местных законов и программ, нежелание власти разрабатывать
и принимать их, серьезно тормозит не только темпы борьбы с коррупцией, но и негативно
влияет на бизнес в России. На местах продолжают появляться нормы права, создающие
потенциал для коррупции и отсутствуют нормы, регулирующие должное поведение должностных
лиц. Только широкое и открытое обсуждение проекта Федерального закона
«О противодействии коррупции» с региональными объединениями предпринимателей может
обеспечить появление комплексного документа прямого действия. Нам совершенно
ясно, что коррупция консервирует основные проблемы малого бизнеса, к которым можно
отнести: доступ к нежилым помещениям и отвод земель для строительства; проверки
бизнеса различными организациями; недобросовестная конкуренция крупных компаний
с малым бизнесом в торговле и сфере услуг; ассоциации бизнеса работают на свои
интересы, а не для бизнес – сообщества; регистрация и лицензирование; взаимоотношения
с силовыми структурами; преимущества для предпринимателей близких к власти; слаборазвитое
законодательство; неравный доступ к средствам поддержки; ограниченные возможности
противостоять коррупционным системам. Мы требуем исполнить поручение
Президента РФ Д.А. Медведева, данного им в г. Гагарине на совещании по малому
предпринимательству и реализовать федеральный закон №159-ФЗ (о малой приватизации)
в интересах предпринимателей-арендаторов. Существующая в настоящее
время в федеральных органах законодательной и исполнительной власти практика рассмотрения
жалоб бизнесменов на произвол местной бюрократии и правоохранительных органов
только усиливает негативное отношение к антикоррупционной риторике государства.
Так как жалобы предпринимателей, объективно направляемые в вышестоящие инстанции
неминуемо «спускаются» на рассмотрение «вниз». То есть, именно в те структуры,
на противоправные деяния которых и обращается внимание. Не нужно наивно
ждать милости от бюрократического аппарата в вопросах противодействия коррупции
предпринимательской среды. Бизнес - сообщество сегодня вполне способно самостоятельно
выработать спокойную, взвешенную и серьезную позицию в данном вопросе. Главное
понять, что противостоять коррупции возможно. Мы отмечаем, что практическая
сторона борьбы с коррупцией в сфере малого бизнеса, изображаемая, имитируемая
представителями власти неэффективна по своей сути, так как проводится ими единолично
и, соответственно, в своих интересах. Нельзя победить в борьбе с самим собой,
нисколько не изменившись. Сокращение масштабов коррупции возможно,
по нашему мнению, в первую очередь посредством создания цивилизованного рынка,
развития конкурентной экономики, укрепления общественных объединений бизнес -
сообщества и повышения уровня жизни граждан в стране. Мы видим как со
стороны некоторых чиновников, недобросовестных лидеров общественных объединений
предпринимательства профанируется идея борьбы с коррупцией. Проводятся бессодержательные
«круглые столы», создаются бесполезные внутриведомственные антикоррупционные подразделения,
все чаще слышны оптимистические, подогнанные под нужные показатели отчеты и прогнозы,
реальная работа подменяется ненужными дискуссиями в экспертных и консультативных
образованиях. Успех противодействия коррупции во многом зависит от зрелого
понимания коррупции. Поэтому, в процессе развития стратегических планов Президента
РФ, объективно среди первоочередных тактических задач возникнет необходимость
в создании коллектива людей, персонально ответственных за направления развития
противодействия коррупции в сфере малого бизнеса. Региональные общественные объединения
предпринимателей могут помочь высшему руководству страны и субъектов федерации
в решении вопросов кадровой политики. Мы определяем примерный комплекс
наиболее эффективных направлений работы бизнес - сообщества на пути снижения коррупции
во взаимодействии с государственными органами как: - изменение собственной
практики ведения бизнеса – снижение ущерба, наносимого бизнесу административными
барьерами, сокращение поборов, создание нормальных стабильных условий для функционирования
и развития бизнеса, демонстрация начала реальных организованных действий и выработка
новых принципов взаимодействия; - коллективное противодействие коррупции
– переговоры о возможных совместных усилиях с порядочными чиновниками, защита
интересов предпринимателей, усиление роли ассоциаций, публичные договоренности,
паритетные основы власти и ассоциаций при совместном создании и управлении фондами
поддержки малого бизнеса, создание постоянных и эффективных механизмов лоббирования
интересов; - политические и управленческие меры на федеральном уровне
– обеспечение представительства ассоциаций в местных и региональных органах власти,
организация эффективного взаимодействия с федеральными партиями, обеспечение лоббирования
на этом уровне. Мы уверены, что сегодня главная проблема, без решения
которой любые усилия по противодействию коррупции так и останутся намерениями
- это проблема формирования единой идеологической пропаганды. Все остальное –
административные реформы и экономические преобразования, антикоррупционные расследования
и решения проблем с кадровыми назначениями, выполнение и перевыполнение планов
по борьбе с коррупцией – лишь производные от идеологического фундамента. Решение этой проблемы – первое с чего мы предлагаем действующей Российской власти совместно с отечественным бизнесом начать антикоррупционный поход.
См. также: Малый бизнес Сергей Митрохин и тверские предприниматели вбили гвозди в гроб коррупции Лидер «ЯБЛОКА» посетил с рабочим визитом Тверь Пресс-служба Тверского «ЯБЛОКА», 26 сентября 2008 года Кодекс чести тверского предпринимателя Принято 25 сентября 2008г. на первом конгрессе честных тверских предпринимателей Тверская ОПОРА – наносит вред малому бизнесу Верхневолжья Первый конгресс честных тверских предпринимателей 25 сентября 2008 года г. Тверь
|
|